Профилактическая работа с использованием здоровьесберегающих технологий.
В целях профилактики речевых нарушений для дошкольников логопед проводит групповые занятия по развитию общих речевых навыков. Профилактическая работа проводится по следующим направлениям:
· Работа по развитию слухового внимания и речевого слуха.
Включает в себя задания на узнавание неречевых звуков, умение вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции, различать одинаковые звукосочетания по высоте, силе и тембру; различать и подбирать слова, близкие по звуковому составу.
· Работа по развитию речевого дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Формирование правильного диафрагмального дыхания, на основе которого вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, который лежит в основе устной речи. Обучение правильному, оздоровительному, лечебному дыханию проводится с использованием дыхательной методики А.Н. Стрельниковой. Данная работа проводится с детьми в детском саду уже более 15 лет. Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе позволяет значительно снизить заболеваемость детей. Гимнастика Стрельниковой позволяет проводить профилактику заикания и логоневрозов у дошкольников, укрепить иммунитет, повысить сопротивляемость детей к заболеваниям лор органов. Дыхательные упражнения позволяют быстро восстанавливать голосовой аппарат ребенка после перенесенного ларингита без использования антибиотиков.
· Работа по развитию голосового аппарата.
Включает в себя задания, направленные на развитие силы, высоты и выразительности голоса, мягкой атаки голоса на материале гласных звуков и их сочетаниях и звукоподражаниях, формирование правильного ритма и темпа речи. Дети учатся произносить заданный звук более громко и длительно,
вырабатывается умение выделять звук голосом. Для этого используются разнообразные логоритмические упражнения, в частности речедвигательные упражнения А.Я.Мухиной.
· Работа по развитию органов артикуляционного аппарата.
Работа осуществляется с помощью артикуляторной гимнастики у детей вырабатываются кинестетические ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата, которые помогают ребенку овладеть правильной артикуляцией звуков. На материале детских стихов, потешек, считалок и рифмовок отрабатывается у дошкольников правильное звукопроизношение
и правильная артикуляция гласных и простых согласных звуков, готовится основа для овладения более сложными в произнесении звуками. Используются подготовительные артикуляционные упражнения Косиновой Е.М.
· Работа по развитию фонематического восприятия и слуха.
Направлена на формирование фонематического восприятия и слуха, на различение звуков близких по своим акустическим признакам и включает в себя задания на выделение на слух заданного звука из ряда звуков, слогов, слов, воспроизведение сходных звуков в серии слогов, слов. В работе используются методические приемы и игры Дуровой Н.В. «Фонематика».
· Работа по развитию мелкой моторики.
Осуществляется с помощью пальчиковой гимнастики, которая включает упражнения на развитие мелкой моторики руки. Используется методика Косиновой Е. М. «Гимнастика для пальчиков».
Для достижения хороших результатов данная работа проводится в строгой последовательности с использованием красочных логопедических игрушек с язычками, музыкальных инструментов, с использованием увлекательных игр и звуковых упражнений. Таким образом, на логопедических занятиях
поддерживается высокая речевая активность детей.
8. Использование в логопедической работе парциальной программы ВеДеДо, направленной на реализацию требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Занятия по данной программе проводились в небольших подгруппах детей с использованием игровых и творческих ситуаций.
В работе использовались песни композитора С.С. Коренблита из цикла «Двенадцать месяцев» на стихи о временах года и месяцах, написанные поэтами классиками: А. Блоком, И. Буниным, И. Бродским и др.
Включение в образовательный процесс песен и стихов способствует созданию условий для спонтанной самодеятельной игры дошкольника. Каждый ребенок становится активным участником игры, в процессе которой легко усваиваются знания о временах года, а так же происходит знакомство с творчеством великих русских поэтов и художников.
Дети с удовольствием запоминали стихи и пели песенки под замечательную веселую музыку С. С. Коренблита. а так же рассматривали картины известных русских художников, посвященных природе и временам года.
В результате проведенных занятий у дошкольников отмечается повышение познавательной и речевой активности, развитие фонематического восприятия и слуха, наблюдается улучшение выразительности речи, повышение качества звукопроизношения, развитие ритмической и интонационной организации речи, реализуется роль диалогического общения между взрослым и сверстниками, повышается общий эмоциональный фон настроения каждого ребенка, развивается музыкальный слух, повышается интерес детей к творчеству русских поэтов и художников.
Более подробную информацию об использовании в логопедической работе программы ВеДеДо можно получить на сайте детского сада в разделе «Специалисты», где размещена большая презентация.