Виды профориентационной работы
1. Приглашение на работу желающих специалистов.
2. Анкета «Профкарьера».
Однако из приведенной информации видно, что даже такая активная целенаправленная профориентационная работа менее результативна по сравнению с описанными выше лучшими зарубежными методами, так как:
– первые несколько лет обучения профориентационные мероприятия имеют ознакомительный характер и ориентированы на получение практических навыков, в том числе при работе, только лучшими студентами, а остальные студенты имеют худшие условия для их получения;
– профориентационные мероприятия проводятся фактически без усиления мотивации всех студентов получать необходимые им в будущем знания, практические навыки, умения и опыт во время изучения ряда дисциплин, особенно на младших курсах, так как студенты не знают, какие же именно знания и навыки им особенно нужны для успеха;
– проверить свой интерес и способности к различной работе может лишь небольшая часть студентов, да и то начиная со старших курсов;
– родители вообще не привлекаются к профориентационной работе и к обеспечению получения обучаемыми необходимых знаний, практических навыков, умений и опыта;
– не используются возможности разработки и реализации каждым из студентов индивидуальных целевых программ повышения конкурентоспособности при будущем трудоустройстве с учетом интересов, способностей и планов за счет более эффективного использования потенциала учебного заведения и семей;
– ведущие преподаватели образовательного учреждения не привлекаются целенаправленно к оказанию индивидуальной квалифицированной помощи заинтересованным в повышении своей конкурентоспособности студентам (тьюторству), хотя именно это может значительно повысить эффективность использования ими во время обучения потенциала учебного заведения.
Поэтому даже активная профориентационная работа, проводимая без тесной взаимосвязи с учебным процессом по ряду дисциплин и без использования потенциала вуза, не может значительно улучшить подготовку всех студентов к удачному трудоустройству.
В связи с этим в ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработан организационно-экономический метод повышения качества обучения и конкурентоспособности молодежи при трудоустройстве [1–2, 22–35, 38,
41–43, 48].
Это позволяет комплексно решать следующие важнейшие задачи:
– во-первых, с первого курса обеспечить более эффективное целенаправленное обучение всех студентов по индивидуальным траекториям с учетом их интересов, способностей и планов за счет разработки и реализации индивидуальных целевых программ улучшения конкурентоспособности и грамотно составления резюме с учетом мирового опыта [1–2, 22–35, 38–48];
– во-вторых, помочь студентам безошибочно выбрать «работу своей мечты» и понять, какие именно дисциплины, а также знания, практические навыки, умения и опыт будут особенно необходимы им для этого, что должно усилить их мотивацию лучше учиться;
– в-третьих, обеспечить получение каждым студентом важных для повышения безопасности при трудоустройстве и работе знаний, практических навыков и опыта за счет применения незатратного метода индивидуализации обучения и подготовки к успешной жизни [1–2, 22–35, 38–48];
– в-четвертых, научить студентов правильно использовать этот метод во время описанного в пунктах 3.2.1 и 5.3.2 целевого тренинга
в Центре профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого;
– в-пятых, научить студентов эффективнее использовать потенциал любой семьи для целевого усовершенствования обучения, воспитания, планирования успешной карьеры и защиты от возможных рисков и проблем с учетом законов рыночной экономики и прогрессивного мирового опыта;
– в-шестых, научить студентов эффективнее использовать то, что они учатся в педагогическом вузе, для облегчения их официального трудоустройства на привлекательные должности с лучшими условиями труда и оплаты с учетом: 1) опыта знаменитых Кембриджского и Лидского университетов Великобритании помощи студентам
и выпускникам; 2) потенциала ТГПУ им. Л. Н. Толстого и их семей.
3.2. Организационно-экономический метод
повышения качества обучения,
профориентации и подготовки к трудоустройству
по индивидуальным траекториям
Комплекс проведенных исследований [1–2, 22–35, 38–48] показал реальную возможность оперативного решения ряда проблем повышения эффективности обучения студентов и школьников, профориентационной работы и трудоустройства выпускников в условиях рыночной экономики за счет использования передового мирового опыта и подготовленных новых возможностей даже без дополнительных финансовых затрат вуза и изменений учебных планов и рабочих программ дисциплин.
Это можно обеспечить, применяя с учетом российской специфики лучший опыт ряда ведущих стран по максимально ранней профориентации школьников и студентов и адресному корригированию их мотивации к учебе за счет сотрудничества школ и вузов с семьями, обеспечивающего возможность их обучения по индивидуальным траекториям [1].
Для этого необходим следующий комплекс мероприятий:
1) знакомить абитуриентов и их семьи с уникальными возможностями прицельно готовиться к блестящему будущему и к успешной карьере во время учебы в университете на основе обучения по индивидуальным траекториям [1];
2) обеспечить изучение и использование методических рекомендаций [1] студентами всех специальностей с I курса в целях ознакомления с возможными при рыночной экономике проблемами при поиске вакансий, чтобы повысить их мотивацию лучше учиться;
3) использовать возможности Центра профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого [1–2, 22–31, 34, 37–39] для квалифицированной практической помощи всем заинтересованным студентам в разработке и реализации индивидуальных целевых программ повышения качества их обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4) за счет более целенаправленного
и результативного использования потенциала вуза и их семей.
Главные идеи данного метода заключаются в предоставлении учащимся новых возможностей:
1) выбрать, а затем и использовать в даьнейшем без изменения учебных планов один из следующих трех вариантов обучения и подготовки к будущему трудоустройству:
первый вариант – учиться, не задумываясь о своем будущем трудоустройстве, о конкретных должностях, интересной работе и достойной оплате, а также о получении знаний, практических навыков и опыта, нужных для повышения привлекательности своего резюме для работодателей и будущей зарплаты (это может создать ряд проблем в будущем и помешать найти престижную работу);
второй вариант – стараться самостоятельно получить к окончанию вуза привлекательное для работодателей резюме, используя разработанную индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве
и работе, описанную в приложениях 2 и 4 (однако практика показала, что на это мало кто способен, большинство студентов не могут сделать это сами по ряду причин, а семьи не знают, как им помочь);
третий вариант – не только грезить о «работе мечты», надеясь на счастливый случай, но и готовиться получить ее, правильно используя потенциал вуза, семьи и мировой опыт эффективной подготовки детей к успешной карьере, что значительно ускорит получение выпускниками привлекательной работы и достойной зарплаты за счет приобретения ряда нужных работодателям практических навыков и опыта к окончанию вуза (что позволяют новые возможности многоцелевого тренинга различной продолжительности, подробно описанного ниже).
2) использование самой эффективной в современных условиях системы тьюторства путем привлечения ведущих преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого к планированию и обеспечению прогресса
в обучении и подготовке к выгодному трудоустройству, работе и успешной карьере.
Данный метод используется в два этапа:
– на первом этапе в рамках учебного процесса (во время изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных организациях», «Охрана труда на производстве», «Охрана труда на предприятиях» и т. п.) студенты заполняют учебно-тренировочную анкету (приложение 3) и разрабатывают два варианта резюме по образцам в приложении 1 (в настоящее время
и желательного к окончанию университета) и проектиндивидуальной целевой программы, описанной в приложениях 2 и 4;
– на втором этапе заинтересованные студенты любых факультетов, специальностей, курсов и форм обучения используют для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве на привлекательные для них должности и зарплаты описанный в пунктах 3.2.1
и 5.3.2 многоцелевой тренинг под научным руководством профессора С. А. Радченко, организованный Центром профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого для помощи в планировании и обеспечении качественной учебы и подготовки привлекательных резюме и портфолио, защиты от ряда возможных проблем.
Этот метод позволяет студентам изучить и отработать на практике эффективные при рыночной экономике способы повышать законные доходы и авторитет, а также использовать их для получения при учебе опыта и стажа работы по востребованным и престижным направлениям.
Поэтому [1–2, 22–35, 38–48] в целях улучшения обучения, профориентации и подготовки к трудоустройству необходимо обеспечить:
1) максимально раннее обучение методам повышения безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве, на работе;
2) выполнение всеми студентами при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» заданий двух инновационных практических занятий (приложение 2), позволяющих каждому:
– задуматься о будущей сфере деятельности и должности;
– оценить свою конкурентоспособность на рынке труда и обдумать действия для ее повышения во время учебы;
– разработать резюме, актуальное на сегодня и желательное к окончанию вуза, которое повысит конкурентоспособность и безопасность;
– разработать проект индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2 и 4) и сразу приступить к ее реализации, эффективно используя потенциал вуза и своей семьи;
3) использование нового многоцелевого тренинга как способа:
– проверить свой интерес и способности к разным видам работы;
– обоснованно выбрать будущую сферу деятельности и должности, максимально соответствующие интересам, способностям и запросам студента, больше узнать о них и правильно готовиться к успеху;
– создать условия для фактического обучения каждого заинтересованного студента по индивидуальной траектории без изменений учебных планов специальностей и рабочих программ дисциплин за счет целенаправленного изучения самых важных для успеха разделов;
– получить во время учебы необходимые для хорошего трудоустройства знания, практические навыки, умения, опыт и лучшее резюме.
3.2.1. Многоцелевой тренинг как способ улучшения
профориентации, обучения и подготовки студентов
к трудоустройству и успешной карьере
Как уже показано выше в пункте 1.2, предлагаются разные способы индивидуализации обучения студентов в целях создания условий для поддержки и развития способностей и талантов с учетом их интересов и желаний. Но пока все эти способы редко применяют в вузах даже по отдельности, а тем более – не используют комплексно, так как целевого финансирования и мотивации для этого ни у кого нет.
Поэтому ускорить решение описанных выше проблем и задач может применение в профориентационной работе со студентами
в учебном процессе по ряду дисциплин многоцелевого тренинга с использованием возможностей Центра профориентации ТГПУ им.
Л. Н. Толстого с привлечением ведущих преподавателей вуза.
Главная идея многоцелевого тренинга – обеспечить заинтересованным студентам возможности: 1) получать в любое удобное время без пропусков занятий практические навыки и опыт, позволяющие обеспечить привлекательность резюме для работодателей; учитывая мировой опыт
и российские реалии, повысить конкурентоспособность при трудоустройстве на выбранные должности и свою возможную зарплату; 2) проверить свои способности и интерес к различной деятельности; 3) учиться по индивидуальным траекториям, чтобы обеспечить успешное трудоустройство на привлекательные для них должности, достойную зарплату и карьеру в будущем; 4) научиться применять передовой мировой опыт планирования
и обеспечения целевой подготовки молодежи к успешной карьере.
Основные задачи такого инновационного многоцелевого тренинга:
– повысить интерес и мотивацию студентов к учебе;
– научить студентов правильно планировать и осуществлять подготовку к успешной карьере, а затем применять этот опыт для обучения детей с любого возраста, активно используя потенциал сотрудничества школ и вуза с родителями;
– помогать студентам получать важные при рыночной экономике знания, практические навыки и опыт, эффективнее используя возможности ТГПУ им. Л.Н. Толстого, сотрудничающих с ним фирм и семьи;
– дать студентам, особенно девушкам, знания, навыки и реальные возможности, которые помогут получить привлекательную работу
с достойной зарплатой.
Таким образом, данный многоцелевой тренинг помогает комплексно и без дополнительного бюджетного финансирования решать важные проблемы, типичные для российских вузов.
Такие уникальные возможности обеспечиваются за счет того, что инновационный многоцелевой тренинг состоит из следующих частей.
1. Лекции, практические занятия и консультации, проводимые научным руководителем данного тренинга профессором, доктором технических наук, академиком Международной академии лидерства в бизнесе и администрировании С. А. Радченко, много лет изучавшим лучший мировой опыт подготовки молодежи к успеху [1–2, 22–35, 38–48].
2. Период длительного взаимодействия студентов с рекомендованными фирмами реального сектора экономики, которые могут помочь:
– проверить в реальных условиях их интерес и способности к различным видам деятельности, уточнить желательные для их будущего трудоустройства сферы деятельности и выбрать подходящие должности;
– получить максимум информации о выбранных должностях;
– доработать проект индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2 и 4) и сразу приступить к ее реализации, используя потенциал вуза, фирмы и семьи;
– получить практические навыки, умения и опыт, необходимые для улучшения резюме и трудоустройства на желательные должности;
– ознакомиться с возможностями улучшения конкурентоспособности и дохода во время учебы без пропусков занятий и использовать их;
– готовиться к будущему трудоустройству и показать свои преимущества многим потенциальным работодателям во время учебы.
3. Подготовка привлекательных для многих работодателей резюме.
4. Анализ и отработка эффективных при рыночной экономике методов подготовки к получению привлекательных должностей и зарплат.
Записаться для участия в таком многоцелевом тренинге на договорной основе можно в Центре профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Планирование мероприятий для получения знаний, навыков и опыта для трудоустройства
Студенты должны ясно понимать, что при рыночной экономике для получения работы во внебюджетной сфере с хорошими условиями труда, гарантированной зарплатой и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор, для выполнения требований которого работодатель должен нести большие расходы.
Поэтому важно, чтобы каждый студент мог как можно раньше:
1 – оценить свою готовность ежемесячно приносить работодателям прибыль, хотя бы в несколько раз превышающую его возможную зарплату (из-за необходимости платить налоги, коммунальные платежи
и т.д., и т.п.), так как других источников финансирования у них нет;
2 – выбрать желательные сферы деятельности и должности, узнать требования работодателей к соискателям и подготовиться к ним;
3 – подготовить резюме, желательное к получению диплома,
и индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе.
Но практика показала, что, даже сделав это на двух инновационных практических занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (приложение 2), подавляющее большинство студентов не может по ряду объективных причин эффективно использовать полученные знания для повышения конкурентоспособности при поисках работы. И реально помочь им в современных условиях без изменения учебных планов и рабочих программ дисциплин можно лишь за счет их участия в многоцелевом тренинге, описанном в пунктах 3.2.1 и 5.3.2.
Глава 4
КАК РАЗРАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЗЮМЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
4.1. Особенности подготовки привлекательного
резюме к окончанию университета
Как правило, резюме соискателя должно обеспечивать решение следующих трех основных задач:
1) привлечь внимание работодателя, чтобы он прочитал его;
2) показать наличие практических навыков, опыта и стажа работы, необходимых для выполнения нужных работодателю функций;
3) показать преимущества данного соискателя по сравнению
с другими, чтобы работодатель заинтересовался и выбрал именно его.
Поэтому всем студентам, особенно девушкам, могут помочь следующие рекомендации.
Во-первых, важно иметь правильно сделанную фотографию (советы приведены в пункте 2.9 методических рекомендаций С. П. Будниковой и других [1]), так как в ряде поисковых систем рекрутеры сразу видят название желательной для соискателя должности, его пожелания по зарплате и фотографию, но могут не видеть резюме и не прочесть его. А хорошая фотография должна сразу выделить вас из других соискателей, заинтересовать рекрутера и мотивировать его прочесть резюме и принять решение о приглашении на собеседования.
Во-вторых, для всех работодателей будет полезным наличие
у соискателей опыта заключения и сопровождения разных договоров, особенно с использованием полученного ими педагогического образования и изучавшихся ими дисциплин.
В-третьих, важно правильно заполнить все пункты резюме, особенно сведения о работе и имеющихся практических навыках и опыте, так как при отсутствии такой информации резюме часто даже не читают.
В-четвертых, очень важно показать работодателям свою готовность продуктивно использовать полученные в вузе знания и компетенции для выполнения соответствующих функций на выбранных вами должностях.
В-пятых, в разделе «Хобби» работодателей интересуют увлечения соискателей, которые могут быть полезны для работы.
При составлении проекта резюме, желательного к получению диплома (приложения 1 и 2), студентам надо решить, как они могут улучшить его, используя полученные знания и возможности многоцелевого тренинга, описанного в пунктах 3.2.1 и 5.3.2.
4.2. Получение опыта для подготовки
эффективного резюме
Как показали исследования, попытки молодых людей заработать за счет сетевого маркетинга (например, продажа косметики, парфюмерии, бытовой химии и т. д.) [1] чаще всего не дают им ни заметного дохода, ни реальной пользы для будущего трудоустройства, а также не позволяют получить опыт и стаж работы, так как:
– обычно для начала им предлагают купить со скидкой набор продукции стоимостью от нескольких тысяч рублей, после распределения которого между родными и знакомыми возможности продать его исчерпаны, и на этом продажи данного товара заканчиваются (поэтому к сетевому маркетингу фирмы постоянно привлекают много новых людей);
– при изобилии в магазинах потребности в таких товарах малы и зарабатывать много на их продажах для большинства людей нереально;
– участие в сетевом маркетинге ничего не дает студентам педагогического вуза в профессиональном плане для будущей работы в системе образования и во внебюджетной сфере и не ценится работодателями;
– официального трудоустройства при этом нет, как и стажа работы.
Еще хуже бывает, когда молодые люди пытаются получить хорошие должности с высокой оплатой в фирмах, обещающих принять их при условии обеспечения плана продаж своей продукции во время испытательного срока. В этом случае после использования возможностей семьи, которая предлагает этот товар всем знакомым, а иногда
и берет кредит для его покупки, удается выполнять план лишь один или два месяца, а затем обещания об оплате и работе никто не выполняет.
Поэтому попытки заниматься продажами, не связанными с получаемым образованием, как правило, бесполезны.
Не приносит пользы работа в торговле и на других должностях, получить которые можно без высшего образования.
Значительно улучшить свое резюме и портфолио во время учебы могут, как правило, только студенты очной формы обучения, начинающие работать в школах (обычно с многочисленными пропусками учебных занятий), так как большинство студентов, трудящихся не
в сфере образования, выполняют функции, мало что дающие для повышения их конкурентоспособности при будущем трудоустройстве
и обеспечения карьеры.
Последним, особенно девушкам, очень трудно традиционными методами осуществить целенаправленную подготовку резюме и портфолио, которые могут заинтересовать работодателей во внебюджетной сфере экономики и помочь получить привлекательную для них официальную работу с хорошими условиями труда и оплаты.