Формирование согласных фонем
Коррекция согласных предусматривает:
1) уточнение артикуляции относительно сохранных звуков, что позволяет организовать ориентацию ребенка в звуковом составе слова;
2) коррекцию дефектных звуков;
3) дифференциацию конкретных смешиваемых звуков.
Воспитание согласных фонем у детей с затруднениями в овладении процессом письма проводится в определенной последовательности.
1. Формирование артикуляторных умений. Коррекция дефектов артикуляции складывается из, нескольких этапов: подготовка артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука, формирование первичных произносительных умений и навыков и закрепление их в устной речи. Постановка звуков осуществляется на базе специальных подготовительных упражнений, которые подбираются в соответствии с артикуляцией корригируемого звука. Обязательными условиями обучения правильной артикуляции являются:
1) показ и рассказ о том, в каком положении находятся органы речи при произнесении изучаемого звука;
2) опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кожный);
3) использование зеркала, благодаря которому ребенок может видеть положение органов речи у себя и логопеда и так контролировать свое произношение.
2. Воспитание кинестетических представлений. Задача логопеда состоит в том, чтобы научить ребенка наблюдать за положением органов речи, сосредоточивать внимание на основных моментах артикуляции, сравнивать, находить общее и особенное в работе органов речи при произнесении разных звуков, ощущать отдельные моменты артикуляции, управлять органами речи и контролировать их работу. Ребенок нуждается в опоре на образец артикуляции, и этот образец ему дает логопед.
Формирование кинестетических (артикуляционных) представлений начинается с ознакомления учащихся с названиями органов артикуляции. Например, при коррекции дефектов звуков сиз внимание детей следует сосредоточить на следующих органах: кончик языка, нижние зубы, верхние зубы, передняя часть спинки языка, боковые края языка. Затем упражнять детей в назывании и показывании органов речи на основе словесной инструкции и тактильного ощущения от прикосновения к ним посторонним предметом — логопед прикасается зондом, например, к кончику языка, нижним и верхним зубам, передней части спинки языка, а ученик называет их; логопед прикасается зондом к органам артикуляции ребенка, а он отыскивает и показывает их на муляже, профиле артикуляции, рисунке. Когда дети научатся называть и показывать органы речи, можно знакомить их со способом и местом образования звука. Это очень важный момент, так как способ и место образования звука — наиболее распространенные в русском языке дифференциальные признаки, и соблюдение их является важным условием для развития фонематического слуха.
Упражнения на определение места и способа образования звука:
1) определение части работающего и пассивного органов путем прикосновения к ним посторонним предметом;
2) воспроизведение смычки или щели на основе ощущений от прикосновения зондом к органам артикуляции (сомкнуть их, образовать щель);
3) воспроизведение смычки или щели на основе словесной инструкции (сомкнуть кончик языка с верхними зубами, образовать щель между кончиком языка и верхними зубами);
4) ощущение характера выдыхаемой струи воздуха при смыкании и сближении органов артикуляции;
5) ощущение вибрации голосовых складок при произнесении звонких и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных; 6) нахождение на муляжах, схемах артикуляции укладов, соответствующих понятиям «смычный», «щелевой» или «фрикативный»;
7) словесное описание того или иного положения органов артикуляции на основе возникших ощущений (произнести звук, например з, и определить органы, которые образовали щель; произнести звук и определить характер преграды — смычный или щелевой звук и какие органы артикуляции образовали смычку или щель; произнести звук и определить место образования преграды).
Навык кинестетического различения в положении губ вырабатывается при произнесении гласных звуков и — а, у — о, и — у, а также согласных м — л. Умение кинестетически различать положение кончика языка (приподнят или опущен) формируется на звуках с — т, а — д, а — л, а — т; различие в способе образования (смычка или щель) отрабатывается на звуках ш — т, ж — д. Умение кинестетически различать широкий и узкий язык формируется на звуках н — л (н — язык широкий, л — узкий);
8) описание артикуляционной характеристики согласных:
а) по участию голосовых складок (звонкий — глухой);
б) по подъему или опусканию нёбной занавески (носовой — неносовой);
в) па способу образования преграды в полости рта (смычный, фрикативный, вибрант, аффрикат);
г) по месту образования преграды в полости рта (губно-губной, губно-зубной, переднеязычный-зубной, переднеязычный-альвеолярный, заднеязычный-задненёбный и т. д.);
д) по наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу (твердый — мягкий);
9) сравнение правильной и неправильной артикуляции. Артикуляционное движение определяется как усвоенное, когда оно выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Постепенно детей следует подвести к выводу о том, что звуки имеют разные способ и место образования, что у нескольких звуков одинаковый способ образования и разное место, и наоборот. Полученные знания о продуцировании звуков речи вырабатывают способность наблюдать за работой речевого аппарата,, оценивать ее не только зрительно и на слух, но и кинестетически, по ощущениям. Ощущение правильного положения органов артикуляции при продуцировании определенного звука помогает его дифференциации среди других звуков, близких по способу и месту образования.
3. Соотнесение артикуляционного образа звука с акустическим. Формирование артикуляции — только одно из условий, необходимых для правильного произнесения звука: «Слушание звука и „видение" правильной артикуляции его — Начало активного развития у детей собственных произносительных навыков». Ребенок должен научиться осуществлять слуховой самоконтроль и оценивать качество звуков собственной речи, отличать нормированное произнесение от ненормированного. Обучение произношению требует максимума предъявления нормативной звучащей речи, чтобы ребенок мог наблюдать, анализировать, сравнивать свою речь с образцом, что способствует, в свою очередь, установлению прочней связи между артикуляционными и акустическими свойствами звука. Сформировав артикуляцию, следует дать ребенку возможность послушать звучание отрабатываемого звука при изолированном его произнесении, в словах, предложениях, текстах.
4. Формирование умений и навыков опознавания (узнавания) и различения фонем. Чтобы работа над формированием артикуляции принесла успех, ребенок должен уметь этот звук слышать, так как регулятором речи является слух. Детей надо научить слышать изучаемый звук изолированно, в составе слога, слова. При этом слова следует подбирать таким образом, чтобы корригируемый звук стоял в различных фонетических позициях. Обучение проходит в два этапа:
1 этап. Ребенка учат опознавать изучаемый звук в чужой речи в такой последовательности:
1) вслушиваться в звучание текстов, обратив внимание на отдельные часто встречающиеся звуки. Тексты подбираются так, чтобы звук, который дети будут опознавать, находился в начале, середине, конце слова, чтобы они с самого начала знали, что один и тот же звук может находиться в разных частях слова;
2) опознавать изучаемый звук в ряду данных звуков, вначале отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам от корригируемого, а затем и близких. Например, логопед произносит ряд звуков, среди которых находится и отрабатываемый звук — с, л, м, с, к, с, а, с, и дает ребенку задание прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит изучаемый звук с (чтобы облегчить задачу, логопед голосом выделяет изучаемый звук);
3) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слогов, которые при этом не должны включать в себя оппозиционные звуки. Например, логопед произносит ряд слогов, среди которых находится и слог с отрабатываемым звуком — са, ла, ма, са, ка, са, са, к дает ребенку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слог с заданным звуком с;
4) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слов. Например, логопед произносит ряд слов: сани, коса, колос, молоток — и дает ребенку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед называет ряд слов: сани, сук, мак, коса, ком, книга, колос — и дает инструкцию прослушать, запомнить и повторить только те слова, в которых имеется изучаемый звук;
5) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных предложений и текстов. Например, логопед произносит предложение и дает ребенку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед читает текст и просит ребенка прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит предложение, содержащее слова с изучаемым звуком.
Выполняя предложенную программу, ребенок постоянно опирается на слуховое восприятие и оральный образ звука, произносимого логопедом. На втором этапе обучения, когда опоры снимаются, он руководствуется уже не непосредственным слуховым восприятием звука и его артикуляцией, а представлениями о нем.
2 этап. Ребенка учат опознавать изучаемый звук в собственной речи через систему следующих заданий:
1) отобрать изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук;
2) отобрать изображения предметов, в названии которых изучаемый звук находится в первом, втором или третьем слоге;.
3) отобрать к заданной схеме изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук.
Примечание. Изображения предметов, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки, исключаются.
5. Соотнесение фонемы с соответствующей буквой. По мере первоначального закрепления звука и узнавания его в различных фонетических позициях устанавливается связь звука с соответствующей буквой. В этом случае буква соотносится не с изолированно произнесенным звуком, а с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, определяемые положением его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и звука. Кроме того, буква является своеобразной зрительной опорой, которая стимулирует правильное произношение и восприятие звука. Для лучшего усвоения изучаемый звук соотносится с определенным образом буквы (сравнение буквы з с очертаниями змеи, буквы ж с очертаниями жука, б — белки, д — дятла и т. д.) и одновременно анализируются основные моменты артикуляции, обращается внимание на оральный образ звука.
Так логопед постепенно формирует готовность ребенка к фонетическому анализу. Когда ребенок научится самостоятельно опознавать изучаемый звук в чужой и собственной речи, а также соотносить звук с соответствующей буквой, можно переходить к формированию умения выделять звуки из состава слога, слова, определять их последовательность и количество.
6. Включение звука в фонематический анализ. Чтобы направить внимание ребенка на звуковую сторону речи, научить его выделять звуки, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на тех звуках, которые он правильно произносит, а затем на материале неправильно произносимых звуков, опираясь при этом на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками. В момент осуществления звукового анализа — синтеза логопеду следует исключить собственное проговаривание, перенеся опору на слуховое восприятие ребенком речевого материала.
Существуют различные способы выделения фонем.
1. Интонационное выделение фонем. Логопед произносит слово несколько раз, длительностью выделяя при этом каждый звук слова: с-с-с-сыр, сы-ы-ы-р, сыр-р-р-р. Некоторые исследователи используют прием интонационного выделения всех звуков сразу: с — ы — р. Интонационное выделение фонем помогает ребенку как бы увидеть, обнаружить, рассмотреть те звуки, из которых состоит данное слово, расчленить его на звуки, а также установить их последовательное расположение в слове.
По мере усвоения ребенком правильной артикуляционной позиции следует включать в работу его собственное проговаривание. Л. Е. Журова предлагает формировать фонемный анализ поэтапно:
1) фонемы выделяет логопед (с-с-с-сыр и т. д.), а учащиеся только повторяют;
2) учащиеся выделяют фонемы после позвукового проговаривания логопеда;
3) учащиеся проговаривают слова за логопедом и выделяют фонемы самостоятельно;
4) учащиеся выделяют фонемы после самостоятельного проговаривания;
5) учащиеся способны называть фонемы сразу после произнесения слова.
2. Метод фишек. Для усвоения учащимися звукового анализа слова, кроме вербальной (словесной) помощи логопеда, используется и материализация действия (выделение звуков). Учащийся получает карточку, на которой нарисован предмет и дана схема звукового состава слова — названия этого предмета. Схема состоит из клеток соответственно числу звуков, составляющих слово, например:
Логопед произносит слово, интонационно последовательно выделяя фонему за фонемой. Учащийся фиксирует каждую фонему, помещая одну из полученных фишек в очередную клетку. Получается пространственная модель слова, которое теперь представляет собой дискретный ряд фишек, каждая из них обозначает звук, стоящий на определенном месте:
Психологическая сущность метода фишек заключается в том, что создаваемая таким способом пространственная модель слова передает, во-первых, отделенные друг от друга фонемы независимо от их конкретного звучания; во-вторых, ряд этих фонем, их количество и последовательность. Графическая схема и фишки являются средством фиксации каждой выделенной фонемы и контроля за правильностью полученного результата. Так, если ребенок заполнил не все клетки, значит, он выделил не все фонемы.
По мере закрепления навыка анализировать звуковой сослав слова с помощью схемы следует переходить к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их произнесения, которое должно происходить в уме, без произнесения вслух. Так формируется умение обследовать звуковой состав слова: слышать отдельные звуки в его составе, выделять их и определять последовательность и количество.
После того как учащиеся овладеют процессом звукового обследования, вводятся упражнения с фишками разного цвета (красные для обозначения гласных звуков, синие — твердых согласных, зеленые — мягких согласных) для составления и анализа слогов типа ГС (гласный и согласный), СГ и СГС.
На следующей стадии фонемного анализа, в зависимости от цели занятия, выделяется изучаемый звук, рассматриваются артикуляционные и акустические его свойства, или звук соотносится с соответствующей буквой и включается в разнообразные упражнения по звуковому анализу и синтезу.
3. Звуковая линейка. Этот способ используется для того, чтобы сосредоточить внимание ребенка на каком-то отдельном звуке, помочь «увидеть» этот звук, определить его место в слове (рис. 9).
Рис. 9. Звуковая линейка
Логопед произносит слово, длительно проговаривая каждый звук, фиксируя его благодаря звуковой линейке, подвижная часть которой открывает «окошки» (донышки «окошек» по цвету контрастны всей линейке) в соответствии с числом произнесенных звуков. Выделяемый голосом звук, например р в слове шар, можно «остановить» и увидеть, что он следует после звука а.
При анализе звукового рисунка сначала подбирают такие слова, в которых изучаемый звук находится в позиции, наиболее благоприятной для его выделения и наблюдения. Для согласных такой позицией является начало слова перед согласным, например брат, бритва, брови, или конец слова, например огурец, кирпич. Затем речевой материал следует подобрать таким образом, чтобы изучаемый звук находился в различных позициях и по-разному сочетался с другими звуками, например рыба, город, ветер, рвать, брать, врач, метро, Петр. Это позволит ребенку лучше уловить, «увидеть» общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах.
Особое внимание следует уделить формированию представлений детей о слоге, развитию умения выделять звуки, входящие в состав слога. Первоначально фонематический анализ рекомендуется развивать на материале закрытых слогов, так как закрытые слоги (-ак-) менее сливаются в произношении, чем открытые (-ка-), поэтому они легче расчленяются на составляющие их звуки. Затем фонематический анализ осуществляется на материале открытых слогов, впоследствии — закрытых и открытых, состоящих из одинаковых звуков -ак-, -ка-, и, наконец, на материале слов и предложений.
Алгоритм фонематического анализа предложения
§ Определение количества и последовательности слов в предложении, называние слов по порядку и вразбивку.
§ Выделение и называние слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении.
§ Деление слов на слоги, выделение и называние ударного слога и слогов с изучаемым звуком.
§ Анализ состава слогов с отрабатываемым звуком, определение количества и последовательности звуков в слоге.
§ Выделение изучаемого звука из состава слога.
§ Соотнесение выделенного звука с артикуляцией и соответствующей буквой.
§ Называние звука.
По следам устного анализа, составляется графическая схема предложения, например:
Данное предложение можно записать схематично, чтобы узнать, сколько в нем слов. В этом случае каждое отдельное слово обозначается чертой:
В схеме две черты, значит, в предложении два слова. Из предложения выделяется слово с изучаемым звуком, определяется количество и последовательность слогов, ударный слог, слог с корригируемым звуком и вычерчивается схема. Затем выделяется изучаемый звук и соотносится с печатной буквой; схема в целом приобретает следующий вид:
На данном этапе учащиеся многократно упражняются в составлении схем отдельных слов.
Упражнения на составление схем отдельных слов:
1) составь схему слова, покажи черту, обозначающую слово, слоги, и назови их; покажи и назови первый слог, второй; выдели и назови слог с изучаемым звуком, положи соответствующую букву;
2) соотнеси графические карточки с соответствующими схемами. Учащимся даются карточки с написанными словами, например: шар, Шура, шапка. На доске вычерчены схемы:
Задание: положи графическую карточку под соответствующую схему и докажи правильность выполнения задания;
3) соотнеси изображение предмета с предложенной схемой. Данное упражнение сложнее предыдущего, так как ребенку необходимо удержать в памяти все звуки и произвести их анализ;
4) придумай слова по заданной схеме:
Следовательно, на первоначальных этапах обучения в центре внимания должно быть отдельное слово, так как оно в фонетическом отношении выразительнее, чем контекст. Сосредоточивая внимание на слове, ученик выделяет в нем какой-либо звук, служащий предметом освоения, учится определять сильные и слабые его позиции, овладевает приемами проверки звука, находящегося в слабой позиции, звуками в сильной позиции; учится опознавать орфограммы. Это, в свою очередь, развивает орфографическую чувствительность, подготавливает школьников к сознательному усвоению правописания.
После устного анализа наряду с составлением графических схем целесообразно широко использовать и разрезную азбуку, так как она является одним из средств компенсации недостаточно четкого произношения и выступает в качестве зрительного подкрепления связи между артикуляционными и акустическими характеристиками звука.
Упражнения с использованием разрезной азбуки:
1) прослушать слово, проанализировать его, составить из букв разрезной азбуки, прочитать вслух, затем повторить по памяти и записать в тетрадь;
2) составить из букв разрезной азбуки слово, данное логопедом, а затем из букв данного слова составить новые слова (картина — карта, нитка, рана, тина);
3) из букв одного слова составить другое путем: замены букв (коса — роса — роза), добавления букв (Оля — Коля, вол — волк, рот — крот), перестановки букв (кукла — кулак, липа — пила, рога — гора);
4) вставить в слова-паронимы пропущенные буквы, обратив внимание на то, что с изменением одного звука изменяется смысл слова (Мишка — миска, роза — роса, бочка — почка);
5) вставить в данные слова пропущенные буквы (ко...ка, мы...ка, кры...а);
6) добавить к одному и тому же слогу различное количество букв для получения слова (па — пар — парк);
7) составить от записанного на доске слова цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (рак — кот — Том — мох);
8) составить от записанного на доске слова цепочку односложных, двухсложных, трехсложных слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (кот — топор, рама, арбуз, Зина).
Таким образом, закрепление произношения в сочетании с развитием фонетического анализа развивает мыслительные способности детей, направляет их внимание на звуковую сторону речи, учит наблюдать, сравнивать, сопоставлять языковые явления, т. е. формирует обобщенные фонематические представления, которые, в свою очередь, становятся стимулом для совершенствования артикуляции. Этому способствует и формирование у детей качественной оценки своей речи и речи окружающих. На логопедических занятиях, а также вне уроков учащимся можно поручить проанализировать речь товарища: правильно ли произносится каждый звук в слове? Как работают язык, губы, челюсти? Как используются сила и высота голоса для передачи содержания? Правильно ли падает логическое ударение? Выдерживается ли темп и плавность речи? Чувствует ли назальный оттенок речи? Вслушиваясь в звучание речи, сравнивая свое произношение и произношение товарищей, дети учатся улавливать ошибки артикуляции и соответственно их корригировать, В результате улучшается самоконтроль за осуществлением артикуляционных движений.
Когда ребенок овладеет правильным произношением звука во фразе и анализом предложения, можно проводить диктанты с предварительным устным и графическим анализом. При разборе предложений учащиеся самостоятельно находят слова с изучаемым звуком, произносят их, указывают, какую букву будут писать, и только после этого приступают к записи предложения. Следует использовать также зрительно-предупредительные, выборочные и контрольные диктанты. Диктанты подбираются в соответствии с программными требованиями.
После того как ребенок научится произносить каждый из смешиваемых звуков, узнавать их в речи окружающих, соотносить звук с соответствующей буквой, можно приступать к последнему этапу работы над звуком — его дифференциации.