В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить
2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать
3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать
4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить
В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать;
2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий
3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль
4) зр..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль
В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) к..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение
2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный
3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься
4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться
В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание
2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой
3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный
4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение.
В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить
2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться
3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру.
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) расст...ливший, прот...рать, приб…русь, выд…рнуть
2) соб...ру, прид...русь, зам..реть, неразб…риха
3) отп…рать, нат…рание, отт...реть, подст…лить.
Словарный диктант
Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, объединить силы, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, касательная, оросительная система, возраст, изложение, облокотиться, выгореть, заря, испарение, поросль, отрасль, росток, озарение, наращение, стирание, нарастание, недоросль.
Домашнее задание:комплексный анализ текста..
Тема: Гласные Ы и И после приставок.
Цель:сформировать навык правописания букв Ы и И после приставок.
Оборудование:презентация, экран, проектор, компьютер.
Ход урока.
Работа с предложениями.
– Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите.
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
– Постойте ж, я сыскал секрет, –
Кричит Осел, –
Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем.
Работа с первым предложением.
– Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте.
– Объясните подчеркнутые орфограммы.
Работа со вторым предложением.
– В чем особенность этого предложения?
– Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении.
– Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи.
– Найдите в этом предложении древний союз. «Переведите» его на современный язык.
– Простым карандашом поставьте вертикальные черточки там, где заканчиваются части сложного предложения (т. е. выделите все простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые.
– Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки?
Определение темы и целей урока.
Работа с теоретическим материалом.
1) Слово учителя (по книге «Занимательная орфография» М. В. Панова)
Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.
С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Российской грамматики» (вышла в 1757 г.). Тысячи записей! И каждая – какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например:
отъискать
отискать
отыскать...
Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение:
искать – отыскать
играть – сыграть
итог – подытожить
икать – разыкался...
Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит.
Переведи на научный язык.
Жили-были слова без приставок, корень их начинался с И. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать.
– Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике.
Упражнение 151.
Творческий диктант.
– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.
История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный.
Самостоятельная работа (упражнение 152).
Итог урока.
– С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились?
Домашнее задание:упражнение 153.
Тема: Гласные в приставках пре- и при-.
Цель:сформировать навык написания гласных е или и в приставках пре и при.
Ход урока 1.