Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.

Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:

- расширение представлений о трудовой деятельности людей;

- развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);

- совершенствование пространственных представлений;

- улучшение ручной моторики;

- развитие действий контроля;

- совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);

- вербализация плана деятельности;

- умение работать в парах и группах сменного состава;

- совершенствование диалогических умений;

- формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).

Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане предмет «Технология» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким образом, в 1 дополнительном и в 1 классах календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 часа.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Технология» может корректироваться в рамках предметной области «Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся[42].

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с материалами остаются те же, что и первом классе, но добавляются более сложные приемы работы, работа с учебником, схемами. Но актуальным также остается и наглядный материал, как картинного плана, так и натуральные объекты. Необходимо выделить 1–2 урока для диагностики уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших детей. Вместе с тем предполагается, что в 1 дополнительном классе обучающиеся уже будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы с бумагой, картоном, пластилином. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает использование комбинирования различных материалов.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание

Остается актуальным в 1 дополнительном классе изучение мира профессий, но этот материал изучается более широко. Изучаются не только профессии близких, профессии, знакомые детям, но и профессии мастеров (модельер, конструктор, дизайнер).

Происходит знакомство с разнообразные предметами рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Более широко рассматривается роль и место человека в окружающем мире, где природа является источником для созидательной, творческой деятельности человека, его вдохновения.

В изучение элементарных общих правила создания рукотворного мира включаются такие понятия как эстетическая выразительность, композиция, гармония предметов и окружающей среды.

Как и в первом классе особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов, природных материалов.

На всех занятиях особое место уделяется формированию навыков самообслуживания: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов, гигиена труда.

К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Формируются навыки самоконтроля в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ занимает большее место в учебном процессе.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Помимо знакомства с более известными материалами бумага, картон, пластилин происходит знакомство с текстильными материалами : нитки, ткань, их практическим применением в жизни. Расширяются знания об основных свойствах материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Выполняется сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественным и конструктивным (Виды бумаги: рисовальная, цветная тонкая, газетная и др., тонкий картон; пластичные материалы: глина, пластилин, тесто, природные материалы.)

Формирование основ экономного расходования материалов распространяется и на текстильные материалы. Расширяется перечень используемых инструментов и приспособлений для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки, пресс. Усваиваются приемы рационального и безопасного использования разных инструментов. В знакомство с графическими изображениями добавляются схемы (их узнавание), обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

На занятиях происходит знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей может уже выполняться на глаз, с использованием линейки. Формообразование деталей осуществляется сгибанием, складыванием, вытягиванием. Продолжает автоматизироваться клеевое соединение деталей изделия. Добавляется отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Осваивается такой вид заготовки природного материала как сушка изделий под прессом.

Становится актуальным изучение единообразия технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов, связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Конструирование и моделирование

В 1 дополнительном классе понятие конструкции от абстрактного переходит в более конкретное и совершенствуется на конструировании и моделировании изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов) осуществляются неподвижным соединением деталей с применением разных материалов пластилин, клей, нитки.

Использование информационных технологий предполагает не только визуальное знакомство, но и практику работы на компьютере поиск информации в интернете, работа на интерактивной доске, использование своих гаджетов для поиска необходимой информации по изучаемым темам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Раздел Примерные темы уроков Содержание
1 четверть
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание (6 ч). Давайте познакомимся. Я и мир вокруг. Труд и человек. (Экскурсия) Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда Я и мои друзья. Система знаков в жизни человека. Умения мастера. Технология как предмет, его содержание. Учебник и его персонажи, рабочая тетрадь. Условные и графические обозначения. Рукотворный мир как результат труда человека. Роль трудовой деятельности в жизни общества. Виды деятельности человека. Природа в художественно-практической деятельности человека. Природа и техническая среда. Изобретения человека. Природа и техническая среда. Изобретения человека. Приспособления для изменения свойств материалов и предметов. Самообслуживание. Сельскохозяйственный инструмент. Красота окружающего мира. Мир природы. Предметный мир, созданный человеком. Изобретения природы и человека. Способы преобразования мира человеком. Ресурсы природы. Способ рассказа о себе. Анкета, способы ее заполнения. Моя анкета. Цель и способы преобразования мира человеком. Соединение различных материалов. Беседа, рассматривание иллюстраций, ролевая игра. Наблюдение за конструкторско-технологическими и декоративно-художественными особенностями предлагаемых изделий. Сравнение, простейшие обобщения. Работа с учебником, рабочей тетрадью. Придумывание символов, знаков. Рабочее место ученика. Игра «Отгадай профессию». Виды деятельности, которыми учащиеся занимаются в школе. Профессии людей, которые работают в школе. Презентация исследования «Расскажи о профессиях родителей». Составление сюжетной картины из природных материалов. Отличие природы от предметов, сделанных человеком. Превращение старинных инструментов в современные машины. Машины. Техника. Виды специальной техники. Подготовка сообщения по плану «Изобретения человека». Виды трудовой деятельности дома. Самообслуживание. Трудовые обязанности дома. Способы уборки улиц, дома, сельскохозяйственный инструмент: грабли, мела, совок, лопата и др.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 часов).   Материалы и инструменты. Природный материал.   Материалы и инструменты в руках человека (введение понятий). Происхождение материалов, созданных природой. Материалы, с которыми будем работать на уроке технологии. Инструменты, с которыми будем работать на уроке технологии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Понятие о безопасности. Правила безопасной работы на уроках технологии. Происхождение материалов, созданных природой и человеком. Способы обработки и использование в декоративно-прикладном творчестве.
2 четверть
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Пластилин. Лепка по образцу предметов различной формы. Пластилин, как соединительный материал. Бумага как материал, её свойства. Использование бумаги человеком. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места при работе с бумагой. Приемы работы с бумагой. Понятия шаблон, симметрия.   Пластилин: его назначение и способ изготовления. Свойства пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Организация рабочего места. Приемы работы по соединению пластилином различных предметов, пластилин как основа для композиции. Свойства бумаги (промокаемость). Использование бумаги человеком. Приемы работы с бумагой. Работа со схемами и рисунками. Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Изготовление игрушки по схеме в технике оригами. Резанье бумаги ножницами. Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Изготовление счетного материала, или фишек для настольных игр, разметка по шаблону. Упражнения в резании ножницами по размеченным контурам. Составление узора в полосе по образцу (закладка), технические сведения: свойства бумаги (сгибается, рвётся, намокает, мнётся, режется), цвет бумаги (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый). Понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш). Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.
3 четверть
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Правила безопасной работы. Клеящие материалы. Аппликация. Приемы разметки. Текстиль. Профессии, связанные с обработкой ткани. Видеоурок, видеопутешествие на швейную фабрику. Фурнитура. Тесьма, пуговицы, мех. Приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Составление узора в полосе, квадрате, треугольнике, круге. Вырезание круга из квадрата. Вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону, и другими способами. Составление узора в круге, из кругов и овалов (тарелочка). Вырезание геометрических фигур, размеченных по шаблону, на глаз. Составление узора в контуре, украшение предмета (бабочка, предметы посуды и т.п.). Создание коллективного панно. Способы получения ткани и ниток. Сфера использования ниток и ткани. Инструменты для работы с тканью. Изготовление игрушки из ниток, лоскутков ткани (кукла, шарик, т.п.) Назначение одежды. Выбор одежды по сезону. Процесс изготовления одежды (замысел, выбор материала, выкройка, примерка, отделка). Информация о фурнитуре. Украшение одежды (способы и материалы). Изготовление по образцу из квадратных лоскутков, тесьмы и пуговиц приклеиванием панно.
Конструирование и моделирование (10 ч).   Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки материалов. Общее представление о технологическом процессе. План как один из главных компонентов созидательной деятельности. План изготовления кукол. Выбор необходимых инструментов и приспособлений. Организация рабочего места.
4 четверть
Конструирование и моделирование.   Конструирование и моделирование несложных объектов. Мебель для дома. Украшение посуды. Аппликация. Способы общения. Компьютер. Изделие и его конструкция. Составление изделия из нескольких деталей. Разделение понятий эскиз, процесс, результат, операция. Формирование навыка выбирать необходимые материалы инструменты и действия для получения заданного результата. Составление картинного плана последовательности действий. Условные обозначения. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. Плоскостное конструирование. Проект «Чайный сервиз». Распределение задач в малой группе. Умение работать в команде. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. коллективное панно из различных материалов по общему замыслу с распределением изготовления элементов разным членам или группам («аквариум», «ваза с цветами» и т.п.). Источники информации. История сохранения и получения информации. Способы общения людей. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Способы получения информации. Изобретение и назначение компьютера. Компьютер и его устройство. Правила безопасной работы с компьютером. Интернет. Способы поиска необходимой информации в интернете. работа в компьютерном классе либо с интерактивной доской, имеющимися гаджетами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

2. Шипилова Н. В., Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Рабочие тетради.

4. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.

Наши рекомендации