Алгоритм построения ИОП. ( в помощь ученику)
1. Сформулируй свою образовательную цель.
Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть конкретной, т.е :
- на определенный срок;
- по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
- на выбор способов получаемого образования после школы.
2. Определи задачи - пути достижения цели ( план твоих действий). Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
- на определенный срок;
- по конкретным видам деятельности;
- по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. Предложи свои. Ты должен:
- знать чему и каким образом тебя обучают на уроках ;
- уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
- уметь определить формы самообразования.
Какие формы и методы контроля предпочтительнее для тебя?
- Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
- каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
- каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Познакомься с учебным планом на этот учебный год, спланируй свою учебную деятельность, используй для этого ресурсы школы и города.
6. Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.
Шаг 4. Учащиеся самостоятельно или с помощью тьютора заполняют ИОП.
Шаг 5.Тьютор анализирует заполнение учащимися ИОП. Результат может быть сведен в виде следующей таблицы.
Профессиональные предпочтения | Умение ставить цель | Умение ставить задачи | Умение определять формы и методы обучения | Умения определять формы и методы контроля | Умение планировать свою деятельность , используя образовательные ресурсы школы и города | Предложения по внесению изменений в процесс обучения |
Оценивая умения учащихся формулировать цели, задачи, определять оптимальные формы и методы обучения и контроля, тьютор использует следующие критерии.
Высокий уровень, если ученик может четко определить и сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, четко определять оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля.
Средний уровень, если ученик не может четко сформулировать свои цели и задачи, недостаточно четко планирует и организует свою учебную деятельность, не может достаточно четко определить для себя оптимальные формы и методы обучения и контроля.
Низкий уровень, если ученик не может определять цели и задачи своего образования, планировать и организовать свою учебную деятельность, определить оптимальные формы и методы обучения и контроля.
Таблица дает возможность проанализировать ИОП каждого ученика по 4,5,6,7,8 показателям, оказать практическую помощь нуждающимся в ее составлении и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений. На основе полученного анализа делаются выводы и вырабатываются рекомендации
Шаг 6. С ИОП учащихся, данными анализа познакомить родителей. Обсудить полученные результаты, внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория
Информационно-библиографический материал
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрутопределяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )[i]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),[ii] обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Более подробно с толкованием понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» можно познакомиться, прочитав статьи предлагаемого библиографического материала, структурированного в соответствии с темами подборок: «Об индивидуализации обучения. Определение понятий», «Индивидуальный образовательный маршрут», «Индивидуальная образовательная траектория». Раздел «Индивидуальные траектории повышения квалификации» содержит несколько статей об индивидуализации процесса повышения квалификации учителей в современной системе дополнительного профессионального образования педагогов.
Статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009 гг.