Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Цель:закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме;развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Ход урока 2.
Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
1) дочь;
2) плакса;
3) пальто.
2. Несклоняемым является имя существительное:
1) метро;
2) время;
3) фанера.
3. Именем существительными среднего рода является слово:
1) кофе
2) какао
3) авеню
4. Именем существительным мужского рода является слово:
1) пенальти
2) такси
3) ателье
5. К разносклоняемым относится группа существительных:
1) море, поле, горе;
2) племя, знамя, семя;
3) марля, доля, воля.
6. К третьему склонению относится имя существительное:
1) сыч
2) дочь
3) плач
7. Именем существительным общего рода является слово:
1) плакса
2) академия
3) стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
Словарная работа.
· Какое значение имеет слово академия?
1. Диктант «Угадай словечко!». (Учитель читает толкование, дети записывают само слово. Слова берутся из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось по теме «Имя существительное».)
1) Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.
2) Стальной каркас железобетонных конструкций.
3) Строительный материал из вяжущих смесей с водой и заполнителями, твердеющий после укладки.
4) Основной род занятий, трудовой деятельности.
5) Возвышение для оратора.
6) Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.
7) Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий.
Ключ к диктанту «Угадай словечко».
1) Агент, 2) арматура, 3) бетон, 4) профессия, 5) трибуна,
6) троллейбус, 7) фанера. (Слова читаются хором )
· Как расположены эти слова?
В алфавитном порядке.
· Где мы никак не обойдемся без алфавита?
В словарях.
· Загляните дома в словари, некоторые из этих слов многозначные.
2. Составьте предложения, чтобы эти имена существительные были разными членами предложения (задание дается по рядам; первый ряд – подлежащее, второй – дополнение, третий – обстоятельство, все – сказуемое, можно работать в парах.)
3. Повторение способов образования слов.
· А какими способами образуются русские слова?
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход слова одной части речи в другую.
1. Разберите по составу слова: невежа, неточность, смазчик, стаканчик, зайчонок, подоконник, орешек.
2. Сделайте словообразовательный разбор этих же слов.
4. Домашнее задание.Подготовиться к контрольному диктанту, используя тетрадь и учебник.
Тема: Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное».
Цель:проверить степень освоенности изученного материала, проконтролировать и оценить знания учащихся.
Ход урока.
I
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
II
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)
(По И. Соколову-Микитову)