Объехали и домой поехали (то же с липой, елью, тополем).
11. Составление рассказа по картине «Дети помогают маме»:
а) образование полных имён: Толя –Анатолий
Лена – Елена
Илюша– Илья
б) подбор названий деревьев и кустарников со звуком [Л’]: тополь, клён, липа,
калина, малина;
в) беседа: Что делает Елена?
Кому помогает Елена?
Что делают Анатолий и Илья?
Чего здесь будет много?
г) объединение ответов в рассказ, заучивание:
Дети помогают маме. Елена помогает маме мыть окна. Анатолий и Илья
копают ямы. Тут будет много клёнов, лип, тополей, калины, малины.
12. Образование относительных прилагательных от названий деревьев, кустарников –
Игра «Устроим аллеи в новом саду»:
Из клёнов – кленовая из лип – липовая
Из тополей – тополевая из калин – калиновая.
13. Итог занятия:
- произнесение звука [Л’], характеристика;
- игра «Закончи слово»: тю.., мо.., е.., ию.., уго.., ме. .
Подг.гр ФФН
Занятие № 12.
Тема: «Звуки [Х] – [Х’]. Буква Х»
Цель: 1.Чёткое произнесение и различение звуков, знакомство с буквой Х.
2. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез прямого слога.
3. Закрепление понятиямягкий согласный.
4. Развитие внимания, памяти, мышления.
5. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5, 9 и
существительных.
6. Закрепление различения существительных по родам – соотнесение с
притяжательными местоимениями мой, моя, моё.
Оборудование: предметные картинки (кухня, хлеб, муха, мухи, петух, петухи,
Хобот, хоккей, охотник, хлев, хата, хек, яхта,, выхухоль, хвоя, тахта,
ухо, мох, бухта, пихта), тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия.
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Повторение изученных согласных, различение твёрдых и мягких на слух:
Т – Т’ П – П’ К – К’
4. Знакомство с темой – выделение звуков [Х] –[Х’] из ряда слов (в начале слова):
Хвост, холм, хруст, характер, хор, хижина, хитрый, химия, хирург, хищник… .
5. Произнесение звуков, сопоставление, характеристика, знакомство с буквой Х.
6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза:
а) звуковой анализ прямого слога ха: выделение гласного, стоящего перед ним
согласного, определение количества звуков;
б) преобразование прямых слогов ха-хо-ху-хэ-хи с последующим анализом.
7. Упражнение в различении [Х] –[Х’]:
а) в звуковом ряду: к, х, к’, х’,т, х, к, х’, к, к’, х …;
б) в слоговом ряду: ха, кя, хя, ки, хи, их, ик, хе, ка, хо, ох, хе…;
в) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, выхухоль, хирург, стихи, хлопушка,
художник, халва, хищный, хоровод…;
г) в игре «Наоборот»:
ха-ха-ха – хя-хя-хя
Хо-хо-хо – хе-хе-хе
Хы-хы-хы – хи-хи-хи
Хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе
Ух-ух-ух – ухь-ухь-ухь
д) в упражнении с картинками на панно – игра «Четвёртый лишний»:
кухня, муха, петух, мухи
Петух, хек, яхта, хобот
Петухи, хата, яхта, пух
Охотник, мох, тахта, пихта
8. Упражнение с картинками на развитие внимания и памяти игра «Запомни, повтори,
положи» (3 картинки: хек-мухи-петухи) – 6 вариантов.
9. Физкультминутка:
Ха-ха-ха и ха-ха-ха – увидали петуха,
Хи-хи-хи и хи-хи-хи – в поле пели петухи.
10. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных игра
«1-2-5-9» (припоминание названий рассмотренных ранее картинок на Х).
Образец: 1-кухня, 2-кухни, 5-кухонь – 9-кухонь и т.д.
11. Отгадывание предметов по описанию с установкой на запоминание отгадок:
Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой. (Хлеб)
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт.(Петух)
Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег. (Пух)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко, жужжит. (Муха)
Игра «Запомни, повтори» (по цепочке).
12. Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и
чтение слогов):
ах-ха-хап-хат-хак
Ох-хо-хоп-хок-хот
Их-хи-хик-хип-хит
13. Печатание буквы Х, слогов: ах, ха, хап, хат, хак.
14. Итог занятия:
- произнесение, характеристика звуков [Х]-[Х’];
- припоминание картинок сначала на[ Х’], затем на [Х] в сочетании с
притяжательными местоимениями мой, моя, моё – игра в мяч.
(Припомнить картинки на [Х’] к слову мой и т.д).
Подг.гр ФФН
Занятие № 13.
Тема: «Звуки К – Х».
Цель: 1. Произнесение и различение звуков.
2. Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот.
3. Закрепление согласования количественных числительных в косвенном
падеже и существительных – договаривание предложений.
4. Упражнения с разрезной азбукой.
5. Печатание под диктовку слогов и слов.
Оборудование: предметные картинки на [К], [Х] (конь, кот, коньки, книга,
Паук, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, кепка, , охотник, кубики,
Клюква, копейка, юбка, ботинки, дудка, будильник, конфета, окно,
Кофейник, лифт, гамак, хобот, панама, нога, на Х: кухня, хлеб, муха,