Методологические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы
На протяжении последнего десятилетия в нашей стране успешно развивается стратегия вариативного образования, которая в отличие от унифицированного образования построенного в соответствии с принципом школоцентризмом и педагогикой знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов), основывается на детоцентризме и разработке пакета развивающих, коррекционных, психолого-педагогических программ, где центральное место отводится общеучебным умениям.
Обоснование Л.С. Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социально-культурного опыта сфокусировало внимание на обучении. А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчёркивая мотивационно-смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от полноты системы условий, на которые опирается учащийся. Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно-социального опыта и определены содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов их формирования. Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно-технических сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности.
Теоретико-методологической основойразработки концепции развития УУД является культурно-исторический системно-деятельностный подход — Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития УУД позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения ЗУН, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Понятие «универсальные учебные действия».
В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться). Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Выделяют 4 основных вида универсальных учебных действий:
- личностные:
- регулятивные;
- познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические);
- коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.
Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера);
- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»;
- методика «Кто я?» (модификация методики М. Куна);
- рефлексивная самооценка учебной деятельности;
- шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);
- опросник мотивации;
- методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха;
- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи;
- задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже);
- анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю);
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Проектировать опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание
Познавательные универсальные учебные действия
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Задания, которыми можно спроектировать эту деятельность:
- построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия;
- проба на определение количества слов в предложении;
- методика «Кодирование»;
- диагностика универсального действия общего приёма решения;
- методика «Нахождения схем к задачам».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?
- задание «Левая и правая стороны»;
- методика «Кто прав?»;
- задание «Рукавички»;
- задание «Дорога к дому».
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.