Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Повторение. 1. Лингвистическая задача | – Прочитайте слова, правильно поставив ударение: алычовый – грушевый. – Как знание правила «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» помогло вам? – Образуйте от этих существительных прилагательные. Проставьте ударение, выделите суффиксы. Камыш, ключ, еж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Работа с предложением | Утро было солнечное безветре..ое но нежаркое. – Каким вы представили себе утро? – Что помогло автору создать такую картину? – Объясните подчеркнутые орфограммы. – Подберите к прилагательному безветренное пару «предлог + существительное» по образцу: бесчувственный – без чувств. – Выделите в этом слове все известные вам морфемы. – В какой морфеме находятся пропущенные буквы? – Сегодня на уроке мы будем изучать правило выбора н и нн в суффиксах прилагательных. После этого мы вставим пропущенные буквы | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Внимательно слушают | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
II. Работа по теме урока. Работа с теоретическим материалом | – Прочитайте правило на с. 29 учебника. – Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом, прежде чем применять правило? (Выяснить, не относится ли оно к исключениям.) – Назовите все исключения. – Затем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола. – Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать в 7 классе. – Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного? (Определить, с помощью каких суффиксов образовано.) По ходу рассуждения составляется алгоритм (ученики – в тетради, учитель – на доске). (См. Ресурсный материал.) | Работают по учебнику. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Владеют навыками работы с учебной статьей. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
III. Закрепление материала. 1. Фронтальная работа | – Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение. 1) Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман. У плетня на косогоре Забелел твой сарафан. 2) Мир тебе, полевая солома, Мир тебе, деревянный дом! 3) Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас иной напев. 4) Поэты – все единой крови | Выполняют задание | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют контроль учебных действий. Умеют слушать |
2. Лингвистическая задача | – Почему в слове старинный пишется -нн? – Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило. Туманодно включает н, Но если вечер был туманный, В основе н и суффикс н, И получается два н, Запомним этот случай странный. Осел ударил в барабан, И звук раздался барабанный, Из бани выскочил баран, За ним вдогонку веник банный | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. Выполняют задание. Осуществляют проверку записанных прилагательных, выполняют морфемный разбор | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. Умеют внимательно слушать |
3. Выполнение упражнений 365, 366 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют задания упражнений 365, 366 | Осуществляют контроль |
4. Работа по вариантам | – Самостоятельно выпишите прилагательные с суффик- сом | Упражнение 369. I вариант: II вариант: Осуществляют проверку | Осуществляют контроль учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Что нужно делать, если вам встретится прилагательное, образованное от глагола? (Спросить у учителя, как его писать, или посмотреть в словаре.) – Назовите все условия написания нн в прилагательных. – Вставьте пропущенную букву в предложение, с которым мы работали в начале урока. Домашнее задание:упражнение 370 | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют поиск средств решения учебно-практических задач |