Глава iii. методика устранения нарушений письма
Коррекционное обучение школьников с расщеплением губы и нёба прежде всего направлено на устранение причин нарушения письма. Поскольку к нарушению письма приводит вторичное недоразвитие фонематического слуха, обусловленное, в свою очередь, расстройством артикуляции, коррекция состоит в преодолении недостатков произношения у детей и, наряду с этим, развитии у них способности осуществлять наблюдения, сравнения, обобщения в области речевой деятельности. Следует прежде всего своевременно устранить недостатки звукопроизношения и голоса, научить правильно и четко произносить звуки отдельно, в слогах, словах и связной речи, чтобы таким образом восстановить кинестетический анализ. С уточнением кинестетической (артикуляционной) характеристики звука создаются объективные условия для формирования фонематического слуха, остается лишь активизировать процесс фонемообразования через систему упражнений по доразвитию фонематического слуха и восприятия. Детей учат опознавать и выделять звуки на слух из речи окружающих и своей собственной, соотносить звуковой вариант с фонемой. Специально организованные наблюдения над разно-; образными фактами в сфере языка направлены на формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать различные явления, чтобы преодолеть фонематическое недоразвитие
Таким образом, коррекционное обучение учащихся по предупреждению и преодолению нарушений письма должно включать в себя следующие разделы:
§ развитие артикуляционного праксиса;
§ постановка физиологического и речевого дыхания;
§ коррекция фонетической стороны речи (артикуляции и голоса);
§ развитие фонематического слуха и восприятия.
Так как у учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба нарушение письма обусловлено расстройством артикуляции и голоса, а отклонения фонематического слуха оказались производными (т. е. носят характер вторичных отклонений, возникших в результате неправильных условий развития первично сохранной слуховой функции), центральная задача обучения — развитие произносительной стороны речи и ликвидация назального тембра голоса. В процессе постановки звуков ребенок овладевает артикуляцией, однако письмо еще не исправляется, так как таким способом не восполняются пробелы в фонематическом развитии. Овладение письмом тесно связано с развитием умения расчленять звуковой поток речи на отдельные фонемы. Поэтому коррекционное обучение на данном этапе предусматривает тесную взаимосвязь между формированием произношения и развитием звукового анализа. При этом коррекции произношения и голоса отводится больше времени, нежели звуковому анализу. Анализ и синтез звукового состава слова становятся доступными ребенку лишь с помощью упражнений по уточнению акустико-артикуляционных признаков звука и исправлению его произношения. Все перечисленные задачи коррекционного обучения объединяет то, что они подготавливают необходимые условия не только для продуцирования звука, но и для его познания, которое лежит в основе овладения процессом письма.
Развитие артикуляционного праксиса
Начальный этап коррекции произношения — создание условий для упорядочения фонетической стороны речи. Поскольку основной причиной дефектов произношения является неправильное развитие и функционирование органов речи, вызванное нарушением анатомической целостности нёба, коррекционное обучение начинается с нормализации артикуляционного праксиса. Артикуляционные упражнения, широко применяемые на данном этапе, улучшают кинестетический анализ, играющий важную роль в формировании фонематических представлений.
Логопедическая работа по развитию артикуляционного праксиса предусматривает систему упражнений для стимуляции движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба и глотки.
Гимнастика нижней челюсти
У детей с расщеплением губы и нёба значительно страдает голосовая функция, поэтому особое внимание уделяется гимнастике нижней челюсти. Известно, что в процессе звукопроизношения полость рта и полость глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире ротовая полость при произнесении звука, тем уже глотка, что создает благоприятные условия, для нёбно-глоточного замыкания. Кроме того, существует тесная связь между движениями нижней челюсти, мягкого нёба, глотки и гортани: чем ниже опущена челюсть, тем выше поднято мягкое нёбо и тем более оказывается открытой глотка, что способствует работе голосовых складок.
Упражнения на стимуляцию движений челюсти:
1) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку;
2) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке;
3) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звуков а или э на твердой атаке;
4) откидывание челюсти с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка);
5) открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке; произнесением звуков а или э шепотом на мягкой атаке;
7) открывание челюсти с откидыванием головы назад;
8) открывание челюсти с запрокидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки логопеда, лежащей на затылке;
9) открывание челюсти с поворотами головы вправо-влево;
10) мысленное или шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта:
а — и, а — э, а — о, а — у, а — и — а, а — э — а, а — о — а, а — у — а и т. д.
Упражнения для нижней челюсти с сопротивлением, с движением головы и произнесением звуков а или э на твердой атаке включают в движение язычно-нёбно-глоточные мышцы, повышают их активность, делают их упругими и эластичными и таким образом подготавливают к предстоящей уранопластике, а в послеоперационный период способствуют нормализации артикуляции и голосообразования. В послеоперационный период для активизации движений нижней челюсти широко применяется механотерапия: в ротовую полость вводится аппарат, регулирующий пускание и подъем нижней челюсти (рис. 7).
Рис. 7. Аппарат для активизации движений нижней челюсти
Для предупреждения образования массивных рубцов в области нёбных дужек после уранопластических операций назначают жевательную гимнастику.
У детей, перенесших хейлопластику, значительно затруднена функция верхней губы, поэтому выработка активных произвольных движений начинается с массажа и развития движения губ.
Гимнастика и массаж губ
При массаже верхней губы шов растирают, разминают сначала с внешней стороны, затем, обхватывая с двух сторон,— большой палец правой руки заводят под верхнюю губу в области шва, указательный палец кладут на нее,— производят разминающие, растирающие движения по линии послеоперационного шва. Для повышения тонуса мышц производят винтообразные, постукивающие движения по верхней и нижней губе. Продолжительность массажа — от 3 до 5 минут. Наряду с логопедическим массажем проводят лечебный массаж и физиотерапию (аппликация парафина или озокерита). За массажем следует гимнастика губ.
Формируя активные движения губ, логопед должен воспитывать у ребенка потребность зрительно контролировать каждое движение, ощущать его, оценивать.
Упражнения на стимуляцию движения губ:
1) удержание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек;
2) смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное);
3) смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте;
4) медленное вытягивание губ хоботком и такое же медленное возвращение в состояние покоя;
5) вращательные движения губ хоботком;
6) движения губ хоботком влево и вправо;
7) мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»;
8) оскал при закрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов;
9) оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов;
10) оскал с последующим движением губ в хоботок при сжатых челюстях;
11) оскал с последующим движением губ в хоботок при разжатых челюстях;
12) оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим плотным смыканием губ;
13) поднимание верхней губы с обнажением зубов;
14) поднимание верхней губы с последующим опусканием ее;
15) рисунки губ на все гласные звуки.
Гимнастика щечных мышц
При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для щечных мышц, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряжением щечных мышц. От качества и скорости включения в движение щечных мышц во многом зависит внятность речи.
Упражнения на стимуляцию щечных мышц:
1) надувание обеих щек одновременно (губами удерживается воздух в ротовой полости);
2) вялый губной выдох (щеки надуваются ненапряженно);
3) надувание обеих щек и имитация полоскания зубов;
4) надувание щек попеременно;
5) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую;
6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.
Гимнастика языка
Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка развивается в своей мощности, объеме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики языка особое внимание уделяется:
§ стимуляции движений кончика языка, переднесредней и задней части спинки языка;
§ переключению в передние отделы ротового резонатора;
§ развитию дифференцированного кинестетического восприятия;
§ укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба).
Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта:
1) положить язык между губами;
2) тянуть кончик языка к носу;
3) тянуть кончик языка к подбородку;
4) дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение;
5) дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение;
6) дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксировать данное положение;
7) дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксировать данное положение;
8) произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губы);
9) произвести движение кончиком языка по нижней губе;
10) произвести круговое движение кончиком языка по верхней и нижней губе;
11) протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, а затем в умеренном, с фиксацией положения языка. Каждая артикуляционная поза для укрепления мышц языка удерживается определенное время (под счет от 1 до 5).
Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта.
Рот широко открыт:
1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов;
2) дотронуться кончиком языка до верхних резцов;
3) дотронуться кончиком языка до альвеол;
4) многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т;
5) многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д.
Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба характеризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено неполноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребенок, стараясь при артикуляции помешать выходу воздуха через нос, напрягается и выдает звуки толчкообразно. При этом, речь сопровождается неестественными движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрезвычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой моторики придается развитию динамического артикуляционного праксиса. Ребенка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (каждое упражнение сначала в медленном темпе, а затем в умеренном).
Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта:
1) тянуть язык к подбородку, затем к носу;
2) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до верхней губы;
3) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком языка до правого угла рта;
4) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до левого угла рта;
5) тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);
6) тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе;
7) тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксировать у нижних резцов;
8) производить движения языком вправо и влево (имитация движения маятника);
9) тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком языка до верхней губы;
10) тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение кончиком языка по верхней губе;
11) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка до правого угла рта;
12) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка до левого угла рта;
13) тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка у нижних резцов.
Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта.
Рот широко открыт:
1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем верхних;
2) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем альвеол;
3) дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней;
4) дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внутренней стороны, затем с внешней;
5) кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот;
6) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щеку;
7) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в левую щеку.
Данные упражнения развивают не только подвижность, точность движений кончика языка, умение переключаться с одного движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних в передние отделы ротового резонатора. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кончика языка.
Упражнения на развитие подвижности, точности движений переднесредней и задней части спинки языка:
1) кончик языка упирается в нижние десна, а переднесредняя часть спинки языка поднимается вверх;
2) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами;
3) выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов;
4) поднимание задней части спинки языка вверх с одновременным широким открыванием рта, кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
При выполнении ребенком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счет от 1 до 5).
Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней части спинки языка:
1) поднимание и опускание передне-средней части спинки языка: кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спинки языка то поднимается вверх, то опускается вниз, как при звуке а;
2) поднимание и опускание задней части спинки языка: кончик языка упирается в нижние десна, а задняя часть спинки языка то поднимается вверх, то опускается вниз;
3) высовывание языка как можно больше изо рта, а затем втягивание как можно глубже в рот.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей:
1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот;
2) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко позевать;
3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и позевать;
4) дотронуться кончиком языка до верхних десен и широко открыть рот;
5) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот;
6) дотронуться кончиком языка до верхних десен, открыть рот и широко позевать;
7) дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть рот и позевать;
8) кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием челюсти;
9) круговые движения кончиком языка по верхней губе с постепенным открыванием рта.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ:
1) кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: широко округляются, как при о, широко растягиваются, как при и, растягиваются и округляются, как при ы, э, вытягиваются широкой трубочкой, как при у, сомкнутые губы вытягиваются хоботком;
2) кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы;
3) кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.
Правильность выполнения каждого движения контролируется отражением в зеркале и сравнением с образцом (логопед демонстрирует каждое движение). Чрезвычайно важно выдох координировать с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную стимуляцию.
Упражнения на координацию движений языка и выдоха:
1) вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка;
2) вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик языка;
3) дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть на кончик языка;
4) положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка;
5) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем произвести медленный выдох на кончик языка;
6) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка вверх, а затем произвести выдох;
7) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять корень языка вверх, а затем произвести выдох.
Упражнения на координацию движений языка, челюсти и выдоха:
1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
2) поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
4) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох.
Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов:
1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длительный выдох;
2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох;
3) округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох;
4) вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и произвести длительный выдох;
5) вытянуть губы вперед, округлить, как при звуке э, и произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у верхних резцов:
1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длительный выдох;
2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох;
3) округлить губы, как при звуке о, и произвести выдох;
4) вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и произвести длительный выдох;
5) зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать перечисленные позы губ и произвести выдох;
6) надуть обе щеки, вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.
Каждое упражнение проделывать вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребенок вырабатывает правильный выдох, сопоставляя силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим.
Для развития дифференцированного кинестетического восприятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — менее контрастными. В дальнейшем развитие орального праксиса проводится на артикулемах гласных и согласных звуков, т. е. отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые предстоит корригировать.