Развитие общей моторики. «Жираф».
Рвать цветы легко и просто | Взмахи руками перед собой. |
Детям маленького роста | Приседают. |
Но тому, кто так высок, | Тянутся за руками вверх. |
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак) | Наклоняются. Достают руками до носочков. |
3. Развитие мелкой моторики. «Где обедал воробей». | |
Где обедал воробей? | Дети машут перекрещен- ными ладошками. |
— В зоопарке у зверей. | Ладошки изображают рас- крывающуюся пасть. |
Пообедал я сперва За решеткою у льва Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. | На каждое название живот- ного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя, | На каждое название животного загибают по одному пальчику поочеред- но на левой, затем на пра- вой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил! (С. Маршак) | Опять изображают рас- крывающуюся пасть животного. |
Массаж лица.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц:
—надуть левую щеку;
—надуть правую щеку;
—надуть обе щеки одновременно;
—втянуть щеки в рот.
Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
—для челюсти: удержание рта открытым под счетдо десяти;
—для губ: произнести беззвучно: а-э-о-у-ы-и;
—для языка: «барабанщики» (язычком за верхни- ми зубами: д-д-д-д-д); «лошадки»; «грибок».
Работа по развитию дыхания и голоса.
—Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
—Голосовые упражнения: спеть звуком Э песенку «Ёлочка».
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
Выделение четвертого лишнего.
Собака, корова, дикобраз, свинья.
Ромашка, василек, дуб, роза.
Назвать первые звуки в этих словах. Эти звуки, Д и Дь, мы будем учиться сегодня различать.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков детьми. Характеристика звуков.
Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Звук Дь — согласный, мягкий звонкий, переднеязычный.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Ромашки».
Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук Д, либо
звук Дь. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове, и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки. Одна сердцевина зеленая — звук Дь, а другая синяя — звук Д.
4. Связь звуков и букв.
Этот домик — буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке кошка. (В. Степанов)
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Доскажи слово». В начале слова — слог ДЕ, в конце слова — слог ДЫ.
...вочка ...душка ...рево ...ти
еле... са... пру... ря...
—Звуковой анализ слов Дима, сады с выкладыванием схем. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги с выделением ударного слога и графической схемой.
—Работа с деформированной фразой.
Дима, в, сад, дерево, посадил.
—Деление восстановленного предложения на слова. Запись графической схемы.
—Игра «Оркестр»
Мы на дудочке играем,
Мы детишек забавляем.
Ду-ду-ду-ду -
Наша дудочка.
Мы на скрипочке играем.
И детишек забавляем.
Ди-ди-ди-ди -
Наша скрипка.
IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
VI.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Кого мы видели?»
Логопед: «Представьте, что мы отправились в жаркую Африку и увидели там много разных животных. А теперь нам нужно рассказать кого мы видели.
Мы видели много: львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов, крокодилов, слонов, кенгуру, обезьян, жирафов, дикобразов, зебр».
VI.Итог занятия и оиенка деятельности детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этим звукам.
Кто живет в жаркой Африке?
VI/. Домашнее задание.
К занятию 30 (альбом 2, с. 13—14).
Занятие 31. Звуки Т — Д
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Д;
— формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:
—учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах, предложениях;
—развивать фонематический слух и восприятие;
—развивать дыхание и голос;
—развивать память;
—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать любовь к живой природе и ее обитателям.
Оборудование: картинки со звуками Т, Д и семьями диких животных, дидактическое пособие к игре «Посели слово», зеркала, наборы для составления схем, карандаши, тетради.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет животных жарких стран.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.