Темы 12-13. Разграничение частиц и приставок НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.

Вопросы и задания

1. Правописание НЕ с существительными, прилагательными и причастиями

2. Правописание НЕ с числительными

3. Правописание НЕ с местоимениями

4. Правописание НЕ с глаголами

5. Правописание НЕ с наречиями

6. Правописание НЕ в составе союзов и союзных слов

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

(Не)безвредный метод; (во)что(бы)то(не,ни)стало; работа (не)зачте(н,нн)а; показался (не)(в)далеке; получил (не)зачет; (не,ни)раз опаздывал на свидание; (не,ни)разу (не,ни) опаздывал; такое и (не,ни)вида(н,нн)о и (не,ни)слыха(н,нн)о; (не,ни)кем (не,ни)победимый; всё (не)йдет на ум; сообщил (не,ни)кому другому, как завучу; (не,ни)чем иным ошибку (не,ни) мот…вировал; говорил, (не)смотря (не,ни)(на)кого; (не)мудре(н,нн)о заметить; уйти (не)солоно хлебавши; теорию (не)допонял; дел (не)(в)проворот; стоял (не,ни)жив (не,ни)мертв; (не,ни)(за)что благодарить; (не,ни)(за)что (не,ни) благодарил; куда (не,ни) кинь, всюду разруха; пришел (не)кстати; (не,ни)раз спрашивали – (не,ни)разу (не,ни) ответили; (не)допитый стакан чаю; уйти в (не)бытие; (не,ни)где (не,ни)огонька; сколько (не,ни) звал, она (не,ни) огл…нулась.(107 слов).

(Не,ни)откуда (не,ни) получал известий; как (не,ни)трудно, дело выполни; какие бы мысли (не,ни) одолевали, а я спокоен; пой, пока (не, ни)охрипн…шь; (не,ни)один (не,ни) пришел; нельзя (не,ни) любоваться ею; (не,ни)(по)чем (не,ни)догадаешься; (не,ни)сколько (не,ни)сомн…вался; (не,ни)пр…взойде(н,нн)ые дост…жения; (не)смотря на жару; (не)(на)что пирож(?)ное купить; мальчик здесь (не,ни)(при)чем; (не,ни)кому иному нельзя рассказать; афиши (не)раскле…(н,нн)ы; черты (не,ни)лише(н,нн)ы пр…ятности; (не,ни)кому (не,ни)нужная встреча; времени всегда (не)достает; (не)вид…мые (не)вооруже(н,нн)ым глазом; (не)возместимая потеря; (не)восстановимо утраче(н,нн)ый; (не)возмутимо-спокойный; (не)отр…зимо красивый; (не)поправимая утрата; (не)склоняемые в русском языке слова; в (не)урожайные годы (не)доедают.

(Не,ни)широкая в этой части, но быстрая речка; (не,ни)пр…взойдё(н,нн)ый пример; (не)смотря себе под ноги; (не)довырабатывал нормы; костюм мне (не)(в)пору; явился (не)(в)пору; (не,ни)(по)чём ему ливень; мы были (не,ни)(при)чём; останавливаться было (не)(за)чем, да и (не)где; (не,ни)(с)чем (не,ни)сравнимое чувство к…мфорта; как(бы) там (не,ни) было, но (ни)кто не ушел; сочинение окончательно (не) продума(н,нн)о; (не,ни)кем (не,ни)покорё(н,нн)ая вершина; (не)глубокий снег; это (не,ни)что иное, как (не)прочита(н,нн)ое письмо; (не,ни)чем иным это быть (не,ни)могло; (не)когда жил некий (не)слышный, (не)заметный, (не,ни)кем (не)исследова(н,нн)ый домовой; (ни)чем (не)пр…м…чательная дворняга; (не)безвредный метод; шли, (не)взирая на (не)погоду; далеко (не) спокойный разговор; всё это (не)(в)зачёт. (105 слов)

Нам (не)(по)себе; ягода (не)крупная, но вкусная; (не)отстрое(н,нн) ый дом; чего только он (не,ни)умел; (не)привычка к морю; следы (не)вида(н,нн)ых зверей; света белого (не)взвидеть; произошло (не)взначай; он (не,ни)знает, (не,ни)что ему читать, (не,ни)что говорить; жизнь (не)истребима и (не)остановима; как(бы) мы себя (не,ни)утешали и (не,ни)уговаривали, а тяжело; этот (не)весомый (не)узна(н,нн)ый человек был (не,ни)кто иной, как Егор; (не,ни)кто другой, кроме него, здесь (не,ни)мог быть; мимо пронеслось (не)что (не)обычное; знал лес, как (не,ни)кто другой; (не,ни)(в)коем случае; (не)гладкий, а ш…р…ховатый корпус; он был очень (не)здоров; поток был шумен, но (не)глубок; чуть (не)каждый день; степь широка и (не,ни)кем (не)измере(н,нн)а; здесь (не)(за)что схватиться; это явление (ни)где (не)описано; (ни)чего (не)должен; его сон (не)спокоен и (не)глубок. (124 слова).

«(Не)пр…метен чистый ручеёк, (не)широк, (не)звонок, (не)глубок» (С. Маршак); «Как(бы) мы (не,ни) понимали добро, жизнь наша есть (не, ни)что иное, как стремление к добру» (Л. Н. Толстой); играл с (не)меньшим успехом; (не)было затаё(н,нн)ого уголка, куда(бы) (не,ни)проникал луч солнца; вдруг меня (не)поймут, (не)дооценят; как (не,ни)жаль отдавать, а пришлось; (ни)чуть (не,не)бывало; кто (не,ни) пытался понять смысл этого стихотворения; откуда (не,ни)возьмись; (не)(за)чем таиться; она была далеко (не)красавица; (не)благозвучные и (не)красивые слова; (не)зрячий, изм…ждё(н,нн)ый, (не,ни)кому (не,ни)нужный пр…мудрый пескарь; отнюдь (не)интересный рассказ; вам это (не)(под)стать; (не)высокий крутой лоб; (не)пр…п…рц…онально длинные руки; крупные и как(бы) даже (не)соразмерные с величиной дерева яблоки; (не)осторожный и горячий парень. (111 слов).

(Не)молодой и (не)старый; (не)проглядная метель; стояла (не)сырая и дождливая, а сухая, ветре(н,нн)ая и морозная осень; (ни)когда (не,ни)(в)ком из вас (не,ни)сомневался; пока (не)изрытая экск…ватором земля; ответы были (не)увере(н,нн)ы; (не)скоше(н,нн)ая трава; ещё (не)иссякший родник; сидел оч…рованный, (не)шевелясь; (не)(с)кого спрашивать; на (не)званого гостя (не)пр…пасена и ложка; (не)простая рыбка – золотая; подр…стающий (не)опытный зайчонок; это человек опытный, себе(на) уме, (не,ни)злой и (не,ни)добрый; он цел и (не,ни)вредим; шли (не)спеша, шагом; (на)право (не)ясно обозначилась (не)ровная полоса обрыва; у пчёл (не)лётная погода. (92 слова).

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.

Тема 14. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и сочетаний слов.

Вопросы и задания

1. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.

2. Правописание союзов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Составьте предложно-именные сочетания. Укажите падеж существительных.

(В)виду, (в)следствя.., (в)след, (на)счет, (в)течени.., (в)продолжени.., (в)отличи.., (в)заключени.., (в)виде, (на)встречу, (в)соответстви.., (на)ряду.

Прочитайте, дополнив окончания. Укажите падеж существительных.

Поступить вопреки желани.. ; приехать по прошестви.. трёх лет; выполнить согласно распоряжени.. ; работать по окончани.. университета; задуматься благодаря книг.. ; получить по истечени.. срока.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание словосочетаний.

1. Иметь (в)виду — (в)виду усадьбы — (в)виду отсутствия вакансий. 2. Идти (на) встречу приятелю — приехать (на)встречу с актёрами. 3. (В) течени.. реки — (в)течеатх.. разговора. 4. (В)следстви.. пожара — (в)следстви.. об ограблении. 5. (На)счёт подписки — (на)счёт положим. 6. (В)роде шара — (в)роде Романовых. 7. (В)отношени..себя — внести (в)отношени.. поправку.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Отметьте предлоги. Объясните написание выделенных слов.

1. Трудиться целый век, и что ж иметь (в)виду? (Кр.) 2. В эту минуту послышался лёгкий шум, из(за) шкафа явилась Параша (П.). 3. Не было ни одной тучки, (в)следстви.. чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (Ч.). 4. (В) вначале зимы, когда снег неглубок, сойка роется (под) дубами (Козл.). 5. К морю! (На)встречу кораблям! (Бл.) 6. Барон Донгоф выстрелил тотчас (в)след за ним (Т.).7. (В) течени.. всех этих «разглагольствований»... Джемма явно стала стыдиться своего жениха (Т.). 8. Как бы стала я их [имена] беречь, если б мне из(под) корки льда посчастливилось их извлечь!

Напишите текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации:

Мы воз_ращались с охоты с далеко (не)заурядной добычей (84) дикими утками настреля(н, нн)ыми (в)течени_ (не)скольких часов. Путь был (не)легкий и мы заметно обессил_ли однако настроение ни_у_кого (не)портилось в нашей к_мпании был (ни)когда (не)унывающий Кири(л, лл). Он(то) и ра(с,сс)читал что чере(з, с) (пол)часа нам удас(тся, ться) отдохнуть у лесного объез_чика. Только мы вход_м в дом свинцово_черные тучи нависают над лесом вот_вот раздас(тся, ться) гром забл_стит молния. И вот началась гроза.

Чере(з, с) (пол)часа ярос(т)ный ливень (с)начала пр_остановил а затем и с_всем пр_кратил свою тр_скотню. Стихии больше (не)спорят (не)ссор_тся (не)бор_тся.

Рас_трое(н, нн)ые полч_ща туч_ унося(тся, ться) куда(то) (в)даль а небо оз_ре(н, нн)ое пр_рывающимся солнечным луч_м уже бры_жет золотом. Осматриваеш_ся (во)круг и поражаеш_ся как мгновенно после дождя пр_ображается все _кружающее благодарно тр_пещет освеж_(н, нн)ая листва все живое суетится и меч_тся над камыш_м руч(ъ,ь)я кружа(тся, ться) темно_синие стр_козы… Все мы гов_рим (на)перебой а (раз,с)судительный Кири(л,лл)ка вставля_т Да умолкн_те хоть на м_нуту! Пока (не)умолкн_те я (ни,не) слова (не)скажу вам о своем плане. Мы зат_хаем. Пойдемте_ка к озеру только д_говоримся что вы сами выб_рете себе дорогу предл_гает он.

Любезно пр_стившись с (не)молодой но очень энергичной х_зяйкой мы отпр_вляемся в путь. В какой(нибудь) (полу)сотне шагов от избушки из лесной чащ_бы выт_кает руч_ек. Его однако (не)пер_прыгнеш_ и (в)брод (не)перейдеш_.

Прочитайте. Охарактеризуйте союзы, использованные в тексте, как часть речи.

Когда весь мир как будто за горой, Где всё мечта и всё недостоверно, Подводный я любил роман Жюль Верна, И Нэмо-капитан был мой герой. Когда пред фортепьяно, за игрой, Он тосковал, хоть несколько манерно, Я в океане с ним качался мерно — И, помню, слезы хлынули струёй. Потом я страстно полюбил Майн Рида, Но был ручной отвергнут Вальтер Скотт. Прошли года. Быть может, только год? Мне грезится Египет, Атлантида. Далёкое. И мой сиамский кот «Плыви в Сиам!» — мурлыча, мне поёт.(К..Д. Бальмонт.)

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание выделенных слов и установите, какой частью речи они являются.

1. Что(бы) утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкой (П.). 2. Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто(бы) не удивило его (Л. Т.). 3. (Не)смотря на то, что на аэродроме почти не было публики, однако из-за заборов всё-таки глазело несколько тысяч народа (Купр.). 4. Я иногда себя презираю... не (от)того ли я презираю и других?.. (Л.) 5. Не знаю, (от)чего ещё ни разу не брал меня отец в поле на крестьянские работы (Акс.). 6. Я отвечал, что много есть людей, говорящих то (же) самое (Л.). 7. Я то(же) была, прохожий! (Цв.) 8. (За)то, что мне прямая неизбежность — прощение обид (Цв.). 9. В спальне моей то(же) прелестно (Бун.). 10. И в людях так(же) говорят: кто посмирней, тот виноват (Кр.).

Перепишите, раскрывая скобки. Произведите морфологический разбор всех союзов.

1. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, (от)тото, что лес — моя колыбель (Цв.). 2. Что(бы) с ней ни делала, ка.к(бы) ни делила я, всё-то она целая, всё она единая (Тот.). 3. Стены были голубыми, и по голубому так и сяк проведены полосы, а на окнах лёгкие шторы — то(же) в полосках (Аст.). 4. Он виноватых ест, а на суде его нет правых никого; (за)то уж у него, что завтрак, что обед, что ужин, то расправа (Кр.). 5. Яков был прозван Турком поэтому, что действительно происходил от пленной турчанки (Т.). 6. Река залила берега, снесла мост, (от)чето и почта была задержана (Кор.). 7. Вешние воды прошли буйно, С ловчему уж в начале апреля шумели скворцы (Ч.).

Литература

1.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. М., 2006. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. §§136-139.

2. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М.: Дрофа, 2007.

Наши рекомендации