Речевые кинестезии в формировании фонематического слуха и восприятия
О тесной связи и взаимозависимости слуховых Ощущений с речевыми 'кинестезиями писал еще И. М. Сеченов: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению»1. Указывая на важность речевых кинестезии в формировании речевой функции, он подчеркивал, что для артикуляции слова важны не сами по себе речедвижения, а их ассоциации со слуховыми ощущениями от собственных звуков, что в основе «немого разговора» (как и «немого пения») лежит мышечно-слуховая ассоциация: «...слуховые ощущения имеют перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными — в груди, гортани, языке и губах, т. е. с ощущениями при собственном разговоре», иными словами, мышечное ощущение не только обогащает и уточняет чувственные знания, но и входит в их состав в качестве активного компонента.
Данной концепции вполне созвучны высказывания И. П. Павлова, рассматривающего сигналы, идущие от речедвигательного анализатора, в качестве основного «базального» компонента второй сигнальной системы: «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов».
Эта мысль получила широкое распространение и обоснование в ряде работ физиологов 50—60-х годов XX в. И. Томка, исследуя некоторые физиологические механизмы восприятия речи, в частности особенности формирования условных связей, пришла к заключению, что в дифференциации звуков определенная роль принадлежит кинестетическим импульсам с речевого аппарата: «...звуки речи не могут рассматриваться только как звуковые раздражители. Несомненно, это есть сложные раздражители, в которых наряду с акустическим действует проприоцептивный компонент. Роль последнего оказывается очень значительна».
Л. А. Чистович указывает на то что не фонема является первичным результатом распознавания речи. В оперативной памяти человека сохраняются и обрабатываются элементы, меньшие, нежели звук, а именно артикуляционно-акустические признаки звукового сигнала, своего рода «кинакемы»: «Первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, процесс, который можно назвать внутренней имитацией».
Роль кинестетического компонента в развитии фонематического восприятия подчеркивается в исследованиях не только психологов, но и лингвистов. Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед второй половины XIX —
начала XX в. Бодуэн де Куртенэ подчеркивал, что структура фонемы определяется как акустическими, так и проприоцептивными компонентами6. Это означает, что процесс фонематического анализа слов осуществляется при участии не только слухового, но и двигательного анализаторов.
Наличие двоякого контроля при речепроизводстве отмечает Н. И. Жинкин: «...аналитико-синтетическая деятельность слухового анализатора в процессе речи находится в тесном взаимодействии с такой же деятельностью двигательного анализатора и контролирует его. Вместе с этим в процессе усвоения языка в самом двигательном анализаторе формируется еще одна особенно важная ступень контроля. Это сигналы от органов речи в процессе произнесения. От множества мышц, участвующих в работе речевых органов, все время при произнесении слов поступают импульсы в корковую часть двигательного анализа тора, где и происходит их анализ и синтез, необходимый для точного артикулирования речи».
Различение звуков речи при помощи слуха, по мнению Н. И. Жинкина, происходит быстрее и лучше, если одновременно возникают правильные дифференцировки в положениях органов артикуляции: «Если слушающий не будет декодировать звуковой состав слов на речедвижения, он не сможет отождествить принимаемый элемент с выдаваемым, а поэтому и различить звуковой состав приема».
Отмечая важную роль мышечной (кинестетической) чувствительности в развитии речи ребенка, Н. И. Жинкин подчеркивает, что кинестезии есть не что иное как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется о результатах выполнения приказов, посланных на исполнение. Отсутствие кинестезии, по мнению автора, «прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движениями речевых органов. Человек не смог бы выучиться речи». И далее он отмечает, что «усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает выучку речи».
Н. X. Швачкин, рассматривая фонематическое развитие речи во взаимосвязи с другими компонентами — артикуляцией и слухом, приходит к выводу, что «артикуляция, а не только слух, влияет, по-видимому, на фонематическое развитие детской речи; во всяком случае, она вносит значительные коррективы в это развитие». Четкое восприятие и различение звуков речи на слух, по его мнению, способствует успешному развитию фонематической стороны речи, и наоборот, на основе нормального произношения звуков совершенствуется и развивается фонематический слух ребенка.
Исследуя закономерности развития детской речи, А. Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки... Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка».
О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах известного лингвиста А.А.Леонтьева: «...речевой, фонематический, слух требует обязательного участия звукопроизводящего механизма, в данном случае артикуляционного аппарата, в результате чего между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь». Подчеркивая значимость кинестетической чувствительности в восприятии речи, А. А. Леонтьев отмечает, что «восприятие речи есть по существу скрытое говорение».
Р. М. Боскис, сравнивая развитие речи у детей с нормальным слухом и при нарушении слухового анализатора, отмечает, что у нормально слышащего ребенка -акустическое восприятие звуков речи тесно связано с артикуляционной деятельностью: «Говорящий ребенок имеет возможность не только слышать свою речь, но и воспринимать ее элементы кинестезически. От движений его собственного артикуляционного аппарата в кору головного мозга идут не только звуковые, но и кинестезические раздражения».
Сопоставляя факты -исследования восприятия звуков при , нормальном и нарушенном слухе, а также факты развития фонематического слуха с фактами формирования произносительной стороны речи в норме и патологии, В. И. Бельтюков приходит к выводу о том, что «у детей, страдающих недостатками речи, фонематический слух находится под определенным влиянием этих недостатков: не расчлененные в произношении звуки дифференцируются на слух хуже, чем расчлененные, хотя последние могут быть более тонко акустически противопоставленными, чем первые» .
Зависимость развития фонематического слуха от деятельности речедвигательного анализатора показана в исследованиях В. К. Орфинской. Изучая детей с моторной формой афазии, она выявила у некоторых из них избирательные нарушения фонематической системы, проявляющиеся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций, у других — избирательные нарушения фонематического анализа и синтеза, выражающиеся в затруднениях при переключении от одной артикуляции к другой, в персеверации фонем.
Таким образом, ученые считают, что восприятие звуков речи и их произношение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга.
Однако ошибочно думать, что только взаимодействие этих двух анализаторов может обеспечить нормальное функционирование такого сложнейшего явления, как речь. Отношения, возникающие между речевыми кинестезиями и звуковым эффектом от произносимого слова, подкрепляются предметной связью и создают тем самым необходимое условие для нормального функционирования всей речевой системы.