Ресурсный материал к уроку 107
Прадеды
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросов в Зимнем помнит он
И грозную «Аврору» ...
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граудин
Карточки
Карточка 1. Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов |
Карточка 2. Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов |
Уроки 108–109*. Развитие речи.
Выборочное изложение(с. 20)
Педагогические задачи:способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока:рефлексия.
Сценарий урока 108
I. Работа над текстом.
Выполнение упражнения 347.
1) Работа с первой частью отрывка текста. (Чтение; части делятся по абзацам.)
– Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.)
– Определите хронологический порядок выражений:
1) «сделалась метель»; 2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»; 3) «поднялся ветер»; 4) «небо слилося с землею»; 5) «в одну минуту дорогу занесло».
Ответ: 3, 1, 5, 2, 4.
– Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
Работа со второй частью отрывка текста.
– Как погода повлияла на маршрут Владимира? Какие действия он предпринял?
– Опишите поле.
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся озаглавливают ее.)
Работа с третьей частью отрывка текста.
– Как изменилось состояние Владимира? Почему?
– Опишите погоду.
– Как вы понимаете выражение «мрак дерев, обнаженных зимою»?
(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
– Проведите параллель между состоянием Владимира и природы на протяжении всего отрывка текста. (Чтение отрывка целиком.)
II. Самостоятельная работа (написание изложения).
Ученики пишут изложение, используя проработанный материал.
Дополнительное задание:подчеркнуть в тексте изложения три прилагательных, указать их разряд.
III. Итог урока.
– С какими трудностями вы встретились при написании изложения? Что помогло вам их преодолеть?
Урок 110. Морфологический разбор имени прилагательного(с. 22–24)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для отработки морфологического разбора имени прилагательного; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:задания для самостоятельной работы |