Адекватное описание личностных характеристик
Заполнение раздела «Личные качества» вызывает у соискателей, пожалуй, наименьшие трудности. Аккуратный, склонный к аналитическому мышлению, мобильный, стрессоустойчивый обладающий самодисциплиной и способный работать в команде, пунктуальный, быстро обучаемый, креативный – качества, которые соискатели наиболее часто указывают (или приписывают себе). Настолько частые, что рекрутеры просто перестают их замечать. Не зацикливайтесь на стандартных характеристиках – опишите то, что именно вы умеете делать особенно хорошо. Некоторые специалисты советуют сконцентрироваться только на тех качествах, которые сообщат работодателю действительно полезную информацию о вас как о профессионале.
Указывать ли возраст?
Необходимость заполнения этой графы вызывает у соискателей много эмоций. Некоторые работодатели не считают указание года рождения существенным фактом, а иногда даже рекомендуют пренебречь этими сведениями как лишними. Но бóльшая часть рекрутеров советует предоставить такую информацию. Рекрутер все равно высчитает примерный возраст, даже если это не отмечено в резюме соискателя: по дате окончания вуза или началу работы на первом месте и т. д. [34].
По закону работодатель не имеет права отказать вам в приеме на работу на основании возраста. В то же время по некоторым позициям эта информация может пойти вам на пользу, поэтому тщательно взвесьте,
в чем вы выигрываете и проигрываете, указав дату рождения.
Зарплата
«Ожидаемый уровень месячного дохода» – довольно важная информация. По внутренней статистике портала www.hh.ru, это самый часто используемый критерий по поиску резюме в базе данных. Поэтому не стоит занижать ожидаемый уровень оплаты труда (так как в большинстве фирм затем очень трудно добиться без увеличения обязанностей любого повышения своей зарплаты в течение длительного времени по сравнению с установленной по итогам собеседований), но и указание нереально высоких цифр тоже не пойдет вам на пользу.
Всегда надо понимать и помнить, что при рыночной экономике все коммерческие структуры (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.) всегда могут платить работникам лишь часть прибыли, получаемой в результате их деятельности, так как других источников финансирования у них нет.
Поэтому если своим резюме и ответами на собеседованиях вы не докажете работодателю, что почти сразу сможете приносить ему прибыль, хотя бы в несколько раз превышающую желательную для вас зарплату, то официальной работы в любой коммерческой структуре вам не предложат или не будут платить столько, сколько вы хотите.
В связи с этим надо ясно понимать и уметь сразу объяснить при трудоустройстве в любые коммерческие структуры, за счет каких своих знаний и практических навыков вы сможете быстро обеспечить стабильное увеличение их прибыли на длительный период времени, так как обычно источник их дохода – продажа любых товаров и услуг.
Если же вы хотите получить какую-то должность в любой бюджетной организации, то надо заранее узнать уровень оплаты на соответствующей должности и указывать в резюме именно его.
Подготовка резюме для порталов по трудоустройству
В случае размещения резюме на порталах по трудоустройству задача несколько усложняется: следует не только учитывать все вышеприведенные правила, но и специфику «жизнедеятельности» резюме
в виртуальной ярмарке вакансий. Освоить их не составит большого труда, а достигнутый эффект может превзойти ожидания.
Можно выделить несколько общих правил, следование которым при составлении и размещении резюме в Интернете будет способствовать попаданию вашего резюме к потенциальным работодателям.
Все правила удачного трудоустройства подчиняются одному принципу: «Для того, чтобы вас нашли, надо стать тем, кого ищут!»
Перед заполнением анкеты на портале по трудоустройству сделайте запрос позиций, на которые вы собираетесь претендовать, и внимательно проанализируйте описания как минимум десяти найденных вакансий в части требований и описания функциональных обязанностей, а затем составляйте свое резюме с их учетом. Это поможет не только облегчить «сочинительство» на тему «что я делаю на нынешней работе», но
и попасть «в десятку», когда потенциальный работодатель будет искать подходящих кандидатов и найдет ваше резюме по ключевым словам – основным обязанностям и требованиям.
Хорошо также, если вы используете для заполнения блока «Обязанности» свою должностную инструкцию (если она вообще имеется; если нет, то можно взять типовые должностные инструкции на сайте в Интернете). Но переписывать оттуда все пункты «под копирку» тоже не стоит: это будет свидетельством вашего неумения формулировать и письменно излагать важную деловую информацию, а также брать на себя ответственность. Сделайте упор на функции, которые больше соответствуют заявленной в цели должности, описав их более подробно, а об остальных выполняемых обязанностях в этом случае расскажите вкратце.
Иногда работодатели ищут по названию позиций, поэтому имеет смысл в «названии резюме» или в «цели» перечислить несколько наиболее распространенных вариантов (из того же запроса на позиции), включая и название на английском языке (например, «Менеджер по продажам / Менеджер отдела продаж / Sales Manager»). В том случае, если в трудовой книжке у вас неудачная запись, например, «Главный специалист отдела по развитию и обслуживанию клиентской базы», назовите свое резюме просто «Менеджер по развитию бизнеса».
Немаловажно и правильное размещение анкеты в предлагаемых разделах и специализациях. Если сайт позволяет, можно сделать несколько резюме и разместить их в разных разделах, так как работодатели часто просматривают именно опубликованные резюме в одном конкретном разделе.
Очень важным является частое (в идеале ежедневное) обновление резюме. Оно не позволяет «опускаться на дно» вашей анкете, когда работодателю на его запрос выпадает несколько сотен резюме.
В период кризиса недостаточно просто разместить резюме на нескольких сайтах и ждать звонка или письма, так как сейчас многие работодатели
и агентства вполне удовлетворяются теми откликами, которые поступают на размещенные вакансии. Поэтому нужно проявлять активность самим:
– подписаться на рассылку вакансий;
– ежедневно делать запросы на вновь публикуемые позиции;
– дублировать отклики напрямую работодателю или в агентство
с последующим звонком и проверкой, были ли получено ваше резюме
и открыта ли еще данная вакансия.
Когда резюме составлено, необходимо еще раз просмотреть его на предмет логичности, непротиворечивости и наличия лишних данных, не относящихся к специальности, указанной в титуле резюме. Ведь резюме – это хронологическое описание выполненной работы, достижений, навыков и иных характеристик. Оптимизация любого резюме должна начинаться с приведения его содержания в соответствие со здравым смыслом и житейской логикой.
2.9. Нужна ли фотография в резюме и какая именно?
Как наличие фотографии влияет на работодателей
В настоящее время почти все работные порталы предоставляют услугу размещения фотографий в резюме, однако далеко не все кандидаты стремятся ею воспользоваться. А вдруг работодателю не понравится моя внешность, размышляют они, и я не получу приглашения на собеседование. Эксперты портала www.Rabota.ru [36] утверждают: фото в резюме необходимо.Большинство других экспертов также советует использовать возможность разместить в резюме фотографию.
К ряду позиций работодатели часто выдвигают как обязательное требование фото в резюме. Например, к должности администраторов, секретарей-референтов в приемную, секретарей на ресепшен: там, где приятная, располагающая внешность играет ведущую роль.
Если же в вакансии фотография не требуется, а к резюме вы хотите ее прикрепить по собственной инициативе, то рассуждать следует так: «Какое впечатление я хочу произвести, как сотрудник?» Ведь фотография – это первое визуальное знакомство с вами до собеседования. Соответственно, выбирайте фото, как если бы вы выстраивали свой имидж для собеседования.
По фотографии работодатель определяет, в первую очередь, адекватность кандидата: умеет ли он отличать личное от делового, каким представляет себя в трудовом коллективе, насколько соответствует общепризнанному представлению о достойном кандидате.
Согласно результатам опроса работодателей, проведенным порталом www.Rabota.ru [36], 67 % работодателей интуитивно выделяют резюме с фотографиями из общего потока.
Конечно, подобный кастинг кому-то покажется некорректным, но, во-первых, нельзя отрицать значительного влияния субъективных факторов на выбор работодателя. Во-вторых, многие вакансии совершенно справедливо требуют соответствия внешнего вида корпоративным стандартам и требованиям профессии. Скажем, соискательница с вызывающей прической и лицом, испещренным металлическими элементами пирсинга, едва ли подойдет для работы в приемной руководителя солидной компании. А совершенно лысый мужчина, претендующий на позицию менеджера по продажам косметических средств для волос, и вовсе персонаж анекдотов.
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала www.Superjob.ru [37], большинство рекрутеров (88 %) рассматривает все поступающие резюме – с фотографиями и без. 4 % менеджеров по персоналу не открывают резюме без фото, а 7 % компаний резюме без фотографии принимают лишь от соискателей определенных позиций.
Таким образом, в поисках работы вполне можно обойтись и без фото, если, конечно, вы не претендуете на должности, где внешность в той или иной степени важна. К ним относятся вакансии фотомоделей и манекенщиц, телеведущих, актеров, промоутеров, секретарей, иногда – менеджеров по работе с клиентами, PR-менеджеров и т. п.
И все же большинство работодателей (71 %) уверено, что удачная фотография в резюме существенно помогает в трудоустройстве. При этом 34 % рекрутеров считают, что хорошее фото может помочь любому соискателю, а 37 % – лишь претендентам на позиции, на которых внешность имеет значение.
Конечно, фото едва ли сыграет ключевую роль при рассмотрении вашей кандидатуры: опыт, знания и навыки, безусловно, важнее правильных черт лица, и это подчеркивают все рекрутеры. Зато фотографии вполне по силам выделить вас из множества других соискателей, привлечь внимание к вашей кандидатуре. В поисках более подходящего кандидата рекрутер проводит порой десятки собеседований, и изображение, прикрепленное к вашему резюме, лучше поможет ему вспомнить, с кем он так продуктивно беседовал на прошлой неделе.
Но чтобы фото работало на вас, а не против вас, нужно выбрать правильный снимок. Ведь, по мнению экспертов, неправильно выбранное фото способно свести «на нет» впечатление от самого лучшего резюме.
И наоборот, открытое, доброжелательное и располагающее к себе лицо на снимке часто может улучшить впечатление, сложившееся о кандидате после прочтения его резюме. При этом чтобы сделать подходящее фото, вовсе не надо иметь прекрасные внешние данные.
В деловой практике вопрос размещения фотографии в резюме до сих пор полностью остается на усмотрение кандидата. Ведь резюме – это информация об опыте, образовании, знаниях и навыках соискателя.
А фото относится к разряду личной информации, такой, как семейное положение или хобби. Но многие консультанты уверены: если возможность прикрепить к резюме фотографию есть, лучше это сделать. Они считают, что размещение фотографии в резюме дает соискателю дополнительные очки, настаивая на том, что при просмотре резюме на сайте рекрутер автоматически кликает туда, где есть фото.
С одной стороны, отсутствие фотографии дает возможность рекрутеру сосредоточиться на профессионализме соискателя, не отвлекаясь на его внешность. С другой стороны, через рекрутеров ежедневно проходят сотни резюме, и именно наличие качественной фотографии может помочь им сразу выделить данного кандидата из потока претендентов.
Последнее является особенно важным после вступления в силу Федерального Закона Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [27]. В нем в целях недопущения дискриминации на рынке труда установлен запрет на распространение информации
о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. За нарушение данных требований предусмотрены штрафы: от 500 до 1 000 рублей – для физических лиц, от 3 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и от
10 000 до 15 000 рублей – для организаций. Соответствующие поправки
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает статья 2 данного Закона. В результате этого, как показано в ряде публикаций, объявления о вакансиях стали менее конкретными и работодатели получают очень много резюме, среди которых рекрутерам трудно выбирать лучшие.
В Европе и в США фотография кандидата в резюме не является жестким требованием. В России фото в резюме желательно, так как:
– в перечне требований, предъявляемых к соискателю, зачастую выдвигается пожелание к внешнему виду;
– рекрутер знает запрос работодателя, поэтому благодаря фотографии ему будет легче определить шансы кандидата на успех;
– рекрутеру приятнее общаться с реальным человеком, а не с текстом в резюме, а фото создает впечатление и визуальный образ;
– фотографию легче запомнить; после 5–10 собеседований, когда рекрутеру необходимо принять решение, кого именно презентовать работодателю, ему намного легче освежить впечатления по фотографии (частично он, безусловно, сделает это по своим записям во время собеседования, но фото позволяет восстановить контакт и эмоциональное впечатление);
– многие рекрутеры убеждены, что по фотографии они могут легко определить, «впишется» сотрудник в компанию или нет (и здесь важна не столько внешняя привлекательность кандидата, сколько выражение лица и взгляд);
– по мнению рекрутеров, выбранная для резюме фотография иногда скажет больше о вкусе, чувстве меры и воспитании претендента, чем проведенное с ним собеседование.
Хотя фотография не является обязательным требованием в вакансиях, многие компании так увлеклись формированием собственного имиджа, что очень избирательно подходят не только к профессиональным навыкам кандидатов, но и их внешним данным.
Эксперты советуют не тратить свое время на поездки по собеседованиям, если есть вероятность, что ваша внешность станет неожиданностью для работодателя. Возможно, разместив свое фото в резюме, вы значительно сэкономите свое время. Ведь каждое собеседование, включая дорогу, ожидание и саму встречу, занимает минимум три часа.
А ведь еще нужно подготовиться: собрать информацию о компании, отзывы бывших сотрудников, изучить сайт работодателя и т. д.
Конечно, если вы не хотите, чтобы вас оценивали не по профессиональным навыкам, а на основе внешних данных, вы можете не размещать фото и попытаться произвести на работодателя положительное впечатление при личной встрече. Надо помнить, что фото – такой же инструмент в поиске работы, как и само резюме, и этот инструмент вовсе не универсален. К размещению фотографии в резюме нужно подходить вдумчиво и избирательно.
Основные правила выбора фотографий для резюме таковы [36].
1. Вас должны увидеть. Поэтому на снимке должно быть четко видно лицо. Все остальное является неприятным раздражителем: ландшафты, посторонние люди, неумелое редактирование и эффекты.
2.Покажите себя с профессиональной стороны.Приятное впечатление производит «тематический» снимок на рабочем месте. К примеру, для секретаря это может быть фото в офисе. Хорошо подобранная фотография – та, которая характеризует вас как профессионала.
3. Работодателя неформальными снимками не покоришь.Есливы ищете работу, а не знакомства, то ни в коем случае не размещайте неформальные застольные или пляжные снимки, или фотографии эротического содержания. Даже фото формата «на паспорт» создаст о вас впечатление лучше, чем подобные фотографии. Личная жизнь не имеет отношения к работе.
4. Помните, что неуместные и бессмысленные снимки удаляют модераторы сайта. Иногда вместе с резюме.
И все-таки, как же должна выглядеть фотография в резюме? Однозначного рецепта для всех не существует, поскольку многое зависит от профессии и сферы деятельности специалиста. Но есть простые правила, которые не позволят ошибиться в любом случае.
Внимательно отнеситесь к своей одежде. Фотографируйтесь в том,
в чем рекомендуют ходить на собеседования. Очевидно, что открытые майки и топы не лучший выбор, если ваша цель – получить работу.
Представителям сильного пола рекомендуется фотографироваться
в деловом костюме, рубашке с галстуком или в крайнем случае – в рубашке без галстука. Для женщины допустимо фото в деловом костюме или просто в блузке (не вычурной и аккуратной) с юбкой или брюками. Если снимок сделан крупным планом, то на лице должен быть «минимум макияжа, максимум ухоженности», а на голове – аккуратная прическа. То же относится и к мужчинам (за исключением макияжа). При этом паспортные и другие фото на документы плохо подходят для резюме, так как редко бывают удачными. Для фотографии подойдет нейтральный фон,
а снимок должен быть качественным (лучше всего профессиональным,
а не любительским) с учетом следующих рекомендаций:
– ракурс фотографии – желательно не в полный рост, а до пояса;
– одежда – максимально уместная на рабочем месте;
– нежелательны расстегнутые пуговицы, чересчур глубокие или
ассиметричные вырезы, излишне пышные жабо, рюши, гипюровые или заметно прозрачные кофточки, криво сидящие галстуки, вызывающе крупные украшения или зажимы для галстука;
– волосы должны быть причесаны и уложены так, чтобы не создавалось впечатление, что о них забыли позаботиться;
– очки лучше без фантазийных оправ, приветствуется классика.
Обстановка на фотографии и ваш внешний вид должны быть рабочими и характеризовать вас именно как специалиста. Если вы претендуете на офисную должность (менеджер, делопроизводитель, руководитель отдела, топ-менеджер и т. д.), то лучше сфотографироваться
в офисе, в деловой одежде – так, чтобы работодатель мог представить вас в работе. Не стоит позировать в полный рост, лучше сделать акцент на лице, ведь именно оно лучше всего отражает ваш характер.
Впрочем, фотография в деловой обстановке далеко не всегда означает строгий костюм, галстук и офисные стены. Если вы претендуете на творческую должность, например, журналиста, певца, дизайнера, радиоведущего и т. д., ваше фото должно быть соответствующим. Почему бы не представить потенциальному работодателю, например, кадры вашего выступления или эфира? Главное требование: какой бы творческой ни была обстановка в кадре, в центре внимания все же должно быть ваше лицо.
Исключение из правила «делового костюма и нейтрального фона» можно сделать лишь тогда, когда снимок иллюстрирует профессию кандидата. В этом случае допустимы определенные вольности. Например, инструктор по дайвингу может сфотографироваться в футболке и шортах на фоне моря, фитнес-тренер – в приличном спортивном костюме (но ни в коем случае не в растянутых тренировочных штанах!), шофер – за рулем автомобиля и т. д.
В любой случае фотография повысит эффективность вашего резюме. Главное выбрать подходящую. Изображение на фото должно хотя бы приблизительно соответствовать заявленной вакансии и содержанию резюме. Если вы претендуете на должность директора, то фото должно быть солидным. Если вы собираетесь работать прорабом, то фотография играющего на рояле человека точно не подойдет. Не оценят рекрутеры
и кандидата, претендующего на позицию главного бухгалтера, в резюме которого фотография, привезенная из последнего отпуска или сделанная в домашней обстановке, с котом на руках, даже если резюме представляет интерес для компании.
Еще одно требование к снимкам для резюме – их хорошее качество. Фото, сделанное с помощью телефона, может вызвать у рекрутера недоумение, а не добавить вам очков.
Эксперты рекомендуют: если вы сомневаетесь, удачное ли фото вы выбрали для резюме, то лучше не торопитесь с его отправкой. Ведь задача фотографии – добавить вам шансов на успешное трудоустройство,
а не уменьшить их.
К сожалению, плохая фотография действительно может испортить резюме, и не просто испортить, а свести «на нет» все усилия соискателя получить работу. И дело не во внешности кандидата, а в неудачно подобранной картинке. В выборе фотографий у кандидата на вакантную должность есть определенная степень свободы, но некоторые снимки могут вызвать непонимание и даже раздражение рекрутера.
В резюме нельзя размещать следующие фотографии [34–37]:
–фотографии, на которых плохо видно лицо;
– фотографии с другими людьми, среди которых сложно вас идентифицировать;
– фотографии, сделанные в слишком непринужденной, неформальной или домашней обстановке, на отдыхе;
– неудачные фотографии плохого качества;
– аватары, посторонние изображения вместо лица;
– фотографии со ссылками на сторонние ресурсы;
– фотографии, на которых есть логотип какого-либо бренда;
– излишне украшенные фотографии: с рамками, подписями и т. д.;
– креативные фотографии;
– юмористические фотографии;
– откровенные фотографии.
Как бы вы ни гордились своей фигурой, не надо делать фотографии
в полный рост, если, конечно, вы не ищете работу манекенщицы. Это отвлекает внимание от лица и переключает его на детали интерьера и одежды.
Ни в коем случае не отправляйте работодателю групповых фотографий с подписью вроде «Я третья слева в среднем ряду». Такое приложение к резюме вполне может вызвать у рекрутера сомнения в вашей адекватности, даже если резюме его заинтересует.
Глава 3