В Италии начавшаяся было организация государственных специальных школ уже в начале 20-х годов остановлена в связи с приходом к власти фашистов, т.е. по политическим мотивам.
В первые послевоенные годы в Германии число вспомогательных школ формально возросло, но специальная школа, задуманная и созданная как учреждение для обучения умственно отсталых и их социальной реабилитации, превратилось в своеобразную резервацию для социально неблагополучных детей. Опыт Германии 30 - 40-х. гг. показывает, что за короткий исторический срок фашистское государство не только разрушило одну из лучших в мире систем специального образования, но и сумело убедить большую часть населения в нецелесообразности ее существования. После того, как в Германии была реализована директива об эфтаназии находящихся в государственных учреждениях глубоко умственно отсталых и сумасшедших, были закрыты вспомогательные школы и проведена массовая стерилизация их воспитанников, начались (1938) чудовищные медицинские опыты над людьми, и первыми жертвами этих “экспериментов” стали немецкие заключенные [18]. Геноцид XX века со всей очевидностью продемонстрировал миру, как коротка дорога от идеи целесообразности уничтожения аномальных людей до физического уничтожения целых стран и народов.
Если промежуток времени между двумя мировыми войнами оставил в истории специального образования сверх держав драматические факты, то в странах, появившихся на политической карте Европы после первой мировой войны, этот отрезок времени характеризуется противоположной тенденцией. В государствах Восточной Европы начинается организация обучения детей с отклонениями в развитии.
Так в Югославии в 1919 г. создается Государственное управление по защите аномальных детей, которое впоследствии трансформируется в Управление по руководству учреждениями для аномальных детей при Министерстве просвещения. Югославия не ограничилась созданием управленческих структур и начала развивать сеть специальных школ. Несмотря на все политические и экономические катаклизмы к 1937/38 уч. г. в стране действовало 5 вспомогательных школ и 95 вспомогательных классов при общеобразовательных школах [71].
В Болгарии идея об открытии вспомогательной школы была высказана в 1907 г., но не успела практически реализоваться перед войной. В 1921 г. в стране учреждается Медико-педагогическое общество, поставившее своей целью заботиться о детях с отклонениями в развитии. Прежде всего, активисты общества попытались организовать в столице учет и выявление детей, нуждающихся в специальном образовании. Благодаря их усилиям и объективной информации о количестве умственно отсталых детей, посещающих общеобразовательную школу, власти уже в следующем (1922) году открывают в Софии классы для умственно отсталых и класс для педагогически запущенных детей. Позже аналогичные классы были организованы в Варне, Пловдиве, Русе, Казанлыке. Все больше людей желает помогать лицам с выраженными отклонениями в развитии. В 1936 г. создается общество “Забота об умственно отсталых детях в Болгарии”, которое, в свою очередь, открывает первую в стране специальную школу-интернат и “Воспитательный институт развития” [28].
Чехия, войдя в состав Австро-Венгрии (1867), приняла Закон об обязательном 8-летнем обучении, и уже в 1871 г. в Праге была открыта первая вспомогательная школа. После распада Австро-Венгрии (1918) на карте Европы появляется новое государство - Чехословацкая Республика, правительство которой в 1929 г. принимает закон об обучении аномальных, в том числе умственно отсталых детей. Всего через несколько лет в (1936/37 уч. г.) в стране действовало 116 специальных школ.
Польша, выйдя из состава России (1918), активно начинает строить национальную сеть специальных учреждений, и, прежде всего, заботиться о подготовке учителей-дефектологов, которых начинает выпускать созданный в 1922 г. усилиями М. А. Гжегожевской Варшавский институт социальной педагогики. Политическая нестабильность не позволила Польше развить успехи в организации специального образования.
Итак, в странах Восточной Европы система специального образования развивается в контексте роста национального самосознания на волне патриотического подъема общества, когда забота о лицах с отклонениями в развитии оказывается частью заботы государства и общества о наиболее незащищенных группах населения. Однако и в этих странах с 1939 г. специальное образование практически было прекращено - началась вторая мировая война.