Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике(показ презентации)
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.
В ее полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.
Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.
Картина «Утро» (1954 год) — это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений, умение радоваться жизни.
Все как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней все очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.
Беседа по картине.
– Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте.
– Какое это время года? Как вы догадались?
– Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте.
– Чем занимается девочка?
– Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте.
3. Составление плана.
Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи:
1) подготовить вступление;
2) описать погоду, девочку, элементы интерьера;
3) составить заключение.
Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно.
Работа с языковым материалом.
- А теперь внимательнее рассмотрим изображенную на картине комнату, ее обстановку и соберем рабочие материалы для ее описания в предстоящем сочинении. В этом нам поможет план сбора материалов.
Систематизация материалов
План сбора материалов | Материалы к сочинению |
Комната (общий вид) | большая, просторная, уютная, светлая, прекрасная квартира, много воздуха и света |
Стены | высокие, толстые, светло-желтые с розоватым оттенком, бежевые, оклеенные обоями или покрашенные краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды |
Пол | паркетный, «в елочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу |
Окно | высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном |
Дверь | двустворчатая, стеклянная, арочного типа, выходит на балкон, оградительная железная решетка, цветы на балконе и над дверью |
Мебель (обстановка) Стол | круглый, возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с длинной бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка |
Кровать | деревянная, низкая, еще не убрана, торчит подушка, одеяло с белым пододеяльником |
Стул | «венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле одежда девочки |
- Итак, мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению-описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображенное на картине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины? {Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)
- Давайте вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи? (В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова {прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.
- Чем различается научное и художественное описание? (В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.)
- Прежде чем начать свое сочинение, подумайте, в каком стиле вы будете описывать изображенное на картине помещение.