Задачи практического занятия
1. Разработка каждым студентом двух вариантов резюме (в настоящее время и желательного к получению диплома) в целях повышения качества его обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве, защиты от возможных рисков, проблем и ущерба.
2. Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе с учетом интересов, способностей и планов студента.
План практического занятия
1. Выбор каждым студентом в сети Интернет на сайтах по трудоустройству (www.hh.ru («HeadHunter» – работа и вакансии рунета), www.Работа@mail.ru, www.Rabota.ru/Работа.РФ, www.Superjob.ru, www.Job.ru и других) должностей, соответствующих его интересам, способностям и запросам, и уточнение требований работодателей к соискателям таких должностей.
2. Изучение студентами в методических рекомендациях «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] главы 2 «Резюме и правила его составления», главы 12 «Важность планирования успешной карьеры» и главы 13 «Женская карьера: особенности и планирование», а в этом учебно-методическом пособии – глав 3, 4 и 5.
3. Разработка каждым студентом двух вариантов резюме (в настоящее время и желательного к получению диплома), используя образцы резюме в приложении 1 учебно-методического пособия. Сравнение двух вариантов резюме и анализ с учетом изученного материала: 1) их привлекательности для работодателей; 2) необходимости целенаправленно повысить при дальнейшей учебе свою конкурентоспособность.
4. Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе с учетом интересов, способностей и планов студента по образцу в приложении 4 этого учебно-методического пособия.
5. Ответы на контрольные вопросы.
4. Методические рекомендации для самостоятельной работы
От того, как каждый молодой человек выполнит задания этого практического занятия, будут зависеть его дальнейшая учеба, трудоустройство и работа, получаемая им зарплата и уровень жизни. Если студенты отнесутся к выполнению заданий формально, то упустят реальные возможности получить больше пользы от дальнейшей учебы
и вряд ли смогут избежать описанных выше и в [1] проблем и рисков.
Не случайно в ряде стран популярны и используются выражения, смысл которых сводится к следующему: «Чтобы быстрее и легче дойти до цели, надо знать, куда ты идешь». Поэтому, как уже описано выше:
а) многие самые знаменитые и богатые люди указывают в автобиографиях, что начали зарабатывать, когда были школьниками;
б) в ряде ведущих стран Западной Европы и в США подготовку детей
к получению привлекательных для них должностей с большой зарплатой обеспечивают за счет того, что они уже к восьмому классу знают, в каких сферах и на каких должностях хотят работать и сколько смогут зарабатывать, а также какие знания, практические навыки и умения надо получить в школе и вузе, чтобы их сразу приняли на такие должности, и целенаправленно готовятся к этому. А не имеющие в этом возрасте конкретной программы достижения поставленных целей часто получают от сверстников кличку «лузер» и хуже устраиваются в жизни.
К сожалению, в России при рыночной экономике всем выпускникам уже не гарантируется обязательное получение работы по специальности по распределению, как это было в СССР, и большинству обычно надо самостоятельно найти работу, заинтересовав работодателей своим резюме и успешно пройдя собеседования при трудоустройстве [1].
Поэтому на этом практическом занятии студенты должны разработать: 1) привлекательные для работодателей резюме, которые они хотят иметь к окончанию ТГПУ им. Л. Н. Толстого для трудоустройства на выбранные ими на первом практическом занятии должности; 2) индивидуальные целевые программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве
с учетом интересов, способностей и планов. А для выполнения этих заданий все студенты должны сделать следующее.
1. Изучить главы 1, 2, 3, 4, 5 этого учебно-методического пособия.
2. Изучить методические рекомендации для студентов всех специальностей «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1], обращая особое внимание на главу 2 «Резюме и правила его составления», главу 3 «Сопроводительное письмо к резюме», главу 12 «Важность планирования успешной карьеры» и главу 13 «Женская карьера: особенности и планирование».
3. Сделать обоснованные выводы о том, что больше всего привлекает работодателей в резюме соискателей и как это можно использовать для получения хорошей должности.
4. Убедиться, что целенаправленная учеба при поддержке семьи для получения к окончанию университета привлекательного для работодателей резюме за счет разработки и выполнения индивидуальной целевой программы повышения качества обучения,безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе, с использованием многоцелевого тренинга, позволят не только получить хорошую работу, но и повысить будущие доходы и безопасность выпускника и его семьи, обеспечить их защиту от ряда возможных проблем и рисков.
Для этого студентам необходимо:
– оценить, какая минимальная и максимальная зарплата может быть предложена работодателями соискателям по итогам собеседования;
– подсчитать будущие необходимые расходы на питание, одежду, проезд, коммунальные платежи, воспитание детей и т. д., а также суммы, которые останутся после этого при минимальной и максимальной зарплате;
– сравнить два полученных результата и сделать вывод, во сколько раз больше денег на свои потребности выпускник сможет иметь в случае, если в результате целевой подготовки к трудоустройству сразу получит не минимальную, а максимально возможную на такой должности зарплату (для наглядности можно рассмотреть случаи, когда минимальная и максимальная зарплата отличаются на 25 %, на 50 %, в 2 раза);
– сделать вывод о своем желании своевременно и целенаправленно приобрести до окончания вуза знания, навыки и умения, чтобы реально подготовить возможность сразу получить максимальную зарплату на выбранной должности (как описано
в пунктах 3.2.1 и 5.3.2);
– решить, какие знания, навыки и умения надо иметь к окончанию вуза, чтобы получать максимальную зарплату и дополнительный доход.
5. Внимательно прочитать главу 4 «Как разработать эффективное резюме и индивидуальную целевую программу повышения конкурентоспособности при трудоустройстве» в этом учебно-методическом пособии, а затем, советуясь с родителями и другими членами своей семьи, разработать в соответствии с приведенными в ней и ниже рекомендациями резюме и указанную целевую программу с использованием образцов в приложениях 1 и 4 этого учебно-методического пособия.
Рекомендации по разработке двух вариантов резюме:
в настоящее время и желательного к окончанию вуза
1. Используя образцы резюме для образовательных учреждений
и внебюджетной сферы (в приложении 1 этого учебно-методического пособия), студент должен разработать два варианта своего резюме:
1 – вариант в настоящее время; 2 – вариант, который он хотел бы иметь к окончанию ТГПУ им. Л. Н. Толстого, чтобы облегчить получение выбранной им привлекательной должности и более высокой зарплаты.
Для этого студент должен создать два файла в формате Word, rtf
с такими же параметрами страницы, как у этого учебно-методического пособия (чтобы текст в этих файлах имел такой же вид и не искажался):
первый файл для резюме в настоящее время, указав в его названии свои фамилию и инициалы, краткое название факультета, номер группы цифрами, например: Резюме 1 Иванов Н. К. ФИП 421161;
второй файл для желательного резюме, указав в его названии фамилию и инициалы, краткое название факультета, номер группы цифрами, например: Резюме 2 Иванов Н. К. ФИП 421161.
В первый из этих файлов надо внести для заполнения примерную форму резюме (рекомендации по его подготовке приведены в методических рекомендациях С. П. Будниковой и других [1] в главе 2).
1. Фото (в электронном виде).
2. Фамилия, имя, отчество.
3. Факультет, специальность, группа.
4. Желательная должность после получения диплома.
5. Желательная зарплата на этой должности.
6. Образование.
7. Сведения о трудовом стаже (начиная с последнего места работы) с указанием:
– дат начала и окончания работы;
– должностей и мест работы;
– основных выполняемых функций и достигнутых результатов.
8. Повышение квалификации (тренинги).
9. Практические навыки, склонности и интересы.
10. Дополнительная информация.
11. Хобби.
12. Имеющиеся характеристики и рекомендации.
13. Наличие портфолио, электронной презентации итогов работы.
14. Контактные данные (e-mail, телефон).
15. Дата.
Затем каждый студент должен указать в этих пунктах всю имеющуюся в настоящее время информацию о себе. Причем большинство молодых людей смогут убедиться, что им пока нечего написать в важных для работодателей пунктах или написанная информация не сможет их заинтересовать. Это может весьма затруднить получение выбранных ими должностей с достойной зарплатой, особенно во внебюджетной сфере экономики, где ее надо «отрабатывать».
Во второй из этих созданных файлов надо внести для заполнения понравившийся образец резюме из приложения 1 этого учебно-методического пособия, в котором есть примеры резюме для работы
в системе образования (вариант А – в случае традиционного обучения студентов, а вариант Б – при использовании ими возможностей многоцелевого тренинга, описанного в пунктах 3.2.1 и 5.3.2), а также примеры резюме для работы во внебюджетной сфере (вариант А – в случае традиционного обучения, а вариант Б – при использовании многоцелевого тренинга, описанного в пунктах 3.2.1 и 5.3.2).
Как показано выше и в [1], работодателей прежде всего интересует информация о наличии у соискателей опыта и стажа работы на аналогичных должностях, которых у большинства выпускников очной формы обучения нет. Также при разработке желаемого к окончанию вуза варианта резюме важно, чтобы при заполнении пунктов «Повышение квалификации (тренинги)», «Практические навыки, склонности и интересы» и «Хобби» в каждом содержалась информация двух видов: 1 – показывающая наличие знаний, практических навыков, умений и опыта, полезных для работы на этой должности; 2 – показывающая наличие знаний, практических навыков, умений и опыта, которые интересны и полезны для большинства людей, а поэтому привлекут внимание работодателей при любых возможных должностях. Именно такие знания, навыки, умения и опыт показаны в образцах резюме Б
в приложении 1 и могут быть получены при многоцелевом тренинге.
При использовании образцов резюме для работы в системе образования и во внебюджетной сфере студенты могут выбирать из них только понравившийся им текст и добавлять свой, особенно относящийся к выбранной ими должности.
После разработки двух вариантов резюме студент должен сравнить и проанализировать с учетом изученного материала: 1) их привлекательность для работодателей; 2) необходимость целенаправленно повышать во время дальнейшей учебы свою конкурентоспособность.
2. Для обеспечения безопасности при поиске работы во внебюджетной сфере и защиты от мошенников после разработки окончательного варианта резюме студент должен:
1) точно знать, за счет чего сможет ежемесячно приносить работодателям прибыль, хотя бы в несколько раз превышающую желательную зарплату;
2) убедиться, что этот вариант резюме сразу покажет работодателям готовность «отрабатывать» свою зарплату (ведь по статистике на просмотр каждого резюме работодатели обычно тратят 20–30 секунд);
3) быть уверенным, что он сможет доказать работодателям на собеседованиях готовность быстро адаптироваться на такой должности
и приносить прибыль, иначе ему откажут уже через несколько минут собеседования.
Если эти три условия не выполняются, то на ваше резюме, скорее всего, откликнутся лишь мошенники. Избежать обмана и ущерба можно двумя способами: во-первых, выбирать должности, на которых не требуется «отрабатывать» свою зарплату прямыми продажами любых товаров или услуг (особенно в бюджетной сфере, если студент не может или не хочет это делать); во-вторых, до поиска работы, связанной с продажами, получить нужные для этого практические навыки и опыт.
3. Анализируя список знаний, практических навыков и умений, указанных в желательном к получению диплома варианте резюме, каждый студент должен сразу разделить их на две группы:
– во-первых, знания, практические навыки и умения, которые можно получить при традиционном обучении по специальности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, а также дисциплины, на которые надо обратить особое внимание во время учебы в вузе (списки изучаемых каждой специальностью дисциплин есть на официальном сайте ТГПУ им. Л. Н. Толстого в разделе «Электронное обучение»);
– во-вторых, знания, практические навыки, умения и опыт, наличия которых будут требовать работодатели при трудоустройстве на выбранные должности во внебюджетной сфере экономики, но которые он не сможет получить лишь за счет традиционных методов обучения по специальности без целенаправленной помощи вуза и своей семьи.
Такой анализ очень полезен для повышения качества дальнейшего обучения каждого студента и его конкурентоспособности, так как поможет ему конкретизировать свое обучение по ряду дисциплин,
а также выбрать способы получения требуемых работодателями знаний, практических навыков, умений и опыта, которые нельзя приобрести при традиционных формах обучения.
Это полезно и работающим студентам, в том числе и заочникам, так как покажет им новые возможности повышать качество учебы
и воспитания молодежи.
Рекомендации по разработке индивидуальной целевой
программы повышения качества обучения, безопасности,
конкурентоспособности при трудоустройстве и работе
Индивидуальная целевая программа повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве
и работе (по образцу в приложении 4 этого учебно-методического пособия) должна состоять из конкретных последовательных мероприятий, которые обеспечат получение к окончанию вуза привлекательного для работодателей резюме, уже разработанного студентом на этом практическом занятии.
В связи с особой важностью успешного выполнения этой индивидуальной целевой программы желательно, чтобы студенты при ее разработке советовались с родителями, которые лучше ориентируются на рынке труда. Это поможет сделать ее полезнее и для будущей учебы.
Необходимо создать файл в формате Word, rtf с такими же параметрами страницы, как в учебно-методическом пособии (чтобы текст
в файле имел такой же вид и не искажался), указав в его названии слово «Программа», фамилию и инициалы студента, краткое название факультета и номер группы, например: Программа Иванов Н. К. ФИП 421161.
Затем в файл необходимо скопировать из приложения 4 этого учебно-методического пособия пример индивидуальной целевой программы и заполнить его, используя следующие рекомендации.