Организационная структура урока 161
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Работа с текстом | – Прослушайте стихотворение А. Фета. Какое местоимение в нем чаще всего употребляется? (См. Ресурсный материал.) – Какую роль играет в стихотворении местоимение это? – К какому разряду местоимений оно относится? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы | Умеют слушать. Формулируют ответы на вопросы |
2. Фронтальный опрос | – Какова функция указательных местоимений? – Могут ли указательные местоимения изменяться по родам? – Назовите другие грамматические признаки указательных местоимений. – Вместо каких частей речи могут употребляться в предложении указательные местоимения? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
3. Выполнение упражнения под знаком «звездочка» (устно) | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задание упражнения устно | Осуществляют контроль |
4. Выполнение упражнений 482, 483 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют задания упражнений 482, 483 | Осуществляют контроль |
5. Диктант | Диктует предложения: 1. Хорошо того учить, кто слушает. 2. Кто много обещает, тот мало делает. 3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 4. Какова яблонька – таковы и яблоки. 5. Чего сам не любишь – того людям не желай. Примечание: учитель предупреждает о постановке тире в 4-м и 5-м предложениях | Пишут под диктовку | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:упражнение 484 | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют самооценку |
Организационная структура урока 162
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Наблюдение | – Рассмотрите слова в рамке на с. 89 учебника: об этом – о том; об этой – о той; об этих – о тех. – Найдите указательные местоимения. – Подумайте, от чего зависит выбор предлогов о и об | Работают по учебнику. Выполняют задание. Высказывают свои предположения | Владеют навыками работы с учебником. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Выполнение упражнения 485 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задания упражнения 485 | Осуществляют контроль |
3. Подготовка к диктанту (упраж- нение 448) | Предлагает подготовиться к диктанту | Анализируют орфограммы в тексте упражнения 488 | Владеют способами конструктивного взаимодействия |
4. Диктант (упражнение 488) | Диктует текст упражнения 448 | Пишут под диктовку | Осуществляют контроль |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:выписать из произведений художественной литературы 6 предложений с указательными местоимениями | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей работе на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют самооценку. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал к уроку 161
Стихотворение
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
А. Фет
Урок 163. Определительные местоимения(с. 91–93)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с определительными местоимениями; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:задания для выборочного диктанта |