Vi. дом суффиксов и окончаний.
Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители.
Да, вот один Суффикс. Попробуем у него выяснить, что же случилось в этом доме.
Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно. (Помогите). (В предложение прилагательное выполняет роль определения и сказуемого). Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу.
Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний?
- Ударение.
Расставьте буквы е и о по своим местам. Помните об ударении.
Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый, беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой,
Проверь себя. Взаимопроверка. Капитаны отмечают в дневнике путешественника успехи каждого члена команды.
Холщовый, большого, парчовый, чужого, глянцевый, бежевый, хорошего, пунцовый, алычовый, пригожего, на свежем, ножевой, кучевые, в дремучем, оранжевый, кольцевая, камышовый, колючего, ершовый, лежачего, сторожевой,
VII. Творческая работа .
Мы справились с заданием. Все жители города Прилагательное вышли на улицы и устроили для нас грандиозный праздник. Они читали стихи, пели песни, показывали фокусы. Давайте и мы примем участие в их празднике.
Напишите творческую работу для праздника в городе Прилагательном. В работе обязательно используйте слова с суффиксами, которые мы встретили во время путешествия. Не забудьте о шипящих, их нужно задобрить, чтобы они больше не доставляли неприятностей нашим суффиксам и окончаниям.
VIII. Итоги урока.
Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? Там появились новые знания. Какие? От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?
Какая команда прошла весь путь без потерь? Выставление оценок по листу путешественника.
IX. Домашнее задание.
1. Составить связный рассказ о правописании гласных после шипящих, записать план и примеры.
Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Цель:отработка орфографических и пунктуационных навыков, закрепление знаний об имени существительном.
Ход урока 1.
Повторение проводится поэтапно. Листы с упражнениями у каждого ученика. Перед выполнением задания учащиеся обсуждают его, а затем самостоятельно выполняют. Такая работа проводится с каждым упражнением.
1. Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению? Приведите примеры. Обозначьте склонения существительных.
Осень, рассвет, озеро, туман, дымка, тишина, утро, тень, ночь, глубина, место, день.
2. Как определить, какую гласную (Е или И) следует писать в окончании имени существительного? В каком склонении и в каких падежах у существительных ед. ч. пишутся в окончании буквы И и Е? Вставьте пропущенные буквы.
Зима. Снег л..жит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На з..леной елк.. и пихт.. хвоя покрылась ине..м. Спит в б..рлог.. в своей постел.. косолапый медведь. Белка скач..т с ветк.. на ветку.
3. Что значит разобрать существительное морфологически? Сделайте морфологический разбор указанных существительных.
Чуть слышится ручей3, бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок3, уснувший на листах, и тихая луна3, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках3.
4. Расскажите о правописании НЕ с существительными. Запишите под диктовку.
Каждая неудача прибавляет ума. Не силой борются, а умением. Неправдой не проживешь. Не бросай друга в несчастье.
5. Как различить на письме суффиксы -ек- и -ик-?
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Раза два принимался дожд..к но в лесу его просто не замеча..шь. Вот у старой елк.. высунулся белый грибоч..к на шляпк.. зернами красовались капли росы.
6. Расскажите о правописании гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Запишите по 5 примеров на каждый случай, выделяя суффиксы.
Домашнее задание:комплексный анализ текста.