Выполнение, нормоконтроль и защита

ВЫПОЛНЕНИЕ, НОРМОКОНТРОЛЬ И ЗАЩИТА

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА

  (наименование дисциплины)

(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

  по направлению подготовки программа   44.00.01 Педагогическое образование, Управление образованием и проектный менеджмент
  (код ОКСО и наименование направления/специальности)

Красноярск 2016 г.

Авторы-составители:

А.А. Лукьянова, д.э.н., профессор

Г.Т. Полежаева,к.э.н., доцент

Е.С. Кононова, ассистент

Выполнение, нормоконтроль и защита выпускной квалификационной работы магистра, направление подготовки «44.00.01 — Педагогическое образование», программа «Управление образованием»: учебное пособие / Авт.-сост. А.А. Лукьянова, Г.Т. Полежаева, Е.С. Кононова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. – ____ с.

В учебном пособии отражаются основные требования к выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ (далее ВКР) магистров. Приводятся рекомендации по подготовке и защите ВКР. Использован и учтен опыт ряда вузов, выпускающих магистров с квалификацией «Управление образованием».

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки «44.00.01 - Педагогическое образование» всех форм обучения, а также для научных руководителей и рецензентов выпускных квалификационных работ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Преддипломная практика как завершающий этап подготовки к выполнению ВКР

2. Понятие и задачи нормоконтроля ВКР

3. Порядок проведения нормоконтроля

4. Процедура предварительной защиты и нормоконтроля дипломных работ

5. Права и обязанности участников процесса подготовки и защиты ВКР

6. Основные направления номрмоконтроля ВКР

7. Правила оформления и примерное содержание разделов ВКР

7.1. Общие требования

7.2. Титульный лист

7.3. Реферат диссертации на соискание квалификации магистра

7.4. Задание по ВКР

7.5. Содержание

7.6. Введение

7.7. Основная (текстовая) часть ВКР

7.8. Заключение

7.10. Список литературы

7.11. Приложения

8. Особенности оформления отдельных элементов текста ВКР

8.1. Особенности оформления таблиц

8.2. Особенности оформления графических объектов

8.3. Особенности оформления библиографических ссылок, цитат, сносок

9. Подготовка доклада и презентации ВКР

Приложение 1. Титульный лист

Приложение 2. Образец реферата диссертации на соискание квалификации магистра

Приложение 3. Задание на ВКР

Приложение 4. Содержание

Приложение 5. Введение

Приложение 6. Основная (текстовая) часть ВКР

Приложение 7. Заключение

Приложение 8. Список литературы

Приложение 9. Таблица, графический объект.

Приложение 10. Отзыв научного руководителя

Приложение 11. Рецензия на ВКР

Приложение 12. Справка о внедрении

Приложение 13. Оценочный лист членов ГАК

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) является видом итоговых аттестационных испытаний, входящих в состав государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений.

К подготовке магистерской диссертации допускаются лица, завершившие полный курс обучения по программе высшего образования и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом этого направления подготовки.

Подготовка магистерской диссертации состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы, оценка ее актуальности, определение цели исследования и задач для ее достижения.

2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме магистерской диссертации.

3. Сбор фактического материала в статистических органах, в образовательных и иных организациях в ходе прохождения преддипломной практики.

4. Обработка, анализ полученной информации, выявление проблем, связанных с деятельностью образовательной организации, определение основных направлений решения выявленных проблем.

5. Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

6. Оформление ВКР в соответствии с установленными стандартами и требованиями.

7. Защита магистерской диссертации.

Магистрант несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования!

Учебное пособие по выполнению, нормоконтролю и защите ВКР написано в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01«Педагогическое образование» (далее – ФГОС ВО), Порядка проведения итоговой государственной аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (приказ Министерства образования Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636), Положения о порядке проведения итоговой государственной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры КГПУ им. В.П. Астафьева и его филиалов (приказ КГПУ им. В.П. Астафьева №439 (п) от 10.11.2015 г.), Положения о выпускной квалификационной работе магистра (магистерской диссертации) в федеральной бюджетном государственном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (приказ КГПУ им. В.П. Астафьева №31 (п) от 29 января 2016 года).

Основной задачей учебного пособия является помощь магистранту в выполнении, оформлении ВКР и подготовке к ее защите. В нем определены общие требования к структуре и оформлению работы, а также приводятся подробные примеры оформления структурных элементов ВКР (таких как введение, заключение, библиографический список и т.д.). Кроме того, настоящее учебное пособие содержит приложения, включающие образцы оформления структурных элементов ВКР.

1. Преддипломная практика как завершающий этап подготовки к выполнению ВКР

Преддипломная практика является обязательной составной частью основной образовательной программы подготовки по направлению 44.00.01 «Педагогическое образование» в соответствии с ФГОС ВО и учебным планом. Преддипломная практика проводится на последнем курсе обучения на всех формах обучения (очной, очно-заочной, заочной).

Преддипломная практика – самостоятельная работа студента под руководством научного руководителя и специалиста или руководителя соответствующего подразделения базы практики.

Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, формирование у магистрантов компетенций практической работы по избранному направлению подготовки и присваиваемой квалификации.

В период преддипломной практики магистрант работает в качестве помощника руководителя образовательной организации, выполняя задания по практике.

Перед отправлением по месту прохождения практики магистрант знакомится с программой практики и заданиями, изучает рекомендуемую справочную и специальную литературу.

Подбор источников, которые послужат теоретической базой исследования, магистрант осуществляет самостоятельно под руководством научного руководителя, который дает рекомендации в части направления и последовательности изучения источников.

Общие рекомендации в подборе источников теоретических сведений по тематике ВКР можно представить в следующем виде:

1) Федеральные законы Российской Федерации в области, соответствующей тематике работы;

2) указы Президента Российской Федерации в области, соответствующей тематике работы;

3) постановления, инструктивные и методические указания исполнительных органов власти Российской Федерации по проблеме исследования;

3) учебные и методические пособия по направлению подготовки и программе;

4) монографии и научные труды;

5) периодические издания: журналы, газеты и др.

Для получения информации рекомендуется пользоваться ресурсами электронной библиотечной системы КГПУ им. В.П. Астафьева, ресурсами сети Internet, системы Консультант+, Гарант и т.д.

Выбранные источники необходимо согласовать с научным руководителем.

Как правило, изучение теоретической базы начинается с нормативных и законодательных актов, в дальнейшем осуществляется изучение учебных пособий, монографических источников, периодики.

Изучение теоретического материала должно предшествовать процедуре сбора материала фактического. В случае если студент приступает к сбору фактических материалов для исследования, не изучив досконально теоретическую базу по тематике работы, процесс сбора фактической информации будет низкоэффективным.

Для сбора фактического материала обучающийся должен использовать различные источники информации: нормативные документы, регламентирующие деятельность объекта исследования, статистические данные, данные бухгалтерского и управленческого учета. Для обеспечения полноты информации сбор материалов необходимо проводить в соответствии с развернутым планом ВКР и с заданием научного руководителя. С особой тщательностью необходимо подходить к сбору данных, являющихся основой будущих выводов исследования и напрямую относящихся к предмету исследования.

Прежде чем собирать фактический материал для проведения анализа, необходимо обосновать систему аналитических показателей, временные периоды, исходные источники информации. Следует заранее подготовить необходимые формы для сбора числовой информации – это существенно повысит эффективность и снизит трудоемкость сбора данных.

Целью преддипломной практики являетсяпроверка готовности будущего магистра к самостоятельной трудовой деятельности и сбор материалов для ВКР.

Кроме того, целью преддипломной практики также является развитие профессиональных качеств будущих руководителей в сфере образования: самоорганизованность, высокая степень эрудиции, стрессоустойчивость, самодисциплина, коммуникабельность, самостоятельность, ответственность и креативность.

К задачам преддипломной практики относятся:

- обобщение, систематизация, конкретизация практики реализации функций менеджмента; анализ соответствия решаемых функциональных задач менеджмента должностным инструкциям и общей теории менеджмента; изучение опыта работы конкретной образовательной организации по основным направлениям деятельности управленческого персонала;

- изучение статистических данных и иных материалов о работе образовательной организации с последующим анализом эффективности;

- приобретение опыта организационной и правовой работы на должности руководителя образовательной организации в целях приобретения навыков самостоятельной работы по решению стоящих перед ними задач;

- развитие правовой культуры, как важнейшего условия успешного решения задач, связанных с управлением образовательной организацией;

- изучение передового опыта по избранному направлению подготовки;

- овладение методами принятия и реализации на основе полученных теоретических знаний управленческих решений, а также контроля за их исполнением;

- овладение технологиями самопродвижения и построения личной профессиональной карьеры;

- овладение методами аналитической и самостоятельной научно-исследовательской работы по изучению принципов деятельности и экономического функционирования образовательных организаций, действующих на основе государственной и иных форм собственности;

- самостоятельная работа с учебной и методической литературой, раскрывающей теоретическое и практическое содержание управленческой деятельности в образовательной организации, изучение документации на рабочем месте и соответствующей нормативно-правовой базы.

- создание информационной базы по заявленной теме магистерского исследования, первичный анализ данных, составление плана дипломной работы и выдвижение рабочих гипотез исследования [11].

Таким образом, в ходе преддипломной практики магистранты должны провести полную подготовительную работу к выполнению ВКР в части сбора необходимой фактической информации.

План-график выполнения выпускной квалификационной работы

№ этапа Содержание этапа Срок выполнения этапа (до дд.мм.гг) Отметка о выполнении, подпись научного руководителя
Составление программы исследования    
Изучение и анализ литературы по теме    
Сбор исходных эмпирических данных (документация исследуемой организации, статистические цифровые показатели и т.д.)    
Обработка и анализ полученной информации    
Подготовка и оформление текстовой части ВКР    
Подготовка и оформление графического, иллюстративного материала    
Оформление окончательного текстового варианта ВКР в соответствии с замечаниями научного руководителя    

5. Права и обязанности участников процесса подготовки и защиты ВКР

Магистрант имеет право:

- использовать информационные ресурсы и средства КГПУ им. В.П. Астафьева в процессе выполнения ВКР;

- самостоятельно определять содержание текста выступления на предзащите и защите;

- присутствовать на предзащите ВКР, задавать участникам предзащиты вопросы, участвовать в обсуждении;

- получать консультации научного руководителя, заведующего кафедрой, лица, ответственного за нормоконтроль;

- высказывать во время прохождения процедуры предзащиты мнение, отличное от мнения научного руководителя, членов кафедры, лица, ответственного за нормоконтроль.

Студент обязан:

- составить текст доклада на предзащиту и защиту длительностью 10-15 минут;

- подготовить электронную презентацию для сопровождения доклада;

- пройти процедуру предварительной защиты;

- предоставить ВКР на нормоконтроль не позднее чем за 15 рабочих дней до защиты;

- устранить выявленные в ходе предварительной защиты и нормоконтроля недостатки и сдать готовую ВКР на кафедру не позднее 3 рабочих дней до даты защиты;

- оформить ВКР согласно требованиям настоящего учебного пособия;

- передать ВКР на рецензирование не позднее чем за 5 рабочих дней до защиты.

Научный руководитель имеет право:

- ознакомиться с содержанием доклада для предзащиты и защиты;

- рекомендовать ВКР к участию в конференции, конкурсе студенческих работ;

- рекомендовать публикацию научной статьи по результатам исследования;

- участвовать в обсуждении результатов прохождения нормоконтроля;

- вносить предложения о внесении изменений в программу нормоконтроля.

Научный руководитель обязан:

- рекомендовать структуру и примерное содержание доклада для предзащиты и защиты;

- рекомендовать структуру и примерное содержание электронной презентации;

- оказывать регулярную консультационную помощь в подготовке ВКР;

- контролировать соблюдение графика прохождения нормоконтроля;

- давать отзыв о ВКР.

Лицо, ответственное за нормоконтроль, имеет право:

- не принимать на нормоконтроль ВКР позднее 15 рабочих дней до даты защиты;

- не принимать работу на нормоконтроль без подписи руководителя и студента;

- не ставить отметку о нормоконтроле, если работа оформлена с нарушениями.

Лицо, ответственное за нормоконтроль, обязано:

- руководствоваться только действующими на момент проведения нормоконтроля требованиями;

- консультировать студентов по оформлению ВКР;

- проводить нормоконтроль в соответствии с графиком;

- делать замечания по оформлению ВКР.

Члены кафедры в ходе предзащиты и защиты имеют право:

- задавать вопросы по теме ВКР;

- давать рекомендации магистрантам по улучшению структуры и содержания ВКР;

- требовать устранения замечаний в ВКР, докладе, презентации.

Члены кафедры в ходе предзащиты и защиты обязаны:

- выслушивать доклады студентов, знакомиться с презентациями;

- давать рекомендации студентам по устранению недочетов в структуре, содержании работы;

- оценивать соответствие содержания докладов теме, целям, задачам ВКР;

- принимать решение о степени готовности работы на момент прохождения предзащиты.

6. Основные направления нормоконтроля

К основным направлениям нормоконтроля ВКР относятся:

1) Наличие отзыва научного руководителя. В ходе нормоконтроля проверяется как факт наличия отзыва научного руководителя, так и правильность его оформления (Приложение 10).

2) Проверка структуры работы. На данном этапе нормоконтроля проверяется наличие в ВКР структурных элементов, предусмотренных настоящим учебным пособием (см. п. 3). Кроме того, оценивается структура основного текста ВКР – она должна быть сложной, т. е. текст должен быть разделен на главы и параграфы. Также проверяется соответствие титульного листа ВКР форме, представленной в Приложении 2, наличие подписей студента и научного руководителя на титульном листе.

3) Нумерация страниц. Проверяется наличие нумерации и правильность расположения и расстановки номеров страниц.

4) Параметры основного текста. На данном этапе проверяется правильность установленных параметров страницы (поля, отступы, межстрочные интервалы).

Титульный лист

Титульный лист является фактически «обложкой» ВКР, и правильность его оформления играет очень важную роль в процессе подготовки и защиты ВКР.

Титульный лист должен содержать ряд обязательных реквизитов: название учебного заведения, кафедры, специальности, название темы дипломной работы, ФИО студента, руководителя и т. п.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 2. Отклонения оформления от представленного образца не допускаются.

Задание на ВКР

Задание на ВКР содержит информацию о том, какие исходные данные используются для выполнения ВКР (например, статистическая информация, различная отчетность организации и т.д.), а также данные о содержании ВКР и целях ее выполнения. Например, задание на ВКР может содержать следующий текст: «...углубленное изучение особенностей управления дошкольным образовательным учреждением», «...формирование модели мотивации персонала кафедры высшего учебного заведения» и т. д. Важно, что раздел задания по ВКР «Содержание работы» должен включать не заглавия ее разделов, а фактические задачи, стоящие перед студентом в ходе проведения исследования.

Образец оформления задания на ВКР представлен в Приложении 4. Отклонения в оформлении от представленного образца не допускаются.

Содержание

Содержаниевключает в себя названия глав, подразделов, пунктов и подпунктов ВКР. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

Напротив названий глав, подразделов, пунктов и подпунктов ВКР обязательно указываются номера страниц, на которых находятся заглавия данных структурных элементов. Номера страниц выравниваются по правому краю листа.

Наименование раздела «Содержание» центрируется относительно левого и правого края страницы, выделяется полужирным шрифтом, прописными буквами.

Образец оформления содержания представлен в Приложении 5.

Введение

Введение — это вступительная часть ВКР, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования, дается характеристика исходной экономико-статистической базы, а также научная и практическая значимость работы. Объем введения не должен превышать 10% от общего объема магистерской диссертации.

Необходимо отразить, какой теоретический и практический интерес представляет выбранная тема в настоящее время, какие обстоятельства обусловливают важность и значимость рассматриваемой темы. Как правило, актуальность темы исследования определяется:

- необходимостью анализа и обобщения накопленного отечественного и зарубежного опыта;

- необходимостью разработки новых подходов, принципов, учитывающих все многообразие управленческой и экономической деятельности;

- недостаточной теоретической проработанностью проблематики;

- новизной решения проблем в российском образовании или в отдельной образовательной организации в современных условиях.

Во введении важно дать описание теоретической основы исследования, обозначить авторов наиболее значимых исследований по тематике ВКР. Это могут быть труды по общей теории менеджмента, исследования в области различных отраслей управления, работы социологического характера, экономические исследования. Следует отметить, что при выполнении ВКР стоит основное внимание уделить изучению монографий, диссертаций, научных публикаций в периодических изданиях и сборниках различных конференций, научных исследований по тематике работы, при этом не следует использовать в качестве основы своего научного исследования учебные пособия.

Определение актуальности выбранной темы, анализ ее теоретической разработанности позволит перейти к формулированию цели и задач исследования.

Цель работы необходимо формулировать четко и ясно, одним предложением. Недопустимо использование в формулировке общих фраз. Правильно сформулированная цель содержит в «свернутом» виде основные результаты исследования, отражает задачи, которые будут решены в рамках магистерской диссертации.

Цель раскрывается через совокупность задач. Задачи конкретизируют цель, определяют промежуточные результаты исследования и пути достижения цели. Поставленные и сформулированные задачи не должны дублировать цель работы или противоречить ей. При постановке задач могут быть использованы примерные формулировки:

- оценить состояние…

- провести сравнительный анализ характеристик, показателей...

- определить особенности, специфику...

- обобщить и систематизировать...

- разработать, рекомендовать, предложить... и т. п.

Далее во введении определяются объект и предмет исследования.

Весьма важным аспектом выполнения ВКР является определение объекта и предмета исследования. Объект и предмет находятся в фокусе внимания исследователя, т.е. магистранта, выполняющего ВКР.

В качестве объекта исследования в области управления образованием выступают образовательные организации различных организационно-правовых форм, в том числе бюджетные и коммерческие образовательные организации.

Предметом исследования могут являться различные управленческие отношения, возникающие в процессе реализации тех или иных процессов в образовательных организациях-объектах исследования.

При выполнении ВКР важно определить методологическую базу исследования и отразить данный факт во введении.

Методологическая база исследования – это совокупность методов, используемых для изучения предмета исследования.

В качестве методологической базы теоретических и прикладных исследований, отраженных в ВКР, могут быть использованы такие общенаучные методы, как системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация. При проведении прикладных исследований могут применяться методы SWOT-анализа, методы индикативного планирования, методы экономико-математического моделирования, классификация, группировка, методы экспертных оценок.

При оформлении раздела «Введение» наименование раздела центрируется относительно левого и правого полей, выделяется полужирным шрифтом, прописными буквами.

Пример оформления раздела «Введение» представлен в Приложении 6.

Заключение

Взаключенииследует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10% от общего объема магистерской диссертации.

Заключение формируется на основе выводов, сделанных автором в конце каждого раздела. Крайне важно проследить за тем, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы в задании и во введении, был дан ответ в заключении.

В конце заключения указывается, чем завершена работа:

- научные данные о новых управленческих процессах, явлениях, закономерностях;

- новые методы и принципы организации труда, мотивации;

- качественные и количественные характеристики предлагаемых систем, статистические анализы и исследования;

- рекомендации, инструкции, руководящие материалы, методики, стандарты, нормы и правила, программы и т. д.;

- внедрение в организацию образовательного процесса рекомендаций;

- прочие положительные результаты;

- отрицательные результаты.

При оформлении раздела «Заключение» наименование раздела центрируется относительно левого и правого полей, выделяется полужирным шрифтом, прописными буквами.

Пример оформления раздела «Заключение» представлен в приложении 8.

Библиография

Важным элементом оформления ВКР является список использованных источников.

Список использованных источников и литературы помещается после основного текста ВКР и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований.

В библиографию магистерской диссертации включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме и оказала существенное влияние на содержание исследования. Список литературы необязательно следует ограничить только цитированными произведениями, но все цитированные источники должны быть указаны.

Список литературы может быть назван тремя способами:

1. Литература.

2. Список использованной литературы.

3. Список использованных источников и литературы.

Если список включает все документы, изученные по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, то список называют «Литература». Если в список литературы включается только то, что анализировалось в тексте или использовалось в качестве заимствований, то выбирается «Список использованной литературы». Если, кроме литературы, использовались еще и другие источники, то список озаглавливают «Список использованных источников и литературы».

Список литературы должен быть описан в соответствии с требованиями библиографического описания. Составление библиографических ссылок регламентируется специально подготовленным новым нормативным документом – ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Общая схема библиографического описания документа выглядит следующим образом:

Заголовок описания. Основное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Место издания: Издательство или издающая организация, год издания. – Количественная характеристика.

Заголовок описания: фамилия, имя, отчество индивидуального автора (первого); наименование коллективного автора.

Основное заглавие. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п., об организациях, от имени которых опубликован документ).

Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.).

Место издания (город).

Издательство или издающая организация, дата издания (информация об издательстве, год издания).

Количественная характеристика (общее количество страниц в издании).

Расположение литературы в списке может быть алфавитным (библиографическое описание литературы дают в алфавитном порядке фамилий авторов или первого слова заглавий книг и статей, если автор не указан) или в порядке первого упоминания в работе (по порядку ссылок).

Список литературы имеет порядковую нумерацию; это необходимо для формальной оценки объема изученного материала либо ссылок путем отсылки к списку литературы.

Источники на иностранных языках обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке работы.

Особым образом оформляются источники, имеющие статус электронного ресурса. В перечне источников используются указания как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, баз данных, порталов, сайтов, веб-страниц, публикаций в электронных сериальных изданиях, сообщений на форумах и т.д.). Они имеют свои особенности.

Например:

1. Большая Энциклопедия Нефти Газа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id291031p1.html , свободный.

2. Законодательное собрание Красноярского края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=9693 , свободный.

3. Казакова Т. Л. Разработка системы индикаторов устойчивого развития для центрального Черноземья // Региональные исследования. - 2008. - N 1 (16). - С.20-23. [Электронный ресурс]. Электрон. данные, версия 2008 г. М., 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечания о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру URL (Uniform Resourse Locator – универсальный указатель ресурсов). После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу; после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год:

1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. URL: http:// www.ksocpol.rags.ru/files/konc_reg.htm (дата обращения: 18.05.2012).

2. Кузнецов Ю.В. Методы государственного регулирования экономики // Сборник научных статей «Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты», СПб.: Институт бизнеса и права, 2011. URL: http://www.ibl.ru/konf/151211/metody-gosudarstvennogo-regulirovanija.html (дата обращения: 12.02.2013).

Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания.

Предписанная пунктуация предшествует элементам и областям описания или заключают их. Ее употребление не связано с нормами русского языка. Правила представления элементов библиографического описания, применение знаков предписанной пунктуации осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 и ГОСТ 7.82–2001.

Места издания

Москва – М.

Ленинград – Л.

Москва – Ленинград – М.; Л.

Петербург – Пб.

Санкт-Петербург – СПб.

Нижний Новгород – Н. Новгород

Ростов-на-Дону – Ростов н/Д

Названия издательств

Высшая школа – Высш. шк.

Государственное издательство художественной литературы – ГИХЛ

Издательство Московского университета – Изд-во МГУ

Издательство стандартов – Изд-во стандартов

Советская Россия – Сов. Россия

Советский писатель – Сов. писатель

Художественная литература – Худож. лит.

Детская литература – Дет. лит.

Названий месяцев

Январь – янв.

Февраль – февр.

Март – не сокращается

Апрель – апр.

Май – не сокращается

Июнь – не сокращается

Июль – не сокращается

Август – авг.

Сентябрь – сент.

Октябрь – окт.

Ноябрь – нояб.

Декабрь – дек.

В качестве предписанной пунктуациивыступают знаки препинания и математические знаки:

. –точка и тире

.точка

,запятая

:двоеточие

;точка с запятой

/косая черта

//две косые черты

( )круглые скобки

[ ]квадратные скобки

+знак плюс

=знак равенства.

В конце библиографического описания ставится точка.

Допускается предписанный знак «точка и тире», разделяющий области библиографического описания, заменять точкой(т.е. другими словами, тире можно опускать). Главное, чтобы по всему тексту оформление библиографического описания было унифицировано.

Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знакдо и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.

Инициалы от фамилии автора также отделяются неразрывным пробелом(не только в библиографическом описании, но и в тексте). Фамилии и инициалы авторов в библиографических описаниях рекомендуется (но не предписывается) выделять курсивом, так как название произведения может начинаться с инициалов и фамилии автора. Они иногда составляют полное название книги или статьи.

Сравните:

Заостровцев А. П. Г. Таллок и Р. Толлисон о поиске ренты // Семинар молодых экономистов. — 1997. — Вып. 3. Декабрь. С. 70

Заостровцев А.П. Г. Таллок и Р. Толлисон о поиске ренты // Семинар молодых экономистов. — 1997. — Вып. 3. Декабрь. С. 70

Ниже приведены примеры оформления различных типов библиографических источников.

Книжные издания

1. Кокорин А.А. Экономика: философский анализ. М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 264 с.

2. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе «природа – общество – человек». С-Пб. – М. – Дубна, 2001. – 616 с.

Статьи из коллективного сборника

1. Кузьмина Ю.Д., Мингалева Ж.А. Понятие устойчивости развития и его применимость к региональной политике // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2009. № 3 (3). С.68-83.

Публикации из собраний сочинений

1. Теккерей У. Повести, очерки, роман (1848–1863) // Собр. соч. В 12 т. – М.: Худож.лит., 1980. – Т. 12. – С. 1-415.

Отдельные тома многотомного издания

1. Большаков Б.Е., Шамаева Е.Ф. Управление новациями в интересах устойчивого развития // Вестник РАЕН: том 11 вып. №4. – М.: РАЕН, 2011.

Иностранный источник

Иностранный источник оформляется на языке оригинала:

1. Bucci A. Human and cultural capital complementarities and externalities in economic growth / А. Bucci, G. Serge // Working Papers DEAS. – 2009. – 07 February.

2. Cobb C., Cobb J. The Green National Product: a Proposed Index of Sustainable Economic Welfare. . New York: University Press of America, 1994.

Параллельное заглавие – заглавие книги на ином языке или в иной графике – приводят в описании после основного заглавия в форме, данной на титульном листе, и отделяют от основного заглавия знаком равенства:

1. Устойчивое развитие = Sustainable development

2. Избр. стихотворения = Selected poems

Газетные публикации

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газ. – 1993. – № 237.

В названиях журналов и газет сокращенно пишут слова «газета» – газ., «журнал» – журн. Например: Новая газ. или Российская газ.

Можно употреблять общепринятые сокращения названий журналов и газет: АиФ, МК, Лит. газ.

Если газета имеет объем более восьми полос, указывают номер полосы (страницы), на которой помещена публикация:

Журнальные публикации

1. Казакова Т. Л. Разработка системы индикаторов устойчивого развития для центрального Черноземья // Региональные исследовани

Наши рекомендации