Составление интеллектуального манифеста «Интеллектуал и власть»
Составление интеллектуального манифеста является заданием рубежного контроля и обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине.
Каждый студент от имени какого-либо интеллектуала прошлого должен подготовить манифест, в котором необходимо отразить свойственный той эпохе взгляд на проблемы взаимоотношения власти, общества и интеллектуальной личности. Используя различные информационные ресурсы, следует детально реконструировать социокультурный контекст взаимоотношений власти и мыслителя в ту или иную эпоху. Важно учесть и индивидуальные особенности отношений той или иной личности с властью.
По своему характеру интеллектуальный манифест представляет собой творческое эссе.
Эссе – это небольшая по объему письменная работа, сочетающая свободные, нарочито субъективные рассуждения по определенной теме с элементами научного анализа. Эссе не претендует на расширенную трактовку или комплексное раскрытие поставленной проблемы. Оно напоминает участие в дискуссии или проведении презентации. Эссе считается творческой работой и не может обладать реферативным, описательным характером. Оно «балансирует» между научностью, публицистичностью и художественностью. При написании эссе ставятся вопросы, требующие аналитического подхода и четкой системы аргументации, однако ход размышлений должен преодолеть формальные рамки и продемонстрировать оригинальный авторский подход.
Подготовку эссе целесообразно начать с осмысления поставленной проблемы, выявления ее наиболее интересных или неординарных ракурсов, поиска информации, которая может быть использована при написании текста. Важным ресурсом здесь могут оказаться и собственные жизненные впечатления. Следующий этап – это формирование «скелета» эссе. Следует учесть, что для эссе не характерна строгая структура. Не требуется наукообразное обоснование актуальности и новизны темы. Выводы могут быть сформулированы в самом начале, а заключительные положения могут содержать постановку проблемы. Всё зависит от авторской логики размышлений. Однако текст эссе не должен превратиться в несвязанный «поток сознания». Для этого и нужен «скелет», определяющий количество и последовательность смысловых частей. При формировании «скелета» нужно помнить, что хорошее эссе возможно только при наличии неожиданного хода в раскрытии темы – «точки удивления», с помощью которой можно удивить, смутить или заинтриговать читателя. Парадоксальность – это одна из ключевых жанровых черт эссе. Следующим этапом является наполнение «скелета» текстом, «прорисовывание деталей». Ход размышлений подкрепляется доказательствами и яркими цитатами, приводятся интересные факты, подбираются аналогии и ассоциации. Можно использовать «ловушки» для привлечения внимания: сомнительную цитату, стихотворение, необычный факт, смешную историю, зрительный образ и т.п. Выгодно отличаются эссе, где используются средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы. На завершающей стадии текст проверяется с точки зрения содержательной убедительности и стилистической цельности. Текст должен быть легко читаем, но необходимо избегать нарочито разговорного стиля, сленга, шаблонных фраз. Вывод эссе не формулируется в качестве заключения, но нужно помнить об эффекте «последней фразы».
Работа над интеллектуальным манифестом включает в себя несколько этапов:
1) определение персоналии интеллектуала (из нижеприведенного списка) по согласованию со старостой (ответственным) группы;
2) выполнение заданий семинарского занятия «Интеллектуалы и интеллектуализм»;
3) самостоятельное изучение литературы по следующим проблемам: «Интеллектуал и общество: элита и массы», «Интеллектуалы в условиях различных политических режимов (демократического, авторитарного, военного, тоталитарного)», «Интеллектуальные ресурсы власти», «Технократия и технократы», «Интеллектуализм и диссидентство», ««Духовная автономия» интеллектуала»;
4) поиск ресурсов, содержащих информацию, необходимую для составления манифеста;
5) написание эссе-манифеста от имени интеллектуала;
6) представление преподавателю интеллектуального манифеста в электронном виде.
Объем эссе составляет 3–4 стр. (без учета титульного листа). К оформлению эссе предъявляются следующие требования: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1 интервал, размер 12 пт, выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, верхнее – 2 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см. Все цитаты и ссылки в эссе выполняются в соответствии с требованиями библиографического описания.
Перечень персоналий
- Сократ
- Платон
- Цицерон
- Марк Аврелий
- Никколо Макиавелли
- Джордано Бруно
- Галилео Галилей
- Протопоп Аввакум
- Вольтер
- Ж.-Ж. Руссо
- Н.И. Новиков
- А.Н. Радищев
- Анна де Сталь
- П.И. Пестель
- П.Я. Чаадаев
- А.С. Хомяков
- Б.Н. Чичерин
- Ф.М. Достоевский
- Л.Н. Толстой
- Максим Горький
- П.Н. Милюков
- В.И. Ульянов-Ленин
- Н.А. Бердяев
- Э. Золя
- И.А. Бунин
- А. Эйнштейн
- К. Юнг
- Ж.-П. Сартр
- А. Камю
- Б. Рассел
- М. Фуко
- Б.Л. Пастернак
- И.А. Бродский
- А.Д. Сахаров
- А.И. Солженицын
Разработчик: А.В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Заведующий кафедрой истории России М.Ю. Лачаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра истории России
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине «Новая историческая наука»