Формирование общекультурных и общетрудовых компетенций. Усвоение основ культуры труда, самообслуживания.
Освоение технологий ручной обработки материалов, элементов графической грамоты.
Освоение основ конструирования и моделирования, информационной грамотности.
Приведенное ниже общее содержание конкретизируется образовательной организацией в зависимости от индивидуальных проблем ребенка.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека. Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).
Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей. Общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия (клеевое соединение). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема).
Конструирование и моделирование.Общее представление о конструировании. Целое изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий по образцу, рисунку.
Практика работы на компьютере.Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Примерные темы уроков | Примерное содержание уроков |
1 четверть | |||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание (6 часов). | Давайте познакомимся. Я и мир вокруг. Труд и человек (экскурсия). Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Природа в художественно-практической деятельности человека. Природа и техническая среда. Дом и семья. Самообслуживание. | Красота окружающего мира. Мир природы. Предметный мир, созданный человеком. Изобретения природы и человека. Преобразование мира человеком. Ресурсы природы, используемые человеком. Отличие изделий природы и человека. Роль трудовой деятельности. Виды деятельности человека. Термин «профессия».Виды профессий. Профессии родителей и близких. Рабочее место ученика. Украшение предметов быта. Узоры природы – источник украшения быта человека. Отличие природы от предметов, сделанных человеком. Приспособления для изменения свойств материалов и предметов. Машины. Техника. Виды специальной техники. Трудовые обязанности дома. Самообслуживание. Способы уборки дома, вытирания пыли. | |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (2 часа). | Природный материал (шишки, ветки, листья, перышки, трава, крупа, горох). | Материалы и инструменты в руках человека. Происхождение материалов, созданных природой. Материалы, с которыми предстоит работать на уроке технологии. Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) изученных материалов: по видам, физическим и технологическим свойствам, конструктивным особенностям используемых инструментов. Использование разных материалов в декоративно-прикладном творчестве. Изготовление поделок из природного материала, создание украшений путем выкладывания узоров крупой по шаблону. | |
2 четверть | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(7 часов). | Пластилин. Лепка предметов шаровидной формы. Лепка предметов вытянутой формы. Лепка предметов конусовидной формы. Бумага как материал. Способы получения бумаги. Свойства бумаги. Использование бумаги человеком. Приемы работы с бумагой (сминание, сгибание, разрывание). Свойства бумаги (промокаемость). Использование бумаги человеком. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места при работе с бумагой. Резанье бумаги ножницами. Клеящие материалы. Аппликация. Шаблон. | Пластилин: его назначение и способ изготовления. Свойства пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Организация рабочего места. Лепка предметов по образцу, составление композиций из предметов. Использование пластилина как соединительного материала. Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Изготовление счетного материала или фишек для настольных игр. Работа с шаблоном, разметка по шаблону. Упражнения в резании ножницами по размеченным контурам, вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону. Составление узора в полосе по образцу, разметка «на глаз». Упражнения в резании ножницами по размеченным контурам, вырезание квадратов из прямоукольников. Составление узора в квадрате по образцу. | |
3 четверть | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(7 часов). | Технические сведения: свойства бумаги. Бумага. Приемы разметки квадрата, круга, треугольника на глаз, по шаблону. Приемы вырезания геометрических фигур. Текстиль. Способы получения ткани и ниток. Процесс изготовления одежды (замысел, выбор материала, выкройка, примерка, отделка). Профессии, связанные с обработкой ткани. Видеоурок, видеопутешествие на швейную фабрику. Фурнитура. Тесьма, пуговицы. | Санитарно-гигиенические правила; правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Составление узоров в полосе, квадрате, круге. Способы получения ткани и ниток. Изготовление игрушек из ниток, изготовление бесшовных простых элементов одежды для куклы из квадратных лоскутков по образцу (платочек, юбка, кофта). Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Информация о фурнитуре. Способы украшения одежды Область применения пуговиц, тесьмы, замков, крючков. Изготовление по образцу из квадратных лоскутков, тесьмы и пуговиц приклеиванием панно. | |
Конструирование и моделирование (3 часа). | Технологический процесс. План. | Общее представление о технологическом процессе. План как один из главных компонентов созидательной деятельности («Для чего нужен план?»). Экскурсия на производство реальная или виртуальная. | |
4 четверть | |||
Конструирование и моделирование (5 часов). | Технологические операции ручной обработки материалов. Изделие и его конструкция. Конструирование и моделирование несложных объектов. Способы общения. | С помощью учителя моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; планирование последовательности практических действий для реализации замысла; составление словесного или картинного плана для достижения определенного результата на знакомом материале (как сделать рисунок, как сделать аппликацию, как сделать куклу из ниток). Составление изделия из нескольких деталей. Разделение понятий эскиз, процесс, результат, операция. Формирование навыка выбирать необходимые материалы инструменты и действия для получения заданного результата. Составление картинного плана последовательности действий. Условные обозначения. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация. Предметное симметричное вырезание. Распределение задач в группе. Умение работать в команде. коллективное панно по общему замыслу с распределением изготовления элементов разным членам или группам («аквариум», «ваза с цветами» и т.п.). | |
Практика работы на компьютере (3 часа). | Информация. Способы хранения информации. Способы передачи информации. Общение. Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер. | Компьютер и его устройство. Правила безопасной работы с компьютером. Интернет. Способы поиска информации в интернете. Работа в компьютерном классе либо с интерактивной доской, имеющимися гаджетами. Создание рисунчатого письма путем продавливания на пластичном материале (пластилин, глина, картон, фольга). Способы передачи информации, способы получения важной информациии. Знаковая форма передачи информации. Важные телефонные номера. Дорожные знаки – способ передачи информации о правилах дорожного движения. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Экскурсия «Дорожные знаки» или практическая работа по изготовлению дорожных знаков, памяток по важным номерам (уголок безопасности). Изобретатель компьютера. Область применения компьютера. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Технология» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, цифровая видеокамера, при наличии – интерактивные доски.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.
Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.).
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.
Личностные результаты на конец обучения:
- формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;
- формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;
- овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;
- формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;
- способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУДпозволяют:
- определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;
- понимать смысл инструкции учителя;
- определять план выполнения заданий под руководством учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУДпозволяют:
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;
- сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять различие;
- с помощью учителя различать новое от уже известного;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУДпозволяют:
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
- принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
– осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;
– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:
– использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;
– получать и уточнять информацию от партнера, учителя;
– осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;
– в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.
Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.
Предметныерезультаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
- формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
- формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
- формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Технология». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достичь следующих результатов:
- умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов;
- составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством неподвижного соединения деталей клеем, пластилином;
- умение различать и использовать названия и назначение инструментов и приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей, стека);
- умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону;
- умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением правильной рабочей позы;
- умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином).