ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (начало. продолжение в следующем номере)
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
( продолжение, начало в предыдущем номере)
Г. С. Жангазы,
главный cneциалucm управления образования Павлодарской области А. К. Адамова,
заведующая областной психолого-медико-педагогической консультацией, г. Павлодар Г. А. Джумагулова,
заведующая психолого-медико-педагогической консультацией,
г. Экибастуз
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими организации образования, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях организации образования (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема» проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Приложение 1
Приказ отдела образования (образец)
Об организации обучения на дому
Во исполнение ст. 8 Закона РК «Об образовании» и на основании предоставленных ходатайств организаций образования, а также соответствующих справок ВКК, рекомендации ПМПК ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Обеспечить обучение на дому следующих учащихся:
- Аминову Сауле, СОШ № 2;
- Жасыпову Минару, СОШ № 4.
2. Директорам школ обеспечить контроль за организацией обучения на дому согласно действующим нормативным документам.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на главного специалиста отдела образования Смагулову А. Д.
Начальник отдела образования (Ф. И. О.)
Приложение 2
Приказ по школе (образец)
Об организации обучения на дому
Во исполнение приказа отдела образования «Об организации обучения на дому» и на основании предоставленных родителями справок ВКК, рекомендаций ПМПК ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Охватить обучением на дому следующих учащихся:
- Аминову Сауле, инвалида с детства, справка ВКК от 05.09.2011 г. № 13;
- Касымова Диаса, справка ВКК от 02.09.2011 г. № 11.
2. Распределить учебную нагрузку Аминовой Сауле согласно приказу МОН РК от 26.11.2004 г. № 974 по общеобразовательной программе (приложение 1).
3. Распределить учебную нагрузку Касымова Диаса согласно письму МОН РК от 28.02.2000 г. № 07-4/889 (приложение 2).
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Бахытову А. Д.
Директор школы (Ф. И. О.)
Приложение 3
Форма ведения дневника динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми-инвалидами
Дата, тема урока | Деятельность учителя на уроке | Деятельность ребенка в соответствии с требования – ми учителя | Педагогические наблюдения (динамика +, -) | Рекомендации родителям ребенка | Подпись родителей | Подпись учителя | |||||
Цели урока | |||||||||||
-образовательная | |||||||||||
- развивающая | |||||||||||
- воспитательная | |||||||||||
- коррекционная | |||||||||||
Оборудование урока | |||||||||||
Приложение 4
Анализ работы учителя-предметника, преподающего на дому
Ф. И. учащегося_______________________________________
Ф. И. О. учителя______________________________________
Предмет______________________________________________
Образование_________________________________________
Стаж_________ категория______________________________
Наименование вопроса | Положительное | Негатив |
- наличие расписания уроков, утвержденного директором школы и согласованного с родителями ребенка, обучающегося на дому | ||
- наличие календарного плана, утвержденного директором школы | ||
- наличие психолого-педагогической характеристики учащегося, составляемой педагогом | ||
- наличие поурочного плана учителя | ||
- соответствие оценок, выставленных в дневнике учащегося с оценками в классном журнале | ||
- своевременность выставления оценок в классном журнале | ||
- установление контакта с родителями и ребенком | ||
- ведение дневника наблюдения за развитием ребенка | ||
- ведение журнала учета знаний ребенка | ||
- использование на уроках компьютера | ||
Общие замечания: |
Приложение 7
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (начало. продолжение в следующем номере)
Г. С. Жапгаш,
главный специалист управления образования Павлодарской области
А. К. Адамова,
заведующая областной пси.холого-медико-педагогической консультацией. г. Павлодар
Г. К. Джумагулова,
заведующая психолого-медико-педагогической консультацией, г.Экибастуз
Человечество вступило в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстровозрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство и т. д. Создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.
Но мы должны признать, что существует и другая реальность нынешнего века: неоднородность состава учащихся общеобразовательных школ по уровню их физического, психического и сенсорного развития. Особенно пристального внимания к себе требуют дети с ограниченными «возможностями здоровья, не имеющие возможности посещать учебные учреждения, а также дети-инвалиды.Перед школой возникла задача: сформировать у обучающихся, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья, ряд компетентностей для успешной социализации. Мы полагаем, что именно высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь являетсядистанционное обучение.
Правовую основу организации обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют:
1. Закон РК «Об образовании» от 24.12.2008 г., с изменениями и дополнениями от 24.10.2011 г. № 487-IV.
2. Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11.07.2002 г. № 343.
3. Приказ МОИ РК «Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения, оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями» от 26.11.2004 г. № 974.
4. Письмо МОН РК «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 28.02.2000 г. № 07-4/889.
5. Приказ МОН РК «О начале 2004/2005 учебного года в организациях среднего общего образования Республики Казахстан» от 20.08.2004 г. № 696.
6. Приказ МОН РК «Об утверждении Правил методики аттестации обучающихся» от 02.03.2004 г. №. 166.
Согласно ст. 8 п. 5 Закона РК «Об образовании» для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.
Индивидуальное обучение больных детей - учащихся 1-11-х классов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья короткое время (до 6 месяцев) не могут посещать занятия в школе, разрешено письмом МОН РК от 28.02.2000 г. № 07-4/889. Организация индивидуального обучения этих учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения (в каждом отдельном случае) районного (городского) отдела образования. Консультация психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) для детей данной категории не проводится. Программа обучения временно больных детей - общеобразовательная.
Обучение детей-инвалидов организуется на основании Приказа МОН РК от 26.11.2004 г. № 974.
Если ребенок с ограниченными возможностями, то ПМПК в присутствии родителей определяет программу обучения (общеобразовательная, ЗПР и коррекционная вспомогательная 1 или 2 типа). В зависимости от рекомендации ПМПК организация образования разрабатывает программу обучения.
Обучение на дому организуется школой, в которой обучается ребенок. Знания детей, обучающихся на дому, систематически оцениваются. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из класса в класс и выпуска из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса.
Для организации обучения на дому учащемуся необходимо:
- иметь справку ВКК с рекомендацией обучения на дому - основание для издания приказа на учащегося (приложение 1):
- заключение ПМПК, в котором указана соответствующая программа обучения (общеобразовательная, программа ЗПР, вспомогательная).
При организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе для детей с нарушением интеллекта 1, 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР» используется учебный план, согласно приказу МОН РК от 20.08.2004 г. № 696.
Обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов. Для детей-инвалидов, обучающихся по коррекционной программе 1 или 2 типа, где учебный план начальной школы распределен на 1-9 классы, рекомендуется привлекать учителей начальных классов.
Каждым учителем, преподающим на дому, обязательно ведетсядневникдинамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми-инвалидами. Деятельность ребенка анализируется исходя из его психофизического и физического состояния.
Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием и являетсянеобходимым материаломдля последующей работы учителя: составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц и т. д. (приложение 2).
Дневник наблюдения за развитием на детей, обучающихся временно, не ведется.
В классный журнал текущие и четвертные оценки детям-инвалидам, обучающимся по общеобразовательной программе и программе ЗПР, выставляются в конце каждой четверти. Детям, обучающимся по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа, в классном журнале выставляются только четвертные оценки.
Заместитель директора школы составляет индивидуальное расписание, согласовывает его с родителями и учителями, которым распределена нагрузка по учебному плану. Согласованное с родителями расписание утверждается директором школы.
Календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендованной программой обучения утверждается в общем порядке.
Администрация школы осуществляет контроль за своевременнымпроведением занятий, выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения. Данный вопрос рассматривается2 раза в год(октябрь, февраль)на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс (приложение 4).
По итогам года комплектуется папка на каждого учащегося, обучавшегося на дому (приложение 5).
Содержание учебного плана
1. Согласно приказу МОН РК от 26.11.2004 г. № 974 обучениедетей-инвалидов (инвалидность должна быть подтверждена справкой МСЭ) организуется по следующему учебному плану:
. № | Наименование дисциплин | Количество часов в неделю по классам | ||||||||||||||||||||||||
начальная ступень | основная ступень | старшая ступень | ||||||||||||||||||||||||
Язык и литература | 4 | |||||||||||||||||||||||||
Иностранный язык | 0,5 | |||||||||||||||||||||||||
Математика и информатика | ||||||||||||||||||||||||||
История | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||
География | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||||||||||
Биология | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||||||||||
Химия | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||||||||||||
Физика | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0.5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||||||||||||
Коррекционные занятия (при необходимости) | ||||||||||||||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||||||||||||||
Примечание: при необходимости часы можно перераспределять.
2. В случаяхкраткосрочного (до 6 месяцев) обучения больных детей (не инвалидов) на дому часы распределять по следующему учебному плану (согласно Письму МОН РК от 28.02.2000 г. № 07-4/889):
№ | Наименование дисциплин | Количество часов по классам | ||||||||||
11 | ||||||||||||
Язык и литература | 2 | 2,5 | 2,5 | 1,5 | 1.5 | 1.5 | 1,5 | 1.5 | ||||
Математика | 2 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1.5 | 1,5 | 1.5 | 1.5 | 1,5 | 1,5 | |
История, история Казахстана | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||
Человек и общество | 0,5 | |||||||||||
Познание мира | 0,5 | |||||||||||
География Казахстана | 0.5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||
Биология | 0.5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||
Химия | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||
Физика | 0.5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||
Информатика | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
Иностранный язык | 0,5 | 0.5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||
Итого: |
Примечание
1. 0,5-часовые занятия проводятся через неделю по 1 часу; 1,5 часовые занятия - одну неделю - 2 часа, вторую неделю - 1 час.
2. В целях развития индивидуальных способностей детей из общего количества недельных часов, а одной из дисциплин 1-7 классов можно выделить 0,5 часа в неделю на изучение программы по изобразительному искусству.
3. Для организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР», используется учебный плансогласно приказуМОН РК от 20.08.2004 г. № 696 (приложение 1, таблица 18):
Количество часов в неделю по классам | |||||||||||||
№ | Наименование дисциплин | начальная ступень | основная ступень | старшая ступень | |||||||||
8 | |||||||||||||
Язык и литература | |||||||||||||
2 | Иностранный язык | 0,5 | |||||||||||
Математика и информатика | |||||||||||||
История | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
География | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||
Биология | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||
Химия | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||
Физика | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||
Коррекционные занятия{при необходимости) | |||||||||||||
Итого: |
Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют следующие нормативные документы:
1. Инструктивно-методическое письмо по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, разработанное ГУ «Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики» от 04.01.2012 г. № 01-213.
2. Приказ министра образования и науки РК «Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» от 13.04.2010 г. № 169 (с изменениями и дополнениями от 05.04.2011 г.).
Основные направления деятельности организации образования по дистанционному обучению детей-инвалидов:
- осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов;
- обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее - учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам;
- организация образовательного процесса;
- организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся;
- ведение учета детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения;
- осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
Целевую группу обучающихся по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ)составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Данная категория обучающихся включает и детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специальной (коррекционной) организации образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).
На начальной стадии реализации обучения на дому с использованием ДОТ представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.
При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом.
Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально.
Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе обучения, в том числе с учетом распределения детей по категориям нарушений развития (заболеваний), рекомендуется определять исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей организаций образования.
Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации по указанной тематике.
Необходимо организовать на системной основе консультативно-методическую поддержку учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.
Дистанционное обучение должно осуществляться непосредственно организацией образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате и работающими в школе по основному месту работы или по совместительству.
При этом необходимо обеспечивать методическое сопровождение деятельности организации образования по дистанционному обучению детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и консультативно-методическую помощь в дистанционном режиме.
Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.
Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.
Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.
Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в организации образования, так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в организации образования, поэтому учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.
Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями «или законными представителями).
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить обучающимся освоение основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.
Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» за 2012 год