II. Актуальное состояние содержания и технологий направленности, перспективы их обновления
Задачами концепции являются:
– совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися;
– определение содержания начального и углубленного уровня туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования детей, в том числе на основе объективно установленной потребности в базовом уровне знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного нахождения человека в условиях природной среды;
– подготовка учебно-методических комплексов нового поколения, соответствующих современным требованиям к учебно-воспитательному процессу;
– обеспечение повышения качества подготовки, повышения квалификации, а также повседневной работы педагогов, использующих туристские формы работы с детьми;
– формирование банка данных описаний туристских маршрутов используемых в образовательном процессе, в том числе в рамках комплекса ГТО.
Одной из ключевых проблем, оказывающих негативное влияние на развитие туристско-краеведческой направленности является неурегулированность правовых вопросов, связанных с реализацией образовательного процесса в природной среде.
В настоящее время в Российской Федерации вопросы регламентации активного детского туризма отражены в отраслевых нормативно-правовых актах в сфере образования, спорта, и туристских услуг.
Указанная особенность обусловлена тем, что наиболее распространенной формой организации активного туризма является поход, который может выступать как одна из форм образовательной или спортивной деятельности, так и формой оказания (потребления) туристской услуги.
В сфере образования в начале 90-х годов 20-го века был принят ряд нормативных документов действующих и в настоящее время, таких как: «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденная приказом Минобразования от 13 июля 1992 г. № 293;
Подготовка туристских кадров в системе образования осуществляется по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» в соответствии с приказом Минобразования России от № 769 от 23 марта 1998 г., а также в соответствии с методическими рекомендациями по повышению квалификации специалистов в области детского туризма, разработанными коллективом ФЦДЮТиК и направленными в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 3 декабря 2015 г. № 09-3461
В 2015 году коллективом ФЦДЮТиК были разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися».
Реализация краеведческого направления в системе образования осуществляется в рамках программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество», разработанной Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России (в настоящее время ФЦДЮТиК) совместно с Союзом краеведов России, и направленной в субъекты Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 года.
Учитывая, что в системе дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности активно развивается спортивно-туристская составляющая, при организации категорийных походов применяются нормативно правовые акты, регламентирующие вопросы спортивного туризма.
Основополагающими нормативно-правовыми актами в области спортивного туризма являются Правила вида спорта «Спортивный туризм», утвержденные приказом Минспорта России от «22» июля 2013 г. № 571 и Регламент по спортивному туризму «Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов», утвержденный 28 ноября 2008 года общероссийской общественной организацией «Туристско-спортивный союз России» (в настоящее время Федерация спортивного туризма России).
Данные документы определяют принципы построения, технологию организации и порядок проведения туристско-спортивных мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов, являются обязательными для всех лиц и организаций, которые проводят и участвуют в туристско-спортивных мероприятиях.
К руководителям и участникам групп совершающих туристские маршруты, включающие категорированные препятствия предъявляются требования, предусмотренные Регламентом по спортивному туризму.
III. Предметно-тематическое содержание направленности
Современное состояниесистемы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности является результатом накопления многолетнего опыта в данной сфере.
В качестве отправной точки формирования системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности следует определить 1918 год, когда было создано Центральное бюро школьных экскурсий – в настоящее время ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (далее – ФЦДЮТиК).
Официальные данные свидетельствуют, что в 1958 г. спортивным туризмом занималось 428156 человек, в 1959 г. – 946418 человек, в 1960 г. – 1512860 человек, в 1975 г. - 4,21 млн. человек, в 1980 г. – 6,1 млн. человек, а в 1985 г . – 9 млн. человек.
В 1972 году вид испытания «Поход» был включен в комплекс ГТО.
К 1 января 1990 г. в СССР работали 774 турклуба системы советов по туризму и экскурсиям.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации ключевая роль в развитии детско-юношеского туризма и краеведения продолжает принадлежать профильным организациям дополнительного образования детей – центрам и станциям юных туристов.
Указанные организации не только реализуют образовательные программы по туристско-краеведческой тематике для обучающихся, но и оказывают организационно-методическую поддержку общеобразовательным организациям в развитии данного направления.
Туристско-краеведческая направленность в системе дополнительного образования детей реализуется в рамках двух относительно самостоятельных направлений «Детско-юношеский туризм» и «Краеведение».
В качестве «предметного ядра» направления «Детско-юношеский туризм» является обучение преодолению негативных факторов природной среды, а к числу основных особенностей направления относится значительный объем учебного времени, в течение которого обучающиеся осваивают образовательные программы в природной среде.
При этом преодоление негативных факторов природной среды ?
Такая форма нахождения обучающихся в природной среде как «поход» имеет универсальный характер и применяется как с целью формирования специальных знаний, умений и навыков, так и в целях организации воспитательного процесса.
Содержательно дополнительные образовательные программы по данному направлению классифицируются по видам и формам активного туризма:
- пешеходный туризм;
- лыжный туризм;
- горный туризм
- водный туризм (сплав и парусный);
- Велосипедный туризм;
- Спелеология.
- В качестве «предметного ядра» направления «Краеведение» выступает обучение приемам исследовательской деятельности путем всестороннего изучения своего края, региона проживания (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития. Направление «Краеведение» (в том числе с активным использованием туристско-экскурсионных форм организации деятельности) реализуется через:
- общеобразовательные предметы (история, география, биология, экология, литература, физика, физическая культура, ОБЖ).
- исследовательскую деятельность в программах базового компонента общего образования;
- дополнительные общеобразовательные программы преимущественно с исследовательской направленностью;
- дополнительные общеобразовательные программы на базе школьных музеев;
- дополнительные общеобразовательные программы преимущественно с экскурсионно-познавательной компонентой
Туристско-краеведческая направленность в системе общего образования осуществляется как в рамках отдельных тематических блоков при изучении общеобразовательных предметов, таких как история, география, биология, физическая культура, ОБЖ, литература, так и в рамках внеурочной деятельности.
- Туристско-краеведческая направленность:
Направления | Вид деятельности | Тематика |
туризм | Туризм Инструкторская деятельность Судейская деятельность Поисково-исследовательская деятельность | Пешеходный |
Лыжный | ||
Горный | ||
Водный туризм (сплав и парусный) | ||
Велосипедный туризм | ||
Другое | ||
Безопасность жизнедеятельности | Школа безопасности | |
Юные пожарные | ||
Юные спасатели | ||
Краеведение | Экскурсионный | Посещение достопримечательных мест Росси. Знакомство с памятными местами, объектами природного и культурного наследия |
Охрана и восстановление памятников истории, культуры, природы | Выявление, охрана и восстановление памятников истории, культуры, природы мирового, всероссийского и местного уровня | |
Патриотическая деятельность | Уход за памятниками, местами захоронений, забота о ветеранах, Всероссийские патриотические акции. | |
Поисковые отряды | «Вахта памяти» | |
Проектно-исследовательская | Учебно –исследовательская деятельность, создание социально значимых проектов. | |
Экспедиционная деятельность | Экологические, этнографические, геологические, географические, историко-краеведческие экспедиции, слеты и лагеря. | |
Музейная (Школьные музеи) | Деятельность музеев образовательных организаций | |
Пропаганда краеведения | Демонстрация достижений в области краеведения региональных и муниципальных Центры ДЮТ и других образовательных организаций |