Как попасть на второе собеседование

По данным исследования, проведенного порталом HeadHunter
в 2011 году, лишь 17 % представителей отделов кадров московских ком­паний не пригласят на собеседование женщину, которая в скором вре­мени может уйти в декрет или имеет маленького ребенка. К счастью, анкеты большинства работных сайтов не содержат обязательных граф «семейное положение» и «наличие детей». Задав же подобные воп­росы по телефону, кадровик может подставить себя и свою компанию под серьезные штрафы в соответствии с Федеральным законом Рос­сийской Федерации от 2 июля 2013 года № 162-ФЗ [27]. Поэтому на пер­вичное собеседование соискательницы обычно попадают без осо­бых проблем. Сложнее бывает получить приглашение на следующую встречу. Но, как правило, большинство неудобных вопросов, задавае­мых кадровиками, стандартны, и вполне возможно заранее найти на них подходящие ответы.

Незамужним девушкам старше 25 лет на встрече с работодате­лем лучше не признаваться в наличии стабильной личной жизни. Осо­бенно, если вы не один год живете вместе или собираетесь подать за­явление
в ЗАГС. Держите эту информацию при себе, и у рекрутера не возникнет лишних подозрений.

У замужней и бездетной женщины на собеседовании непремен­но поинтересуются, когда она планирует родить ребенка. Наихудший вариант – сослаться на бесплодие. Во-первых, кандидат с пробле­мами всегда выглядит непривлекательно по сравнению с довольными жизнью конкурентами, во-вторых, бесплодие часто является про­межуточным диагнозом, а значит, беременность может наступить в любой момент. Для руководителя же нет ничего хуже, когда он не в состоянии спланировать ход событий в компании.

На практике бывают случаи, когда в отчаянии женщины, под­вергшиеся дискриминации, идут на разные ухищрения, чтобы скрыть подробности своей личной жизни: например, в анкете указыва­ют дан­ные о семейном положении, не соответствующие действитель­ности, приписывают себе детей мужа от предыдущего брака или, к примеру, «теряют» паспорт. На основании статьи 65 Трудового ко­декса [30] ра­ботодатель имеет право при отсутствии паспорта от­казать соискателю в приеме на работу, так как паспорт входит в список обязательных докумен­тов для оформления. «Потеря» паспорта на са­мом деле не имеет ника­кого смысла, ведь если брак не расторгнут, штамп о браке в обязатель­ном порядке вносится в восстановленный документ. В любом случае обман со стороны соискателя впоследствии отрицательно скажется на трудовых отношениях – доверия к такому работнику уже не будет.

Лучше всего сказать, что в ближайшие год-два вопрос о попол­нении семьи вами не рассматривается. Можно и объяснить желание отложить деторождение объ­ективными обстоятельствами: например, сказать, что вы ждете момента, когда «мама выйдет на пен­сию», чтобы было кому сидеть с ребенком. Стремление поскорее разъ­ехаться со «злой свекровью» и нерешенность жилищного вопроса с большой степенью вероятности найдут понимание у менеджера по персоналу. Если вы учитесь или планируете пойти на какие-либо курсы в бли­жайшее время – расска­жите об этом на собеседовании. Желание повы­сить квалификацию покажет вас не только как постоянно самосовер­шенствующе­гося специалиста, но
и покажет, что в настоящее время карьера в ва­шем списке приоритетов занимает пер­вое место.

Бывает, что работодатель, сомневаясь в честности кандидатки, предлагает ей написать заявление об уходе с открытой датой или за­ключить письменное соглашение о том, что она воздержится от рож­дения ребенка
в течение определенного времени. Разумеется, подоб­ные действия лежат вне правового поля. Написание заявления об уволь­нении еще не лишает работника права передумать. Его легко ото­звать с помощью заказного письма на имя организации с описью вло­жения, которое потом можно будет использовать в качестве доказа­тельства в суде. Следует помнить, что статья 261 Трудового кодекса [30] содержит запрет на расторжение трудового договора по инициа­тиве работодателя с женщинами, находящимися
в положении, за ис­ключением случаев ликвидации организации либо прекращения дея­тельности индивидуальным предпринимателем. Астатья 145 Уголов­ного кодекса Российской Федерации [31] за увольнение беременных женщин предусматривает и уголовную ответственность.

Женщину с ребенком на собеседовании обязательно спросят: ходит ли малыш в детский сад и кто с ним будет сидеть в случае бо­лезни. Самый лучший вариант – ответить на первый вопрос «да» и со­общить, что вы можете рассчитывать на помощь дедушек и бабушек. Если у вас есть старший ребенок школьного возраста, скажите, что он при необходимости присмотрит за младшим и заберет его из дет­ского сада. В конце концов, если позволяет размер зарплаты, при необходи­мости вы сможете нанять няню. Но не старайтесь любой ценой полу­чить первое попавшееся место. Подумайте, сможете ли вы совместить работу и воспитание ребенка так, как вы этого хо­тите. Особенно это касается позиций, предполагающих большую загруженность, не­норми­рованный рабочий день и/или постоянные разъезды и командировки.

Если вы подходите и готовы работать в соответствии с огово­ренными условиями, во многих крупных и известных компаниях при­мут вас вне зависимости от факта замужества и количества детей.

Другое дело, если должность, на которую вы претендуете, в компании единственная или в отделе уже несколь­ко сотрудниц нахо­дится в отпуске по уходу за ребенком. Понятно, что в таком случае у вас будет гораздо меньше шансов получить пред­ложение о работе.

Некоторым женщинам кажется, что если они снизят желаемый уровень заработной платы, поиск работы пойдет быстрее. С одной сто­роны, это правильно, и в более низкой «ценовой категории» вы будете конкурировать с менее опытными кандидатами. С другой – по­лучите работу, условия которой вас сразу не устраивают и, ско­рее всего, все равно через некоторое время вы ее смените. Вместо этого ­старайтесь убе­дить работодателя, что наличие ре­бенка не влияет на качество вашей работы. К тому же теперь у вас есть стимул зарабатывать еще больше, а если вы еще
и мать-одиночка, то вообще являетесь единственным кормильцем в семье. Такая мотивация будет только в вашу пользу.

Если вы не можете похвастаться солидным послужным спис­ком, то для достижения желаемой цели следует опробовать раз­ные способы. Так, стоит рассмотреть проектную или декрет­ную ставку. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, можно попробовать устроиться на работу по срочному трудовому дого­вору. Часто выручает фриланс, даже бесплатный, если он позволяет собрать хоро­шее портфолио, приобрести полезные связи и рекомен­дации.

Следует также знать, что, несмотря на попытки кадровых служб максимально ограничить прием женщин детородного возраста, закон на стороне соискательниц. За дискриминацию есть не только граждан­ская
и административная ответственность – в некото­рых случаях она может являться и уголовным преступлением. Но это не означает, что при желании привлечь работодателя к ответствен­ности будет легко.

В связи с вышеизложенным портал www.hh.ru [34] дает следую­щие рекомендации: «Осознавая возможность дискриминации со сторо­ны работодате­лей, представительницам прекрасного пола следует стремиться
к полу­чению хорошего образования и репутации высоко­классного специали­ста и регулярно повышать свою квалифика­цию».

13.4. Особенности подготовки девушек
к будущему трудоустройству

Как показано в пункте 13.3 по данным портала www.hh.ru [34]:

– беременные и женщины, имеющие детей до определенного возраста, особенно малолетних и детей-инвалидов, хорошо защищены от увольнения и имеют льготы (была указана лишь часть их), а почти все связанные с их обеспечением расходы должны нести работодатели;

– девушкам и женщинам детородного возраста гораздо труднее получить официальную работу в небюджетных хозяйственных субъек­тах, которые стремятся избежать таких затрат, ограничений и проблем.

При анализе действующего законодательства Российской Феде­рации можно убедиться в том, что для успешного трудоустройства на любую официальную работу в реальном секторе экономики выпуск­ницам желательно убедить работодателя, что он уже через месяц после их приема на работу сможет получать выгоду и не будет иметь проблем.
А сделать это без целенаправленной подготовки большинству выпуск­ниц, обучавшихся на очных отделениях вузов, очень трудно, так как:

1) большинство выпускниц:

– не имеет нужных углубленных знаний и практических навы­ков,
а тем более – опыта и стажа работы на аналогичных должностях;

– плохо представляют, за счет чего именно они смогут быстро начать приносить любому работодателю стабильную прибыль, которая должна намного превышать зарплату, на которую они претендуют;

2) в Тульской области с 1 июля 2014 года установлен мини­мальный размер оплаты труда для всех небюджетных хозяйственных субъектов
в размере 12 000 рублей. Для получения официальной работы выпускницы должны не только знать, но и убедительно доказать работодателям, как и за счет чего они смогут обеспечить получение прибы­ли как минимум в десятки тысяч рублей ежемесячно, что позволит ему платить даже такую ми­нимальную зарплату (так как иначе работо­дателю придется допла­чи­вать им из своих средств).

И если к этому не подготовиться еще во время учебы в вузе, то сразу после получения диплома надо пытаться получить работу в бюджетных организациях, где приносить прибыль от работников не требуют.
В противном случае могут быть большие проблемы с трудоустрой­ством и получение в результате не слишком привлекательных должностей, для которых высшее образование не требуется (например, продавцов или кассиров в супермаркетах и т. д.), или даже неофициаль­ной работы с плохими условиями труда, без социальных гарантий и стажа работы.

Чтобы предотвратить проблемы будущего трудоустройства, ко­торые могут осложнить жизни и ухудшить благосостояние и карьеру на длительный период, каждой девушке желательно как можно скорее:

1) определиться, к какой именно будущей работе готовиться, так как при рыночной экономике возможны только два ее варианта:

– работа по прямым продажам любых товаров или услуг, при которой зарплата зависит только от объемов продаж и обычно состав­ляет малую часть от стоимости проданных товаров или услуг;

– работа, не связанная с прямыми продажами товаров или услуг
(в любых бюджетных или небюджетных организациях);

2) убедиться в том, что выбранная сфера деятельности и работа нравятся и соответствуют способностям и интересам студентки;

3) постараться правильно выбрать направление своего дальней­шего профессионального развития и дисциплины, особенно нужные для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве, по кото­рым надо иметь углубленные знания, практические навыки и умения;

4) разработать и реализовать (самостоятельно или с помощью описанных в главе 14 структур ТГПУ им. Л. Н. Толстого, предна­зна­ченных для квалифицированной практической помощи студентам и выпускни­кам в плани­ровании и обеспечении успешной карьеры) ин­дивидуаль­ную целевую программу повышения конкурентоспособнос­ти при тру­доустройстве на основе обучения по индивидуальным тра­екториям за счет лучшего использования потенциала вуза и семьи;

5) получить углубленные знания, практические навыки и умения,
а при возможности – и опыт и трудовой стаж работы по направлениям, наиболее интересующим будущих работодателей;

6) хорошо изучить и понять приведенную в данных методичес­ких рекомендациях информацию и за счет этого:

– выбрать сферу деятельности и желательную должность с мак­симальным учетом своих интересов, способностей, запросов и планов;

– получить углубленные знания, практические навыки и умения,
а также опыт, нужные для подготовки хороших резюме и портфолио;

– как можно раньше создать, а впоследствии регулярно улучшать свои резю­ме и портфолио, чтобы сделать их интересными для работодателей;

– целенаправленно готовиться к прохождению собеседований, тестирований и анкетирований при трудоустройстве на выбранные привлекательные должности с учетом приведенных выше рекоменда­ций и целью быстрого получения хорошей официальной работы.

Чтобы получить привлекательные для молодежи должности, на которых можно использовать полученные в ТГПУ им. Л. Н. Толстого знания и сделать хорошую карьеру, выпускницам лучше искать работу
в бюджетной сфере или в крупных компаниях реального сектора эко­номики, так как при работе в мелких фирмах или у индивидуальных предпринимателей их образование может быть почти не востребовано,
а их перспективы для карьеры и роста зарплаты будут гораздо хуже.

Однако обычно на все хорошие должности в бюджетной сфере
и крупных компаниях бывает много претендентов, а требования к ним высоки. Поэтому для получения хорошей официальной работы выпу­скницы должны выделяться своими привлекательными резюме и хо­рошей подго­товкой к собеседованиям с работодателями, демонстрируя на­личие важных знаний, навыков и опыта и свою готовность к работе.

«Экономить работодатели стараются за счет совмещения долж­ностей, – отмечает Сергей Ражев, управляющий директор кадрового агентства Cornerstone. – В нестабильное время всегда растет спрос на “универсальных солдат” – специалистов, готовых брать на себя больше функций, больше ответственности, больше времени проводить на работе, готовых применить свой опыт в разных отраслях» [32].

То есть девушки должны решить, хотят ли они избежать проблем при трудоустройстве за счет использования этих возможностей [12, 13–16, 18].

Глава 14

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ТГПУ им. Л. Н. ТОЛСТОГО,
ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ
В ПЛАНИРОВАНИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

14.1. Центр профориентации, довузовской подготовки

Наши рекомендации