Организационная структура урока 148
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Наблюдение. 1. Коллективное наблюдение | На доске записаны слова: Кто? Какой? Что? Сколько? – Это вопросительные местоимения. Как вы думаете, для чего они служат? – Какие именные части речи заменяет каждое из этих местоимений? Устно просклоняйте местоимения кто и что. – Сравните их с падежными вопросами имени существительного. Сделайте вывод | Высказывают предположения. Отвечают на вопрос. Выполняют задание. Сравнивают. Делают вывод | Формулируют ответы на вопросы. Высказывают свое мнение. Осуществляют логические операции |
2. Самостоятельное наблюдение (с. 72, упражнение под знаком «звездочка») | Предлагает выполнить упражнение | Осуществляют наблюдение | Осуществляют логические действия, контроль |
3. Выполнение упражнения 451 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задания упражнения 451 | Осуществляют контроль |
4. Орфоэпическая разминка (по упражнению 452) | Предлагает выполнить задание | Выполняют орфоэпическую разминку | Осуществляют контроль учебных действий |
5. Лингвистическая задача | – Послушайте стихотворение. Определите, каковы в них значения вопросительных местоимений. Цветок засохший, бездыханный, Забытый в книге, вижу я... И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем? Чужой, знакомой ли рукою, И положен сюда зачем? А. С. Пушкин | Внимательно слушают. Выполняют задание | Умеют слушать. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
6. Диктант | См. Ресурсный материал. Задание: подчеркнуть вопросительные местоимения | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Что нового узнали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:составить и записать предложения с вопросительными местоимениями | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют самооценку. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Организационная структура урока 149
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа с теоретическим материалом. 1. Наблюдения на с. 74 (упражнение под знаком «звездочка») | Предлагает поработать с теоретическим материалом | Работают с учебником | Владеют навыками работы с учебной статьей |
2. Объяснение учителя | Объяснение строится на основе теоретического материала в учебнике на с. 74 | Внимательно слушают | Умеют слушать |
3. Игра на внимательность | – Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений С. Есенина. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, если услышите относительное местоимение. (См. Ресурсный материал.) | Внимательно слушают. Выполняют задание | Осуществляют контроль учебных действий |
4. Выполнение упражнений 453–456 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют задания упражнений 453–456 | |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Что общего и различного между вопросительными и относительными местоимениями? Домашнее задание:упражнение 457 | Отвечают на вопрос. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопрос. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал к урокам 148–149
Загадки
1. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (Часы.)
2. Что возвратить нельзя? (Время.)
3. Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)
4. Кто без кисти и белил крыши города белил? (Снег.)
5. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель.)
* * * Непроглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. | * * * В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. |
* * * Здесь все так же, как было тогда, Те же речки и те же стада. Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. | * * * Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. |
Уроки 150–151*. Развитие речи. Рассуждение.
Анализ выполненной работы. Работа над ошибками
Педагогические задачи:способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Образовательные ресурсы:толковый словарь С. И. Ожегова; тексты.
Сценарий урока 150
I. Беседа.
– Какие типы речи вам известны?
– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?
– Что такое спор?
По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?
(Каждый спорщик ведет рассуждение.)
– Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.
– Поясните каждый элемент.