Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:

- У меня красный шар.
- А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием

картинки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал:

- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);
- В лесу растет одна сосна?
- В лесу растет один гриб?

3. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе, он должен назвать слово во множественном числе.

4. Игра «У кого похожая картинка?».

Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Картинки с изображением предмета во множественном числе, воспитатель показывает свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.

- На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

5Игра « У девочки жили»

У девочки Вали живут кошка с…(котятами), собака с…(щенятами) утка с…(утятами), курица с…(цыплятами) овца с…(ягнятами), коза с…(козлятами), свинья с…(поросятами), корова с…(телятами).

Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.

1. Игра «С какого дерева упал листок?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

Картинки с листьями деревьев. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

2. Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал:

- У кого большой хобот?
- У кого пушистый хвост?
- У кого нос пяточком?
- У кого длинные уши?
- У кого есть копыта?

3. Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.

Картинки героев из сказки «Колобок».

Детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.

1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Мы с вами сочиним веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения)

Речевой материал:

Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
И синичек без … (рукавичек).

2. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»

Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Четыре картинки с предметами во множественном числе, затем одна картинка убиралась, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.

1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»

Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.

-Картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Ребенок должен сказать: « Учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.

- Картинки с девочками, мишками, собачками т.д., и картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Ребенок должен выбрать, кому он что даст.

Речевой материал:

- Я дам конфету девочкам;
- Я дам книгу мишкам.

2. Игра «Гости».

Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.

Детям предлагалось выбрать угощение для животного:

- Орехи я дам белке;
- Мед я дам медведю.

Занятия на формирование изменение глаголов по лицам.

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:

- У меня красный шар.
- А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием

картинки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал:

- В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);
- В лесу растет одна сосна?
- В лесу растет один гриб?

3. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе, он должен назвать слово во множественном числе.

4. Игра «У кого похожая картинка?».

Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Картинки с изображением предмета во множественном числе, воспитатель показывает свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.

- На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

5Игра « У девочки жили»

У девочки Вали живут кошка с…(котятами), собака с…(щенятами) утка с…(утятами), курица с…(цыплятами) овца с…(ягнятами), коза с…(козлятами), свинья с…(поросятами), корова с…(телятами).

Наши рекомендации