Составление интеллектуального манифеста «Интеллектуал и власть»

Составление интеллектуального манифеста является заданием рубежного контроля и обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине.

Каждый студент от имени какого-либо интеллектуала прошлого должен подготовить манифест, в котором необходимо отразить свойственный той эпохе взгляд на проблемы взаимоотношения власти, общества и интеллектуальной личности. Используя различные информационные ресурсы, следует детально реконструировать социокультурный контекст взаимоотношений власти и мыслителя в ту или иную эпоху. Важно учесть и индивидуальные особенности отношений той или иной личности с властью.

По своему характеру интеллектуальный манифест представляет собой творческое эссе.

Эссе – это небольшая по объему письменная работа, сочетающая свободные, нарочито субъективные рассуждения по определенной теме с элементами научного анализа. Эссе не претендует на расширенную трактовку или комплексное раскрытие поставленной проблемы. Оно напоминает участие в дискуссии или проведении презентации. Эссе считается творческой работой и не может обладать реферативным, описательным характером. Оно «балансирует» между научностью, публицистичностью и художественностью. При написании эссе ставятся вопросы, требующие аналитического подхода и четкой системы аргументации, однако ход размышлений должен преодолеть формальные рамки и продемонстрировать оригинальный авторский подход.

Подготовку эссе целесообразно начать с осмысления поставленной проблемы, выявления ее наиболее интересных или неординарных ракурсов, поиска информации, которая может быть использована при написании текста. Важным ресурсом здесь могут оказаться и собственные жизненные впечатления. Следующий этап – это формирование «скелета» эссе. Следует учесть, что для эссе не характерна строгая структура. Не требуется наукообразное обоснование актуальности и новизны темы. Выводы могут быть сформулированы в самом начале, а заключительные положения могут содержать постановку проблемы. Всё зависит от авторской логики размышлений. Однако текст эссе не должен превратиться в несвязанный «поток сознания». Для этого и нужен «скелет», определяющий количество и последовательность смысловых частей. При формировании «скелета» нужно помнить, что хорошее эссе возможно только при наличии неожиданного хода в раскрытии темы – «точки удивления», с помощью которой можно удивить, смутить или заинтриговать читателя. Парадоксальность – это одна из ключевых жанровых черт эссе. Следующим этапом является наполнение «скелета» текстом, «прорисовывание деталей». Ход размышлений подкрепляется доказательствами и яркими цитатами, приводятся интересные факты, подбираются аналогии и ассоциации. Можно использовать «ловушки» для привлечения внимания: сомнительную цитату, стихотворение, необычный факт, смешную историю, зрительный образ и т.п. Выгодно отличаются эссе, где используются средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы. На завершающей стадии текст проверяется с точки зрения содержательной убедительности и стилистической цельности. Текст должен быть легко читаем, но необходимо избегать нарочито разговорного стиля, сленга, шаблонных фраз. Вывод эссе не формулируется в качестве заключения, но нужно помнить об эффекте «последней фразы».

Работа над интеллектуальным манифестом включает в себя несколько этапов:

1) определение персоналии интеллектуала (из нижеприведенного списка) по согласованию со старостой (ответственным) группы;

2) выполнение заданий семинарского занятия «Интеллектуалы и интеллектуализм»;

3) самостоятельное изучение литературы по следующим проблемам: «Интеллектуал и общество: элита и массы», «Интеллектуалы в условиях различных политических режимов (демократического, авторитарного, военного, тоталитарного)», «Интеллектуальные ресурсы власти», «Технократия и технократы», «Интеллектуализм и диссидентство», ««Духовная автономия» интеллектуала»;

4) поиск ресурсов, содержащих информацию, необходимую для составления манифеста;

5) написание эссе-манифеста от имени интеллектуала;

6) представление преподавателю интеллектуального манифеста в электронном виде.

Объем эссе составляет 3–4 стр. (без учета титульного листа). К оформлению эссе предъявляются следующие требования: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1 интервал, размер 12 пт, выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, верхнее – 2 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см. Все цитаты и ссылки в эссе выполняются в соответствии с требованиями библиографического описания.

Перечень персоналий

  1. Сократ
  2. Платон
  3. Цицерон
  4. Марк Аврелий
  5. Никколо Макиавелли
  6. Джордано Бруно
  7. Галилео Галилей
  8. Протопоп Аввакум
  9. Вольтер
  10. Ж.-Ж. Руссо
  11. Н.И. Новиков
  12. А.Н. Радищев
  13. Анна де Сталь
  14. П.И. Пестель
  15. П.Я. Чаадаев
  16. А.С. Хомяков
  17. Б.Н. Чичерин
  18. Ф.М. Достоевский
  19. Л.Н. Толстой
  20. Максим Горький
  21. П.Н. Милюков
  22. В.И. Ульянов-Ленин
  23. Н.А. Бердяев
  24. Э. Золя
  25. И.А. Бунин
  26. А. Эйнштейн
  27. К. Юнг
  28. Ж.-П. Сартр
  29. А. Камю
  30. Б. Рассел
  31. М. Фуко
  32. Б.Л. Пастернак
  33. И.А. Бродский
  34. А.Д. Сахаров
  35. А.И. Солженицын

Разработчик: А.В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).

Заведующий кафедрой истории России М.Ю. Лачаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Институт истории и политики

Кафедра истории России

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине «Новая историческая наука»

Наши рекомендации