Речевые кинестезии в формировании письма
На исключительную роль артикуляции в формировании письменной речи указывает в исследованиях А. Р. Лурия. Выясняя, какую роль в процессе письма играют речевые кинестезии, он пришел к заключению, что проговаривание записываемого слова является не просто «аккомпанементом», сопровождающим письмо, а существенной и составной его частью: «Такое „проговаривание" позволяет уточнить подлежащие написанию звуки, отделить близкие звуки друг от друга и превратить недостаточно ясные звуковые нюансы в четкие фонемы».
Основываясь на данном теоретическом положении, ряд методистов массовой школы рекомендует в качестве основного приема по предупреждению ошибок письма артикулирование слова при записи. Так, исследования Л. К. Назаровой показали, что возникающие у ребенка при артикулировании слов кинестетические ощущения служат необходимым условием для уточнения звукового состава слов и фиксации последовательности звуков в них, что имеет большое значение при обучении детей грамоте: «У ребенка первых этапов обучения внутренний звуковой образ слова еще недостаточно осознан. Поэтому он нуждается в серии внутренних кинестетических „опор", помогающих ему уточнить и сохранить при записи ту или иную сторону звуковой организации слова». В экспериментах Л. К. Назаровой, проведенных в первом классе массовой школы, ученики, лишенные возможности проговаривать записываемое слово, сделали в 7 раз больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса.
Л. Н. Кадочкиным было установлено, что систематическое усиление речевых кинестезии путем слогового проговаривания является эффективным средством формирования навыков правописания русских орфограмм, не контролируемых орфографическими правилами, облегчает звуковой анализ сложных слов, сопоставление многих морфем и этим самым развивает речевой слух.
Значимость речевых кинестезии для формирования письменной речи становится особенно очевидной в случаях патологии. А. Р. Лурия, Е. Н. Винарская, Л. С. Цветкова и другие ученые, наблюдая больных с афферентной формой афазии, обнаружили, что они затрудняются в выделении из речевого потока четких и константных звуков и соотнесении их с соответствующей буквой, утрачивают способность уточнения звуков. Это обусловлено, по мнению исследователей, нарушением артикуляторных схем (на основе расстройства кинестетических ощущений). На основании наблюдений ученые пришли к выводу о том, что кинестетический анализ является одним из важнейших компонентов письма.
Причинная связь между дефектами артикуляции и формированием письма у детей с аномалиями артикуляционного аппарата (при ринолалии и псевдобульбарной дизартрии) установлена в исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной. Открытие данной" закономерности положило начало разработке научно обоснованных методов в преодолении нарушений устной и письменной речи. Эти ученые указывают, что речь детей, имеющих двигательные и морфологические поражения органов речи, развивается в условиях недостаточной произносительной деятельности. Неполноценное кинестетическое восприятие звуков речи ведет к неполному их различению на слух, поэтому накопление четких представлений о звуковом составе слова в этих случаях затруднено и, следовательно, возникают значительные препятствия в овладении письмом и чтением23. Предположение Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной, согласно которому нарушения письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата являются результатом вторичного недоразвития фонематического слуха, обусловленного неполноценностью артикуляционного компонента, получило полное подтверждение и развитие в последующих работах Р. Е. Левиной, а также Л. Ф. Спировой, Т. В. Чиркиной, 3. А. Репиной и в ряде зарубежных исследований.
Таким образом, оценивая значимость речевых кинестезии в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходимы предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки одних фонем в отличие от других.