Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике(показ презентации)

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер со­ветской живописи, заслуженный деятель искусств Укра­ины, лауреат Государственной премии. Яблонская изобра­жает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.

В ее полотнах раскрываются жизнеутверждающие по­этические образы современников и родной природы, зву­чит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.

Живописная манера отличается насыщенностью све­та, декоративностью, острым чувством предметности ок­ружающего мира, а в более поздних произведениях тонко­стью пластического и цветового решения.

Картина «Утро» (1954 год) — это рассказ о красоте на­ших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца вры­ваются в комнату через распахнутое окно и освещают де­вочку, которая только что встала с постели и делает заряд­ку. И мы с удовольствием смотрим на стройную легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений, умение радоваться жизни.

Все как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней все очень продуманно и помогает художнице рас­крыть свой замысел.

Беседа по картине.

– Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте.

– Какое это время года? Как вы догадались?

– Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте.

– Чем занимается девочка?

– Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте.

3. Составление плана.

Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи:

1) подготовить вступление;

2) описать погоду, девочку, элементы интерьера;

3) составить заключение.

Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно.

Работа с языковым материалом.

- А теперь внимательнее рассмотрим изображенную на картине комнату, ее обстановку и соберем рабочие ма­териалы для ее описания в предстоящем сочинении. В этом нам поможет план сбора материалов.

Систематизация материалов

План сбора материалов Материалы к сочинению
Комната (общий вид) большая, просторная, уютная, светлая, прекрасная квартира, много воздуха и света
Стены высокие, толстые, светло-желтые с розова­тым оттенком, бежевые, оклеенные обоями или покрашенные краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды
Пол паркетный, «в елочку», блестящий, натер­тый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу
Окно высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном
Дверь двустворчатая, стеклянная, арочного типа, выходит на балкон, оградительная железная решетка, цветы на балконе и над дверью
Мебель (обстановка) Стол круглый, возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с длинной бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка
Кровать деревянная, низкая, еще не убрана, торчит подушка, одеяло с белым пододеяльником
Стул «венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле одежда девочки

- Итак, мы собрали и сгруппировали материалы к сочи­нению-описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображенное на кар­тине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины? {Красота обыкновен­ной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в про­стой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взле­тающая ввысь.)

- Давайте вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи? (В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее вре­мя, поэтому при описании обычно употребляются глаго­лы настоящего времени и описательные слова {прилага­тельные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

- Чем различается научное и художественное описание? (В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.)

- Прежде чем начать свое сочинение, подумайте, в каком стиле вы будете описывать изображенное на картине помещение.

Наши рекомендации