С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова
С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова,
Л. В. Лукиенко, С. В. Пазухина, С. С. Радченко,
Р. Г. Рябов, М. С. Петрова
ПОЛУЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
УСПЕШНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА
И КАРЬЕРЫ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
ББК 68.9я73
П53
Рецензенты:
доктор педагогических наук, доцент, профессор Д. Е. Ермаков
(Новомосковский филиал АНО ВО «Университет российского
инновационного образования»);
доктор технических наук, профессор К. А. Головин
(Институт горного дела и строительства Тульского государственного
университета)
П53 | Получениепрактических навыков для безопасности жизнедеятельности, успешности трудоустройства и карьеры: Учеб.-метод. пособие / С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова, Л. В. Лукиенко, С. В. Пазухина, С. С. Радченко, Р. Г. Рябов, М. С. Петрова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2016. – 142 с. ISBN 978-5-87954-997-3 |
Данное учебно-методическое пособие предназначено для обязательного изучения и использования студентами ТГПУ им. Л. Н. Толстого, изучающими курсы «Безопасность жизнедеятельности», «Психология», «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных организациях», «Охрана труда на производстве» и другие, связанные с профориентацией и подготовкой к трудоустройству и будущей работе. Пособие должно обеспечить возможность целенаправленно готовить студентов к успешному трудоустройству с учетом их интересов, способностей и планов. Это достигается в результате использования с первого семестра лучшего мирового опыта и нового метода обучения студентов по индивидуальным траекториям, получения ими знаний, навыков и опыта, важных для будущей деятельности. В пособии описаны проблемы трудоустройства выпускников и приведены материалы, позволяющие разработать и реализовать индивидуальные целевые программы повышения их конкурентоспособности и безопасности при трудоустройстве и работе (образцы анкет для самооценки планов на будущее и эффективных резюме и т. д.). Учебно-методическое пособие будет полезно студентам всех специальностей и преподавателям вузов. |
ББК 68.9я73
ISBN 978-5-87954-997-3 © | С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова, Л. В. Лукиенко, С. В. Пазухина, С. С. Радченко, Р. Г. Рябов, М. С. Петрова, 2016 |
© | ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 6
ГЛАВА 1. Проблемы и новые возможности повышения качества обучения молодежи 9
1.1. Необходимость повышения качества обучения ......................................... 9
1.2. Индивидуализация как способ повышения качества обучения ............... 12
1.3. Лучший зарубежный опыт индивидуализации обучения
и возможности его использования в России .................................................... 13
1.3.1. Особенности профориентации, обучения и помощи
молодежи в ведущих зарубежных странах ............................................... 13
1.3.2. Зарубежный опыт помощи семей детям в подготовке
к успешной карьере и его применимость в России .................................. 16
1.3.3. Методы оказания помощи студентам в ведущих
зарубежных университетах для их целевого обучения,
безопасности, трудоустройства и карьеры ............................................ 19
1.3.4. Как в ведущих странах фирмы и семьи помогают
молодежи начать профессиональную деятельность ............................ 23
1.3.5. Необходимость использования в России лучшего
мирового опыта подготовки молодежи к успеху .................................... 24
1.4. Выводы по первой главе ............................................................................. 26
ГЛАВА 2. Проблемы трудоустройства и охраны труда выпускников, новые возможности для их предотвращения............................................................................................. 28
2.1. Проблемы при устройстве выпускников на работу .............................. .... 28
2.2. Проблемы трудоустройства и охраны труда женщин во
внебюджетной сфере и возможности их решения ........................................... 30
2.3. Как студентам очной формы обучения получить важные
практические навыки, опыт и трудовой стаж? ................................................. 36
2.4. Экономическая мотивация для получения полезных
знаний, практических навыков и опыта работы ............................................... 38
ГЛАВА 3. Организационно-экономический метод повышения качества обучения, профориентации
и подготовки к трудоустройству..................................................... 42
3.1. Необходимость комплексного повышения качества обучения,
профориентации и подготовки к трудоустройству .......................................... 42
3.1.1. Причины успешной подготовки студентов знаменитых
зарубежных вузов к трудоустройству и карьере .................................... 42
3.1.2. Возможности комплексно улучшить профориентацию,
обучение и подготовку к трудоустройству и карьере ............................ 43
3.2. Организационно-экономический метод повышения качества
обучения, профориентации и подготовки к трудоустройству
по индивидуальным траекториям .................................................................... 46
3.2.1. Многоцелевой тренинг как способ улучшения
профориентации, обучения и подготовки студентов
к трудоустройству и успешной карьере ................................................... 49
3.2.2. Планирование мероприятий для получения знаний,
навыков и опыта для трудоустройства .................................................. 51
ГЛАВА 4. КАК РАЗРАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЗЮМЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ..................................................................................................................................... 52
4.1. Особенности подготовки привлекательного резюме
к окончанию университета ................................................................................. 52
4.2. Получение опыта для подготовки эффективного резюме ....................... 53
4.3. Проблемы самопрезентации на собеседовании........................................... 54
4.4. Почему целевая подготовка к трудоустройству может
повлиять на всю дальнейшую карьеру ............................................................. 55
4.5. Как привлечь к себе внимание работодателей и показать
себя с лучшей стороны ...................................................................................... 56
4.6. Как наличие опыта работы повышает шансы при
трудоустройстве на престижную должность..................................................... 57
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения качества обучения студентов с получением ими знаний, практических навыков, умений и опыта работы, важных для успеха при трудоустройстве, работе и построении карьеры, сейчас очень актуальна, особенно для девушек [1–20, 22–63], так как:
– эффективность работы вузов оценивают по проценту выпускников очной формы обучения, обратившихся на биржу труда за первый год;
– применяя лишь традиционные методы обучения, трудно обеспечить студентам получение нужных работодателям практических навыков и умений, раннюю профориентацию и подготовку привлекательных резюме;
– отсутствие четких планов на будущее снижает мотивацию к учебе;
– наличие дискриминации по гендерному фактору при трудоустройстве во внебюджетной сфере требует целенаправленно готовить девушек к эффективному трудоустройству на привлекательные для них должности с использованием передового мирового опыта, потенциала вуза и их семей.
Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого подготовлена инновационная система обеспечения комплексного решения этих проблем за счет целевого использования нескольких курсов, изучаемых всеми студентами,
и сотрудничества с заинтересованными в этом семьями [1–2, 22–48].
Во-первых, изучая курс «Безопасность жизнедеятельности», студенты должны на практических занятиях «Изучение проблем обеспечения безопасности при обучении, трудоустройстве и работе» и «Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе», используя методические рекомендации «Планирование
и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и данное учебно-методическое пособие:
1) познакомиться с возможными проблемами, рисками и опасностями при трудоустройстве и способами их предотвращения или уменьшения;
2) заполнить инновационную учебно-тренировочную анкету (приложение 3) для оценки реальности планов и выбора будущей сферы деятельности и желательной должности;
3) получить опыт подготовки резюме, используя образцы резюме, актуального сегодня и желательного к окончанию вуза;
4) разработать индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе, используя многовариантный образец (приложение 4).
Особенно важно, чтобы студенты выполняли все указанные выше задания не только самостоятельно, но и советуясь с родителями, так как:
1) студенты, которых психологи относят к поколению «Y», не стремятся строить долгосрочные планы и жаждут признания, но не желают «напрягаться», почти не ставят профессиональные цели, имеют меньший уровень ответственности и сохраняют ряд черт подросткового возраста [1];
2) анкетирование первокурсников показало незрелость их отношения к своему профессиональному будущему и непонимание способностей, которые должны раскрыться в будущей работе, а также безвольное отношение к вопросам построения своей карьеры и жизни
в целом [1];
3) анкетирование студентов III курса показало, что:
– родители редко контролируют их учебу и/или помогают им;
– большинство из них хотят получать важные для трудоустройства знания, навыки и опыт, но не хотят тратить на это дополнительное время.
Во-вторых, все заинтересованные студенты могут правильно использовать для подготовки к успешной жизни возможности Центра профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в том числе [1–2, 22–48]:
– пройти компьютерное тестирование и оценить свою готовность к различным видам деятельности;
– проходить выбранные тренинги различной продолжительности и получать практические навыки и опыт по выбранным направлениям, используя потенциал вуза начиная с любого курса;
– целенаправленно получить важные для каждого человека знания, практические навыки и опыт, позволяющие значительно повысить конкурентоспособность при трудоустройстве и свой будущий законный доход.
В-третьих, во время изучения курса «Психология» студенты продолжают использовать разработанную учебно-тренировочную анкету (приложение 3) и индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложение 4).
В-четвертых, студенты могут выбирать соответствующие курсы и пройти описанный ниже многоцелевой тренинг, чтобы сделать свое резюме более привлекательным для работодателей.
В-пятых, студенты используют это учебно-методическое пособие
и методические рекомендации [1], а также разработанные с их помощью 4 документа (учебно-тренировочную анкету, 2 варианта резюме и индивидуальную целевую программу) при изучении темы «Охрана труда
и социальная защита женщин» в курсах «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных организациях», «Охрана труда на производстве»
и других по охране труда [49–50], а при отсутствии по любым причинам этих документов должны их разработать и использовать в соответствии с рекомендациями, описанными ниже в данном пособии.
Поэтому использование данного учебно-методического пособия дает возможность всем студентам и их семьям уже в первом семестре выбирать, а затем применять при дальнейшей учебе без изменения учебных планов один из трех вариантов обучения и подготовки к будущей работе:
1) учиться дальше традиционно, мало готовясь к трудоустройству;
2) самостоятельно получить к окончанию вуза привлекательное для работодателей резюме, используя разработанную индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложение 4);
3) не только грезить о «работе мечты», надеясь на счастливый случай, но и готовиться получить ее, правильно используя потенциал вуза и семьи, мировой опыт подготовки детей к успеху и разработанный в ТГПУ им. Л. Н. Толстого метод повышения качества обучения
и безопасности молодежи [1–2, 22–48]. Это значительно ускорит реальное получение выпускниками достойной работы и зарплаты за счет приобретения ряда нужных работодателям практических навыков
и опыта к окончанию вуза. Реально обеспечить это поможет использование многоцелевого тренинга различной продолжительности, разработанного под руководством профессора, доктора технических наук, академика Международной академии лидерства в бизнесе и администрировании Сергея Анатольевича Радченко.
Многоцелевой тренинг будет полезен молодежи, так как:
– эффективно и своевременно научит всех заинтересованных студентов ставить реальные цели и достигать их, используя лучший мировой опыт целенаправленной помощи учащимся и их семьям в условиях рыночной экономики;
– на тренинге студенты могут получить навыки планирования
и обеспечения подготовки к успеху (сначала своей, а затем – обучаемых
и своих детей), которые полезны выпускникам педагогического вуза.
Глава 1
Выводы по первой главе
1. В условиях рыночной экономики многим выпускникам трудно получить привлекательные должности при трудоустройстве. Это вызвано рядом объективных причин, важнейшими из которых являются:
– акционирование (приватизация) абсолютного большинства работающих в России хозяйственных субъектов и развитие различных форм предпринимательства, в результате чего их главной целью согласно их уставам является получение прибыли;
– отбор среди соискателей людей, способных быстро освоиться на новом месте и начать приносить им прибыль, что предполагает наличие опыта работы;
– отсутствие у студентов очной формы обучения реальных возможностей получить к окончанию университета требуемые работодателями знания, практические навыки и опыт работы;
– поздний выбор будущих должностей, в результате чего молодые люди учились, не зная конкретных требований работодателей и не готовясь целенаправленно к их выполнению.
2. Важное значение для улучшения обучения студентов, их конкурентоспособности при трудоустройстве и карьеры имеют:
– ранний и правильный выбор ими желательных должностей, чтобы лучше использовать учебу для подготовки к их получению;
– повышение мотивации изучать предметы, необходимые для получения выбранных должностей, приобретение знаний и навыков
с учетом своих интересов и способностей;
– ясное понимание каждым студентом, какое именно резюме ему нужно иметь для повышения шансов получить нужную должность.
3. Мировая практика показала, что самым эффективным и малозатратным способом подготовки молодежи к успешному будущему является разработка и реализация с использованием потенциала вуза и семьи индивидуальных целевых программ, максимально учитывающих интересы и способности студентов и позволяющих быстро
и при минимуме расходов проверить свои способности, интерес
к разным видам деятельности и сделать правильный профессиональный выбор. Помочь молодым людям в этом можно за счет многоцелевого тренинга, который описан в пунктах 3.2.1 и 5.3.2.
Глава 2
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
И ОХРАНЫ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ,
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
2.1. Проблемы при устройстве выпускников
на работу
Проблема трудоустройства выпускников дневной формы обучения, большинство из которых к моменту получения диплома не имеет опыта и стажа работы по специальности, очень актуальна. Как показало проводившееся 2 года анкетирование молодых людей III курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого очной формы обучения [38], реально помочь студентам получить хорошую работу могут не более 10–15 % семей,
а многие родители считают, что целенаправленно готовить детей
к трудоустройству должны школы и вузы.
Лучший способ обеспечить себе достойные условия труда во внебюджетной сфере при рыночной экономике – это устроиться на работу официально, так как в этом случае работодатель заинтересован избегать несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников, имеющих трудовые договора, чтобы не нести за это ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Официальный прием на работу любого работника требует от работодателя больших расходов и грозит ему серьезной ответственностью:
1) надо платить все налоги и страховые взносы с каждого официально выплачиваемого работнику рубля в качестве заработной платы;
2) соблюдение действующих нормативных требований по охране труда обходится работодателям очень дорого и резко снижает рентабельность работы любой фирмы, предприятия;
3) нельзя платить по трудовому договору меньше установленной законом заработной платы (во внебюджетной сфере Тульской области установлен минимальный размер заработной платы 12 тысяч рублей);
4) в случае вины в несчастных случаях и профессиональных
заболеваниях работников работодателю грозят строгая ответственность (вплоть до длительного реального тюремного срока) и большой ущерб;
5) описанное ниже в пункте 2.2 предоставление установленных законом многочисленных льгот беременным и женщинам, имеющим детей до определенного возраста, также обходится работодателям дорого.
С 2015 года ответственность работодателей резко усилена [78]:
1) нарушающих трудовое законодательство ожидают новые штрафы от 5 тысяч до 200 тысяч рублей;
2) наказать начальника могут не только за уклонение от оформления или за ненадлежащее оформление трудового договора, но и за:
– нарушение государственных нормативов охраны труда, порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
– допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний правил охраны труда;
– необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
– невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания по исправлению обнаруженных недостатков;
3) самые суровые штрафы для ответственных лиц и компаний предусмотрены за повторные нарушения.
Поэтому выпускникам без опыта и стажа работы труднее получить официальную работу у индивидуальных предпринимателей,
которые стремятся избегать таких расходов и ответственности. Да
и перспективы сделать успешную карьеру в небольших фирмах у выпускников обычно хуже, чем в крупных компаниях.
В связи с этим выпускникам, особенно девушкам, которые не хотят работать в системе образования, лучше целенаправленно готовиться к получению привлекательных должностей в крупных компаниях, что позволит им избежать многих проблем и сразу получить работу с хорошими условиями труда и достойной зарплатой. Однако требования к соискателям лучших должностей обычно очень высокие и на каждую из них претендуют многие кандидаты, в том числе
и имеющие опыт, большой стаж работы на аналогичных должностях и отличное резюме [1]. Поэтому шансы превзойти всех других соискателей таких привлекательных должностей, у выпускников, и особенно у выпускниц, часто невелики, если они не готовились к этому заранее. Кроме того, часто работодатели требуют, чтобы соискатели имели стаж работы от одного года до трех лет.
Еще одним преимуществом поиска работы в бюджетной сфере и в самых крупных компаниях, которые имеют филиалы во многих регионах, является то, что в них нет дискриминации женщин по гендерному фактору, так как деньги на оплату положенных им льгот выделяются из соответствующих бюджетов или головной компанией.
2.2. Проблемы трудоустройства
и охраны труда женщин во внебюджетной сфере
и возможности их решения
Исследования одного из самых известных порталов по трудоустройству HeadHunter www.hh.ru [73] показали, что:
– беременные и женщины, имеющие детей до определенного возраста, особенно малолетних и детей-инвалидов, хорошо защищены от увольнения и имеют многочисленные льготы, а почти все связанные
с их обеспечением финансовые затраты обязаны нести работодатели;
– девушкам и женщинам детородного возраста гораздо труднее получить официальную работу во внебюджетных хозяйственных субъектах, которые стремятся избежать предоставления им всех льгот, положенных по закону, и связанных с этим затрат, ограничений и проблем.
Эту ситуацию отражает шутка: «Работодатели хотели бы найти 20-летних девушек с двумя высшими образованиями и взрослыми детьми».
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяются особые условия труда женщин, которые рассматриваются в главе 41 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [71] и приведены ниже.
1. Запрещено применять труд женщин на работах, связанных
с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253 ТК РФ) [71]. Постановлением Правительства РФ запрещена работа женщин более чем по 400 специальностям.
2. Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному
и бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК РФ) [71].
3. Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничена работа женщин, предельно допустимые нормы нагрузок для них при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 253 ТК РФ) [71].
4. Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (ст. 259 ТК РФ) [71].
5. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факто-ров, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования
в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 254 ТК РФ) [71].
6. Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются
отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70
(в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (статья 255 ТК РФ) [71].
7. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК РФ) [71].
8. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ) [71].
9. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ст. 258 ТК РФ) [71].
10. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. По заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)
(ст. 256 ТК РФ) [71].
11. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления
в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ) [71]. Такие же гарантии предоставляются также матерям, воспитывающим без супруга детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ) [71].
12. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора (ст. 261 ТК РФ) [71] являются следующими.
Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с беременной женщиной нельзя, кроме случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать об окончании беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять
с учетом ее состояния здоровья. И работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 261 ТК РФ [71] расторжение трудового договора
с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1. ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ) [71].
13. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 262 ТК РФ) [71].
14. Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 ТК РФ) [71].
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» [70].
Работодатель может принять решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), указанных в перечне, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.
Не удивительно, что все эти ограничения устраивают далеко не каждого работодателя.
Поэтому исследования [1–2, 74] показали следующее.
Женщинам в процессе поиска работы часто задают вопросы об их личной жизни, поэтому многие соискательницы считают, что некоторые семейные обстоятельства могут стать поводом для отказа в приеме на работу. Объективность этих подозрений подтверждает опрос
Национального союза кадровиков, проведенный в 2006 году. В ходе этого исследования были выявлены три группы работников, наименее желательных для работодателей во внебюджетной сфере экономики:
1) бездетные женщины в первые два года после заключения брака;
2) матери-одиночки; 3) разведенные женщины с двумя и более детьми.
В 84 % случаев кандидатам из перечисленных категорий откажут под благовидным предлогом; 9 % менеджеров по персоналу готовы рассматривать претенденток из данного списка лишь при условии,
если их опыт и уровень знаний на порядок выше, чем у других кандидатов. И лишь 7 % опрошенных безразлично семейное положение женщин и наличие у них несовершеннолетних детей.
В последние несколько лет сомнения кадровиков стали вызывать девушки старше 25 лет. Это происходит потому, что за последние двадцать лет значительно увеличилось количество гражданских браков,
в которых в настоящее время рождается около 30 % детей. Особенно тяжело найти хорошую работу замужним, но бездетным женщинам.
Дискриминации при поиске работы также подвергаются женщины с детьми дошкольного возраста и матери-одиночки.
Впрочем, все не так страшно, как кажется. Ведь конечный результат переговоров во многом зависит от поведения, знаний и опыта кандидата. Но любой выпускнице очень важно на первом же собеседовании продемонстрировать потенциальному работодателю наличие лучших знаний, навыков и опыта, чтобы выбрали именно ее.
По данным исследования, проведенного порталом HeadHunter www.hh.ru в 2011 году [74], лишь 17 % представителей отделов кадров московских компаний не пригласят на собеседование женщину, которая в скором времени может уйти в декрет или имеет маленького ребенка. К счастью, анкеты большинства работных сайтов не содержат обязательных граф «семейное положение» и «наличие детей». Задав же подобные вопросы по телефону, кадровик может подставить себя
и свою компанию под серьезные штрафы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 162-ФЗ [66]. Поэтому на первичное собеседование соискательницы обычно попадают без особых проблем. Сложнее бывает получить приглашение на следующую встречу. Но, как правило, большинство неудобных вопросов, задаваемых кадровиками, стандартны, и вполне можно заранее найти на них подходящие ответы [1].
Бывает, что работодатель, сомневаясь в честности кандидатки, предлагает ей написать заявление об уходе с открытой датой или заключить письменное соглашение о том, что она воздержится от рождения ребенка в течение определенного времени. Разумеется, подобные действия лежат вне правового поля. Написание заявления об увольнении еще не лишает работника права передумать. Его легко отозвать с помощью заказного письма на имя организации с описью вложения, которое потом можно будет использовать в качестве доказательства в суде. Следует помнить, что статья 261 Трудового кодекса [67] содержит запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, находящимися в положении, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Астатья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации [72] за увольнение беременных женщин предусматривает и уголовную ответственность.
Если вы подходите и готовы работать в соответствии с оговоренными условиями, во многих крупных и известных компаниях примут вас вне зависимости от факта замужества и количества детей.
Другое дело, если должность, на которую вы претендуете, в компании единственная или в отделе уже несколько сотрудниц находится в отпуске по уходу за ребенком. Понятно, что в таком случае у вас будет гораздо меньше шансов получить предложение о работе.
Некоторым женщинам кажется, что если они снизят желаемый уровень заработной платы, поиск работы пойдет быстрее. С одной стороны, это правильно, и в более низкой «ценовой категории» вы будете конкурировать с менее опытными кандидатами. С другой – получите работу, условия которой вас сразу не устраивают и, скорее всего, все равно через некоторое время вы ее смените. Вместо этого старайтесь убедить работодателя, что наличие ребенка не влияет на качество вашей работы. К