Организационная структура урока 112
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Повторение пройденного материала. 1. Устный ответ (по карточке) | – Закончите предложения: Чтобы определить слитное или раздельное написание не с прилагательным, нужно: 1. Выяснить, употребляется ли слово без не. Если не употребляется, то... 2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то... 3. Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то... Если не относятся, то... | Выполняют задание | Осуществляют контроль учебных действий. Владеют навыками взаимоконтроля, конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
2. Игра «Подбери пару» | – Сейчас я буду называть словосочетания прилагательное + существительное. Ваша задача – подобрать к ним пару, заменив прилагательные синонимами с не. Например: плохая погода – ненастная погода. Рассеянный ученик, огромный успех, кратковременные дожди, молчаливый юноша, грустный вид, чужой человек, простой рассказ | Выполняют задания | Осуществляют контроль учебных действий. Владеют навыками взаимоконтроля, конструктивного взаимодействия |
3. Работа с текстом | На доске записан текст. Учащимся предлагается списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставить знаки препинания, затем определить, в каких прилагательных не является приставкой, а в каких – частью корня. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задания | Осуществляют планирование и контроль учебных действий. Умеют внимательно слушать |
4. Выполнение упражнения 359 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задания упражнения 359 | Осуществляют контроль учебных действий |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:упражнение 360 | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют поиск средств решения практических задач |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
ЛИСА И ЕЖ
– Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!
– А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?
– Да не то чтобы (не) кр..сивый...
– Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?
– Да не то чтобы (не) уклюжий...
– Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?
– Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.
Н. Сладков
Уроки 113–114*. Диктант.
Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками
Педагогические задачи:создать условия для проверки знаний, умений, навыков обучающихся по изученным темам; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать.
Тип урока:контроль и коррекция знаний.
Образовательные ресурсы:текст.
Диктант
В поисках дороги
Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел неизвестные мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошел через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.
Примечание:выписать на доску слово тотчас.
Урок 115. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных(с. 28–29)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с написанием букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:сигнальные карточки; стихотворение Т. Крюковой «Меню»; тест |