Организационная структура урока 196
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Выполнение упражнения 582 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задание упражнения 582 | Осуществляют контроль учебных действий |
2. Лингвистические задачи | – Замените данные слова синонимичными глаголами с суффиксами болтать – …; помогать – …; веселиться – … – Замените сочетания близкими по значению глаголами прошедшего времени с суффиксами дал совет – …; проводил беседу – …; делал запись – …; оказывал воздействие – …; смотрел время от времени – …; приводил цитаты – … | Выполняют задания | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические операции. Осуществляют контроль учебных действий |
3. Самостоятельная работа (выполнение упражнения 583) | Предлагает выполнить упражнение 583 самостоятельно | Выполняют самостоятельную работу | Осуществляют контроль и оценку |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:подготовиться к ответам на контрольные вопросы и задания (с. 138) | Отвечают на вопросы. Дают оценку учебной деятельности. Записывают задание | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль. Принимают учебную задачу |
Уроки 197–198. Повторение*
Педагогические задачи:создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Глагол»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Образовательные ресурсы:задания для выполнения на этапах.
Сценарий урока 198
Цель деятельности учителя:создать условия для обобщения, систематизации и углубления полученных знаний по теме «Глагол» (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы).
Педагогические задачи:способствовать формированию умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, культуры учебного труда, развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся (анализа, синтеза, обобщения), навыков самооценки, взаимооценки, речи; содействовать воспитанию чувства ответственности, товарищества, взаимовыручки, уважительного отношения к живой природе.
Результаты изучения темы:
Предметные:знают и определяют морфологические признаки глагола, синтаксическую функцию, которую глагол может выполнять в предложении, орфограммы в словах.
Личностные:понимают роль языка в развитии способностей и моральных качеств личности; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют способность к самооценке собственной речи.
Метапредметные:
• познавательные: адекватно воспринимают информацию; владеют разными видами чтения; проявляют способность извлекать информацию из различных источников;
• регулятивные: определяют цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивают результат;
• коммуникативные: свободно и правильно излагают свои мысли; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие.
Образовательные ресурсы:задания для подготовки к ГИА; стихотворение Ф. Тютчева «Море и утес»; пословицы; текст; задания для творческой работы, игры.
Вариант 1
Урок проходит в форме этапной игры.
Класс делится на 8 групп. Каждая группа проходит 8 этапов. Передвижение групп обучающихся осуществляется по часовой стрелке.
На каждом этапе работает консультант. Он проверяет задания и, если есть недочеты, беседует с членами группы.
Задания этапов
Задания для 1-го этапа.
1. Что называется глаголом? Как изменяется глагол? К каким частям речи относится глагол?
2. Найдите глаголы: красный, краснота, краснеет, беговая, бежит, бег, крикливый, кричит, крик. Обоснуйте свой выбор.
3. Измените глагол кричать по временам. Проспрягайте этот глагол.
Задания для 2-го этапа.
1. Какие глаголы относятся к первому спряжению? А ко второму?
2. Почему некоторые глаголы называются разноспрягаемыми? Приведите примеры.
3. Спишите, вставив пропущенные буквы.
Чего себе (не) хоч..шь, того и другому (не) желай. Поищ..шь – найдеш?, захоч..шь – добьеш?ся. Правдой мир держ..тся. Правда глаза кол..т. Кто работы (не) боит?ся, у того она спор..тся. Кто хвал..т?ся, тот с горы свал..т?ся.
Задания для 3-го этапа.
1. Расскажите о переходных и непереходных глаголах. Приведите примеры.
2. Спишите. Обозначьте переходные глаголы буквой п, а непереходные – н.
К..роткий весе(н, нн)ий день таял в бледн..м неб.. . Вдали с..яли поля, утре(н, нн)ий ветерок ве..л прохладой. Желтые листья падали с деревьев и усе..ли берега. Ре..ли молнии, с грохотом не(с,сс)я удар грома за ударом.
Задания для 4-го этапа.
1. Расскажите о наклонениях глагола. Приведите примеры.
2. Спишите. Обозначьте, в каком наклонении употреблены глаголы.
Была бы охота, заладит?ся всякая работа. Буд?те чуткими и внимательными помощ?никами тем, кто испытыва..т трудности в учебе. Меньше г..ворите, а больше делайте. Был бы друг, буд..т и досуг.
Задания для 5-го этапа.
1. Какие глаголы называются безличными?
2. В каком наклонении употребляются безличные глаголы?
3. Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.
Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.
Задания для 6-го этапа.
1. Расскажите, когда в глаголах пишутся суффиксы а когда Приведите примеры.
2. Запишите глаголы в форме прошедшего времени единственного числа. Выделите в глаголе суффикс.
Бесед..вать, рассказ..вать, треб..вать, использ..вать, испыт..вать, участв..вать, рассчит..вать, совет..вать, уклад..вать.
Задания для 7-го этапа.
1. Что значит разобрать глагол морфологически?
2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Разберите глаголы морфологическим разбором.
Дожд..к прош..л3 по садов..й дорожк..,
Капли на ветках в..сят3, как сережки.
Трон..ш?3 березку – она встр..п..нет?ся
И засм..ет?ся. До слез засм..ет?ся3.
Задание для 8-го этапа.
Исправьте ошибки в предложениях.
1. Отец каждый день ездиет в город на работу.
2. Он всегда ложит локти на стол.
3. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
4. Сережа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
5. Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями.
Вариант 2**
I. Повторение. Подготовка к ГИА.
– Прочитайте текст.
1) Бим теперь шел впереди, оглядываясь на Дашу и поджидая: он отлично знал слово «домой» и вел ее именно домой. 2) Люди-то не сообразили, что он и сам пришел бы в квартиру, им казалось, что он малоумный пес; только Даша все поняла, одна Даша – вот эта белокурая девушка, с большими задумчивыми и теплыми глазами, которым Бим поверил с первого взгляда. 3) И он привел ее к своей двери.
Задания А1–А7
А1. Бим поверил Даше с первого взгляда потому что:
а) девушка располагала к себе;
б) увидел понимание в ее теплых глазах.
А2. Назовите значение слова «малоумный» в предложении № 2.
а) Не понимающий чего-то; б) бестолковый.
А3. Назовите художественно-изобразительное средство, используемое в предложении № 1.
а) Лексический повтор; в) метафора;
б) фразеологизм; г) сравнение.
А4. Назовите ошибочное суждение:
а) в слове «только» количество букв и звуков совпадает;
б) в слове «вел» все согласные звуки звонкие;
в) в слове «привел» количество букв и звуков совпадает;
г) в слове «свое» количество букв и звуков не совпадает.
А5. Назовите слово с полногласием:
а) оглядываясь; б) сообразили; в) белокурая.
А6. Назовите слово, правописание приставки в котором зависит от значения «приближение».
а) Сообразили; б) пришел; в) поверил.
А7. Назовите слово, в котором наблюдается явление наложения корневого гласного и суффиксального (аппликация).
А) Шел; б) сообразили; в) задумчивыми.
Задания В1–В6
В1. Замените слово «малоумный» в предложении № 2 стилистически нейтральным синонимом.
В2. Замените словосочетание «отлично знал» (примыкание) словосочетанием, построенным по типу согласования.
В3.Выпишите грамматическую основу предложения № 3.
В4.Сколько грамматических основ в предложении № 1?
В5.Назовите номер предложения, осложненного обособленным приложением.
В6.Назовите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством.
Лексические средства:
• Эпитеты (большие задумчивые, теплые глаза; малоумный пес) (характер Даши).
• Фразеологизм – поверить с первого взгляда (характер Даши).
• Лексический повтор – слово «домой», вел именно домой – нетерпимое желание Бима.
Грамматические средства: обособленное приложение (характер Даши).
Самооценка, взаимооценка.
Осуществляют самопроверку (взаимопроверку). Проводят самооценку (взаимооценку) выполненной работы.
II. Мотивационный момент.
– Тему урока вы сформулируете сами, прочитав отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес».
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
– Какую картину вы представили, читая это четверостишие? (Бушующее море, волны бьются о скалы, шум и рокот волн...)
– С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? (С помощью глагола.)
– Тема урока – «Повторение».
III. Работа по теме урока.
Зачет.
Проводится работа с контрольными вопросами (с. 138) (работа в парах).
Осуществляют самооценку (взаимооценку).
Игра «Третий лишний».
Поймал, | Поймал бы, | Поймай, |
наблюдает, | наблюдал бы, | наблюдай, |
победит. | победил бы. | победи. |
Осуществляют самопроверку.
Работа по учебнику.
Проводится повторение орфограмм (правописание ь в глаголах 2-го л., ед. ч., безударных личных окончаний глаголов, существительных 3-го скл., глаголов в неопред. форме, кратких прилагательных (упражнение 588).
Работа в парах.
– Составьте предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения (тся – ться, возвратность, спряжение)?
1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.
2. Дело мастера бои_ся.
3. Человек по делу узнае_ся.
4. По труду и честь воздае_ся.
5. Надо труди__ся, (не) надо ленит__ся.
6. Кто хочет от жизни толку доби__ся, тот должен много труди__ся.
5. Лингвистический эксперимент: работа с текстом(работа в группах).
– Впишите глаголы в таблицу и разберите их.
Глагол | Вид | Спряжение | Возвратность | Наклонение | Число | Род | Лицо |
Проверка правильности заполнения таблицы осуществляется всем классом.
Ольха
Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.
Посветлели кроны ольхи. На них видно много сережек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за теплые весенние дни.
Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются только в конце зимы.
Ольху встретишь во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах.
Ольху очень ценят врачи. Ее шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.
(По И. Балбышеву.)
– К какому типу речи относится текст? (Описание.)
– Проследите, как с помощью глаголов описывается ольха. Выпишите глаголы, которые описывают ольху, и определите их вид.
– В каком времени употреблены записанные глаголы? (В настоящем и прошедшем времени.)
– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе)).
Дифференцированная работа.
1) Задание для обучающихся с хорошим уровнем подготовки по теме.
– Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».
Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.
2) Задание для обучающихся со слабым уровнем подготовки по теме.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Бушу_т в поле (не)погода. По небу стел_тся н_кие т_желые обл_ка. Ярос_ные порывы ветра гон_т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с_брала их в глух_м л_су.
Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участв_вал Коля Зайков. Сейчас он пр_бежал из бл_жн_й д_ревн_ и докладывает к_мандиру, что он вид_л на д_рог_ немецкие танки. П_ртизаны рас_читывают ун_чтожить их внезапным ударом.