Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | Объяснение проводится на основе теоретических сведений из учебника на с. 66–67. Можно использовать схемы, модели по данной теме | Проводят самостоятельные наблюдения (выполнение упражнения под знаком «звездочка»). Внимательно слушают | Осуществляют планирование, контроль. Умеют слушать |
2. Выполнение упражнений 437–439 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют задания упражнений 437, 438, 439 | Осуществляют контроль |
3. Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России | См. Ресурсный материал. – Расскажите об употреблении местоимений ты и вы в наше время | Внимательно слушают. Выполняют задание | Владеют навыками работы со справочной литературой |
4. Лингвистическая задача | – Прослушайте отрывки из стихотворений. – Определите, к кому обращаются поэты. В каком значении употреблено местоимение ты Н. А. Некрасовым и в каком – М. Исаковским? (См. Ресурсный материал.) | Внимательно слушают. Выполняют задание, отвечают на вопрос | Умеют слушать. Осуществляют логические операции |
5. Творческий диктант | – Исправьте ошибки в предложениях, запишите их. Подчеркните личные местоимения. 1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники. 2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей. 3. Я с отцом ездили на рыбалку. 4. Ты мне скажи откровенно, сколько я еще смогу тебя ждать. 5. Он был любимцем с детства матери | Выполняют задания | Владеют способами выполнения задания поисково-творческого характера |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Что нового узнали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание:упражнение 440 | Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль и самооценку. Записывают задание, задают вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Повторение. 1. Выборочный диктант | Читает отрывок из сказки А. С. Пушкина. (См. Ресурсный материал.) | Выписывают все личные местоимения и указывают их падеж | Осуществляют контроль и оценку |
2. Работа с предложениями | – Исправьте ошибки, раскройте скобки. 1. Мы с им (о, а)тправились к морю. 2. На пе(р, рр)он(е, и) мы встретили девочку лет с(е, и)ми и спр(а, о)сили у ее дорогу | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | – На с. 68 рассмотрите таблицу. – В каких случаях у местоимений третьего лица появляется н? – Сравните свой вывод с правилом | Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Делают вывод, осуществляют сравнение | Используют знаково-символические средства для решения учебно-практических задач |
2. Выполнение упражнения 441 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задания упражнения 411 | Осуществляют контроль |
3. Объяснительный диктант (упражнение 444) | Предлагает выполнить на основе упражнения объяснительный диктант | Выполняют объяснительный диктант | Осуществляют планирование, контроль |
4. Игра «Не спутай кармашки» | – Распределите местоимения по кармашкам. 1-е лицо | | 2-е лицо | | 3-е лицо |
Местоимения: я, мне, их, они, ее, тебе, ему, он, вас, его, нам, им, меня, тобой, вами, нами, ею, ты, ей, мы | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:упражнение 443 | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют оценку. Принимают и сохраняют учебные задачи |