Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми 5 -7 лет с ФФНР и ОНР

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми 5 -7 лет с ФФНР и ОНР

Составила: учитель-логопед

Хисамова Г.Р.


  Содержание  
1.РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ  
1.1. Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
1.5. Психолого-педагогическая характеристика особенностей  
  развития детей

РАЗДЕЛ - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Цели и задачи образовательной деятельности
2.2. Планирование образовательной деятельности
2.3. Содержание образовательной деятельности в соответствии  
  с направлениями развития детей
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания
3.3. Организация предметно-развивающей среды
Библиография

1.РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

· Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;

· указом президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

· концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008

№ 1662-р);

· приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 10145 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»;

· приказа №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

· СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения»;

· «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной

· «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной

· «Система коррекционной работы»/ под редакцией Н. В. Нищевой

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июня.

Принципы и подходы к формированию программы

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы: Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений речи детей.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с речевыми нарушениями защищать права и интересы детей.

Принцип природосообразности – один из основных принципов, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с речевыми нарушениями и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического

наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника ДОУ и воспитателей.

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляется на основе целевых ориентиров ФГОС и основной программы, реализуемой в группе комбинированной направленности.

Социально-коммуникативное развитие: ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Познавательное развитие: ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Художественно-эстетическое развитие: сформированы элементарные представления о видах искусства (словесный, художественный, музыкальный); ребенок способен сопереживать персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: у ребенка развита общая и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Речевое развитие: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строит речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах.

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- вести простой диалог;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употреблять адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, местоимения, наречия);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов в пределах программы.

Речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

- свободно составлять рассказы, пересказы;

- владеть навыками творческого рассказывания;

- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения;

- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории;

- овладеть навыками словообразования разных частей речи;

- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

- фонетическое восприятие;

- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- графо-моторные навыки;

- элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Развития детей с ФФНР и ОНР

В 2016-2017 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами:

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития – 2ребенка;

- Общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития – 19 чел. (из них 6 с дизартрией),

- Общее недоразвитие речи первого и второго уровня речевого развития – 4 человека (с дизартирией).

Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития), не резко выраженное общее недоразвитие речи и ФФНР с лексико-грамматическим нарушением речи.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в

активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (автор Нищева Н. В.).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:

- Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию

и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.

- Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха, что отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Дети затрудняются в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово); не могут подобрать картинки, включающих заданный звук; самостоятельно придумать слово с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.

Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Свободное общение детей крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета

(циферблат - «часы», донышко-«чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);

в) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – маленький.

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными

и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способа действия.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Фонетическое оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты смягчения и озвончения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается

недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают их некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще

и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой

моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.)

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

РАЗДЕЛ – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Цели и задачи образовательной деятельности.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей.

Целевые ориентиры в Задачи обучения, воспитания и
соответствии с ФГОС развития, в соответствии с
  реализуемой программой
Социально-коммуникативное: - Обеспечение ребенку полноценного
- развитие общения и включения в общение как процесс
взаимодействия ребенка со установления и развития контактов с
взрослыми и сверстниками; людьми, возникающих на основе
- развитие социального и потребности в совместной деятельности.
эмоционального интеллекта - Формировать мотивацию, значимое,
  заинтересованное отношение к школьному
  обучению
Познавательное развитие: - Формировать полноценное
- развитие воображения и представление о внешних свойствах
творческой активности; предметов, их форме, цвете, величине,
- формирование первичных запахе, вкусе, положении в пространстве и
представлений о себе, объектов времени.
окружающего мира, о - Развивать мыслительные процессы:
свойствах и отношениях сравнение, анализ, синтез, обобщение,
объектов окружающего мира. классификация.
  - Стимулировать развитие всех сторон
  речи (номинативной функции, фразовой
  речи и др.), способствовать обогащению и
  расширению словаря.
  - Развитие любознательности,
  воображения; расширение запаса знаний и
  представлений об окружающем мире.
Художественно-эстетическое: - Учить высказывать суждения, оценку
- формирование элементарных прочитанного произведения, поступков
представлений о видах героев.
искусства; - Совершенствовать навык пересказа
- стимулирование - Развивать творческие способности в
сопереживания персонажам инсценировках, театрализованных играх.
художественных произведений. - Учить самостоятельно передавать в
  движении образы животных.
Физическое развитие: - развивать речь посредством движения;
- развитие общей и мелкой - формировать желание улучшить свои
моторики обеих рук. личные качества.
Речевое развитие.  
 

Коррекционными задачами предусмотрено создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевых нарушений, которые могут препятствовать нормальному развитию ребенка и предотвращению вторичных проявлений, вызванных первичным речевым дефектом.

Содержание коррекционного обучения, основу которого составляет развитие всех компонентов речевой деятельности, определяется следующими задачами:

· Развитие у детей понимания обращенной к ним речи взрослого.

· Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).

· Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков, навыков звукопроизношения, слоговой структуры слова).

· Развитие фонетического восприятия и на его основе языковых способностей детей.

· Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

· Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ФФНР и ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

· Формирование грамматического строя речи (устранение аграмматизма).

· Развитие навыков связной речи (обучение рассказыванию).

· Развитие и коррекция психических процессов.

· Развитие коммуникативности и успешности в общении.

Конечной целью коррекционного обучения для детей с ФФНР и ОНР является развитие связной описательно-повествовательной речи, которой ребенок самостоятельно без обучения овладеть не может.

2.2. Планирование образовательной деятельности.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с речевыми нарушениями строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Сентябрь, углубленная диагностика, сбор анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления

и обсуждения плана работы, заполнение речевых карт, оформление документации. Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях группы комбинированной направленности, то есть в сетке занятий не предусмотрено

специального времени для проведения подгрупповой деятельности учителя

– логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая форма взаимодействия

Основная цель индивидуальных занятий – в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии. На занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, в словах несложной слоговой структуры.

Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин., частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей (для детей с ФФНР – 2 раза в неделю, для детей с ОНР

– 3 раза). Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыка коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции нарушения.

Для подгрупповых занятий объединяются дети с одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. На подгрупповые занятия берется 5-6 детей, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 20 мин для старшей группы и 25 мин для подготовительной группы.

Учебный год длится девять месяцев (до 1 июня) и условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь

2 период – декабрь, январь, февраль

3 период – март, апрель, май.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

2.3.Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.

Содержание образовательной деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования.

Содержание логопедической работы с детьми 6-го года жизни с ФФНР и ОНР третьего уровня речевого развития.

Звуки 1 период.Постановка отсутствующих звуков в соответствии с
  данными обследования.
  Закрепление правильного произношения имеющихся звуков
  (а,о,у,и,ы,э,п,ф,м,н,т,к,г,д).
  Выработка дифференцированных движений органов
  артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания.
  Угадывание по беззвучной артикуляции гласных звуков.
Фонематич Развивать способности узнавать и различать неречевые звуки;
еское различать звуки речи по высоте и силе голоса.
восприятие Выделение гласных звуков из ряда других звуков.
  Умение определять гласный звук в начале слова. Определять
  порядок гласных звуков в сочетаниях ау, аиу, первый
  согласный звук в слове (паук); количество звуков и их место в
  сочетаниях (ап, ук).
Формирова Развитие понимания речи: умение вслушиваться в
ние словаря обращенную речь, выделять названия предметов, действий,
и признаков; понимания обобщающего значения слов.
грамматиче Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью.
ского строя Практическое усвоение простых способов словообразования:
речи использование существительных с уменьшительно-
  ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  Усвоение некоторых форм словоизменения: окончания
  существительных в В.п., Д.п., Т.п., в ед.ч. и мн.ч., глаголов
  Н.в., окончаний глаголов М.р. и Ж.р. П.в.
  Усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое.
Развитие Овладение навыками составления простых предложений по
связной вопросам, демонстрации действий, по картинке (типа Кто?
речи Что? Что делает? Кому? Чему?).Объединение этих
  предложений в короткий текст.
Звуки 2 период.Продолжить работу по постановке,автоматизации и
  дифференциации звуков в соответствии с данными
  обследования (с-сь, з-зь,б-п, с-ш, з-ж, с-ш-з-ж)
  Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, коротких
  предложений голосом разной интонацией и темпом.
Фонематич Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других
еское звуков, нахождение их в слове.
восприятие Выделение последнего звука в слове (мак), слогообразующего
 

  гласного в односложных словах (мак), анализ и синтез
  прямого слога (СА, СУ).
Формирова Уточнение представлений детей об основных цветах и их
ние словаря оттенках.
и Практическое образование относительных прилагательных с
грамматиче различными значениями соотнесенности.
ского строя Закрепление навыка согласования прилагательных с
  существительными в роде, числе, падеже.
  Употребление предлогов: на,в, из-под.
  Согласование числительных с существительными (пять
  жуков);подбор однокоренных слов(снег – снежинка,
  снеговик).
Развитие Совершенствование навыка ведения диалога, умения
связной самостоятельно задавать вопрос.
речи Сравнение предметов с выделением различных и сходных
  качеств.
  Распространение предложений путем введения однородных
  подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
  Составление простых предложений, коротких рассказов по
  картинке, по серии картин, рассказов описаний, пересказов
  Заучивание простых стихотворений.
Звуки 3 период.Завершение работы по постановке,автоматизации и
  дифференциации звуков в соответствии с данными
  обследования (л, р, л-ль,р-рь, л-р, ч, щ, ч-щ).
  Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.
Фонематич Закрепление произношения 4-5 сложных слов. Употребление
еское их в предложениях и текстах.
восприятие Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
  Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал – ла, ло-ро).
  Закрепление анализа и синтеза односложных слов типа: лак,
  стол, суп, кот).
  Преобразование слов путем замены первых звуков (лак- бак,
  бок-рок, ток-сок).
  Знакомство со схемой слова. Выделение кружками разного
  цвета гласных и согласных звуков.
Формирова Закрепление навыка пользования приставочными глаголами
ние словаря (машина отъехала от дома, выехала из ворот).
и Закрепление навыка образования относительных прил.
грамматиче Употребление притяжательных прилагательных.
ского строя Образование прилагательных с уменьшительно-
  ласкательными суффиксами –еньк-, -оньк-.
  Подбор слов с противоположным значением (толстый -
  тонкий, короткий – длинный).
  Закрепление навыка согласования прилагательных с сущ.
 

Развитие Составление предложений по вопросам, опорным словам.
связной Распространение предложений.
речи Закрепление навыка употребления сложносочиненных
  предложений с разными придаточными (Миша заплакал,
  потому что он упал, он испугался собаки и т.д.).
  Составление разных типов рассказов; оречевление серии
  выполненных действий.

Содержание логопедической работы с детьми 7-го года жизни с ФФНР и ОНР 3 уровня

Произноше 1 период.Закрепление произношения звуков:а.у,и,о,э,ы,п-
ние пь, к-кь, х-хь, й, т.
  Постановка отсутствующих звуков согласно индивидуальным
  планам.
Развитие Различение на слух всех гласных звуков и согласных т-д-к, к-
фонематиче г-х-т, л-р-рь, с-з-ц-ть-ш-щ.
ского Дифференциация всех правильно произносимых звуков:
восприятия к-х, ль-й, ы-и.
Формирова Практическое употребление:
ние - слов с ласкательными и увеличительными оттенками
лексико- (яблочко, блюдечко, воробышек, волчище, ножища, ручища,
грамматиче сапожище);
ских - глаголов с оттенками значений (переливать, выливать;
категорий подшивать, вышивать, зашивать);
  - прилагательных со значением соотнесенности с продуктами
  питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный
  костюм, фарфоровая чашка),растениями (сосновый лес,
  дубовая роща);
  - сложных слов (хлебороб, листопад,садовод), употребление
  слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса,
  мягкие лапки, шелковая бородушка). Объяснение переносного

Наши рекомендации