Логические головоломки на собеседованиях
В настоящее время во многих компаниях происходит переход от «мягкого» собеседования (когда с кандидатами просто разговаривают
о прошлых успехах и будущих целях) к использованию разного рода головоломок. Считается, что люди, хорошо решающие логические задачи, обладают отличными аналитическими способностями и, соответственно, будут хорошо справляться с задачами в своей профессиональной области [4, 34].
Одним из первых использовать задачи на сообразительность начал У. Шокли в 1957 году. Однако в сознании большинства людей возникновение и развитие данного метода собеседования связано с компанией «Майкрософт». Применение головоломок в процессе собеседования вызывает массу споров. Как правило, мнение соискателей относительно
того, насколько «справедливо» использование подобных методик при оценке профессиональных компетенций претендентов на вакансию, зависит от того, насколько результативно они ответили.
При использовании данного метода надо учитывать, что кто-то из кандидатов может просто угадать правильный ответ, а кто-то, наоборот, может слишком разнервничаться и не решить легкую для него задачу. Однако всегда надо помнить, что информация о карьере соискателя и его профессиональных успехах (особенно если он проработал в какой-то области достаточно долгое время) должна быть важнее, чем любые результаты прохождения тестов и решения задач. Нельзя же принимать на работу человека только потому, что он может быстро справиться с логическими головоломками.
Ряд экспертов считает, что данный метод хорош при проведении собеседования с выпускниками вузов, у которых еще нет опыта работы по профессии, а опытным российским специалистам такого рода испытания вполне могут показаться чем-то оскорбительными.
Использование в процессе собеседования головоломок вполне применимо для специальностей, где такого рода задачи информативны (преимущественно в сфере точных наук, а также всюду, где важны расчеты). Программисты, финансисты, инженеры, имея соответствующий склад ума, легко воспринимают логические головоломки, ведь для них это привычный момент их профессиональной жизни.
Для гуманитарных профессий головоломки не подходят; для них широко используются творческие задания (написать презентацию, составить план развития подразделения, выполнить перевод текста и т. д.). Обычно такие задания даются соискателю на дом, так как требуют значительного времени на выполнение.
Для бухгалтеров, финансистов, юристов и HR-специалистов больше всего подходят тесты на знание тех или иных процедур, правил и законов.
Основной параметр оценки результатов «головоломного» тестирования – это креативность решений. Другим, дополнительным параметром, является скорость выполнения задания. Таким образом,
головоломка может выявить уровень творческой активности соискателя, способность выполнять работу в высоком темпе и, конечно, стрессоустойчивость. Использование данного метода приравнивается к так называемому «стрессовому собеседованию».
Соискателям, столкнувшимся с необходимостью решения головоломок в процессе собеседования, рекомендуется, прежде всего, не теряться, а постараться вспомнить основные подходы к решению предлагаемых задач. Нужно помнить, что задачи могут быть с подвохом
и требовать нестандартных решений. Не нужно тратить время на поиски возможного решения, ведь иногда головоломки действительно не имеют решения и именно такого ответа будет ожидать интервьюер.
С психологической точки зрения метод логических головоломок имеет существенный недостаток: он применим только в узкой сфере точных наук и техники, и при этом лучше всего проходят такие собеседования люди с определенным складом ума, которых не более 10 %. Эти люди обычно обожают головоломки и привыкли мыслить соответствующим образом. Но это не означает, что они непременно являются отличными специалистами. Они могут оказаться специалистами... по решению логических головоломок. С другой стороны, подавляющее большинство хороших кандидатов в условиях «головоломного собеседования» теряются или быстро устают, но они стабильно и уверенно ведут себя на работе. Метод логических головоломок столь же тенденциозен, как и метод тестов (любимый в Европе и почти незаменимый в США): есть люди, являющиеся мастерами прохождения тестов, но вот мастера ли они работать – это еще вопрос!
Применение логических головоломок в процессе собеседования может помочь менеджеру по персоналу оценить поведение кандидата во время поиска решения: как он реагирует на сам процесс решения трудной задачи, на свои неудачи, насколько стремится к результату, как распределяет свое время и силы (если задача решается в несколько этапов).
Соискателям, которым на собеседовании будет предложено решить логическую задачу, рекомендуется, прежде всего, не волноваться. Если же такой метод собеседования станет для вас полным сюрпризом, стоит об этом откровенно сообщить вашем оппоненту и, как вариант, подойти
к ответам с юмором.
Что же касается применения различного рода головоломок в качестве некого нововведения, то ряд рекрутеров считает это несколько не соответствующим действительности. Возможно, некоторые работодатели
в будущем последуют примеру большинства азиатских, в особенности японских, компаний, где кандидатам при приеме на работу в обязательном порядке предлагают решить ряд головоломок. Однако пока в российской практике такого рода случаи нечасты, хотя порой доходит и до курьезных ситуаций. Например, HR-менеджер одного крупного западного банка предлагала кандидатам пройти психологические тесты из свежего номера своего любимого женского журнала.