Проблемы самопрезентации на собеседовании
Все знают, что для трудоустройства важно как можно раньше показать себя в деле будущим работодателям. Но пока такую возможность имеет лишь небольшая часть студентов-очников, которые работают
в школах уже во время учебы, так как за время учебных практик не все студенты могут себя проявить и хорошо зарекомендовать, да и на местах проведения практик обычно для них нет достаточного числа вакансий. А если студент еще не выбрал будущую сферу деятельности и желательные должности, то ситуация с поиском работы усложняется.
Разумеется, родители и в этом случае стараются помочь детям найти достойную официальную работу, обращаясь ко всем знакомым с просьбой взять «хорошую девочку» или «хорошего парня». Но это не помогает им получить вакантные должности во внебюджетной сфере экономики, так как никто из работодателей не станет платить зарплату не умеющим работать выпускникам, ежемесячно тратя на это десятки тысяч рублей. Исправить это очень трудно, так как время уже упущено.
Как показало анкетирование студентов [1]: 1) реально помочь детям в трудоустройстве могут не более 15–20 % родителей, которые заранее подготовили им место в собственных фирмах или организациях; 2) остальные родители не знают, чем помочь, и думают, что это должен делать университет.
Помочь решить эту проблему может раннее использование студентами описанного в данном учебно-методическом пособии и в [1–2, 22–35, 38, 41–43] организационно-экономического метода и возможностей многоцелевого тренинга (он описан в пунктах 3.2.1 и 5.3.2).
4.4. Почему целевая подготовка
к трудоустройству может повлиять
на всю дальнейшую карьеру
При рыночной экономике правильный и своевременный выбор студентами будущей сферы деятельности, мест работы и должностей для первого трудоустройства может повлиять на всю их дальнейшую жизнь, карьеру и благосостояние по следующим причинам.
Во-первых, при рыночной экономике на любые должности во внебюджетной сфере экономики принимают людей, доказавших способность быстро начать приносить прибыль работодателю, так как это является главной целью всех хозяйственных субъектов (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.) в соответствии с их уставами.
Во-вторых, единственным источником самофинансирования всех внебюджетных хозяйственных субъектов является продажа любых товаров и услуг, поэтому все работодатели выбирают соискателей, уже имеющих успешный опыт продаж, а тем более – заключения и сопровождения договоров.
В-третьих, все работодатели во внебюджетной сфере могут официально платить работникам зарплату, которая гораздо ниже получаемой от их деятельности прибыли (надо платить налоги и страховые взносы, обеспечивать финансово-хозяйственную деятельность и развитие фирмы, приносить прибыль ее собственникам и т. д.), так как других источников финансирования у них нет. Поэтому все обещания заплатить больше, чем небольшая часть приносимой работником прибыли, являются обманом.
В-четвертых, для трудоустройства во внебюджетной сфере студентам и выпускникам лучше выбирать крупные и средние компании, где выше уровень охраны труда и есть перспективы для карьерного роста. Трудоустраиваясь к индивидуальному предпринимателю, у которого работает лишь несколько человек, вчерашний студент долженбыть готов к тому, что полученные в вузе знания по специальности вряд ли будут востребованы; хороших должностей для него нет и не будет долгое время; велик риск, что придется работать сдельно, а нередко – и без официального оформления на работу.
Получить работу в крупных и средних компаниях гораздо труднее (особенно девушкам в связи с частой дискриминацией по гендерному фактору) из-за требований о наличии практических навыков и опыта и стажа работы на таких же или похожих должностях, а также высоких требований на различных собеседованиях
и тестированиях, подробно описанных в методических рекомендациях С. П. Будниковой и других [1]. Поэтому для трудоустройства
в них надо готовиться.
В-пятых, на престижные должности прежде всего принимают:
1) «своих», то есть ближайших родственников и друзей;
2) первоклассных специалистов, способных быстро начать приносить большую прибыль и выполнять много различных функций;
3) людей, которые будут полезны руководству.
В-шестых, отсутствие у соискателей официальной работы на момент поиска новой часто приводит к тому, что при трудоустройстве во внебюджетной сфере им мало помогает даже наличие большого опыта и стажа работы на таких же или похожих должностях,
и они попадают на описанное в 5-й главе в методических рекомендациях С. П. Будниковой и других [1] стрессовое собеседование,
а в итоге могут получить только минимально возможную на соответствующей должности зарплату, так как максимальную предлагают уже имеющим работу на момент трудоустройства, то есть тем, кого хотят «переманить».
Поэтому особенно важно, что описанный в пунктах 3.2.1 и 5.3.2 многоцелевой тренинг по индивидуальным траекториям позволяет реально помочь всем заинтересованным студентам, особенно девушкам, существенно повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве, а значит и шансы на быстрое получение привлекательных должностей с максимально возможной зарплатой, за счет:
– изучения и использования ими самых эффективных в условиях рыночной экономики методов улучшения конкурентоспособности для помощи молодежи в ряде ведущих стран мира;
– методической, консультационной и практической поддержке
в подготовке и эксплуатации привлекательных резюме и портфолио;
– получения и использования важных знаний, практических навыков, умений и опыта, интересующих большинство людей;
– многократной отработки навыков демонстрации таких важных знаний, умений, опыта перед разными людьми в реальных условиях, чтобы сильнее заинтересовать работодателей.
4.5. Как привлечь к себе внимание работодателей
и показать себя с лучшей стороны
Чтобы действительно получить привлекательные для них должности, на каждую из которых обычно претендует много других соискателей-конкурентов, в том числе имеющих значительный опыт и стаж работы на аналогичных должностях, студентам и выпускникам, особенно девушкам, желательно до получения диплома обеспечить:
1) получение знаний, практических навыков и опыта работы, которые могут быть полезны многим потенциальным работодателям, а также их руководству и будущим коллегам, семьям и т. д.;
2) установление деловых контактов с максимальным возможным количеством работодателей и их работников с демонстрацией полезных для них знаний, практических навыков и возможностей;
3) подготовку привлекательных для работодателей резюме и портфолио, показывающих наличие важных знаний, практических навыков, опыта и стажа работы с выполнением похожих функций;
4) подготовку качественных фотографий для резюме и портфолио;
5) эффективную подготовку к любым собеседованиям и тестированиям при будущем трудоустройстве, которые описаны в методических рекомендациях С. П. Будниковой и других [1] в главах 6–8.
Как показал уже имеющийся опыт [1–2, 22–35, 38, 41–43], подавляющее большинство студентов по ряду объективных причин не могут сделать это сами без квалифицированной целенаправленной помощи, даже если пишут во время выполнения заданий двух инновационных практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» о своем желании повысить конкурентоспособность.