Недостаточная интеграция учебного и научного процессов
Одним из фундаментальных положений Болонской декларации является неразделимость учебного процесса и научных исследований. Российским же законодательством фактически закреплено разделение процесса образования и научных исследований. Так, формально вузы не являются правовыми субъектами научной деятельности. Обособление учреждений Академии наук, отраслевых академий и НИИ от вузовской среды обедняет и тех и других, ведет к неэффективному использованию финансовых средств на научные исследования.
Необходимо развивать наметившуюся на федеральном уровне тенденцию интеграции науки и образования, вплоть до создания условий для совместной деятельности. Целесообразно было бы повысить требования к научной деятельности вузов при их аттестации и аккредитации. При открытии новых образовательных программ необходимо учитывать потенциал и показатели научной деятельности вузов.
Несовпадение образовательных цензов, связанных с общим средним образованием
В настоящее время в российской общеобразовательной школе продолжительность обучения, необходимая для получения полного среднего образования, меньше, чем в большинстве европейских государств. Это является препятствием для поступления выпускников школ в университеты Европы и основанием для непризнания их аттестатов как условия необходимого образовательного ценза.
Следует разработать комплекс мероприятий по переходу российской общеобразовательной школы на 12-летний цикл обучения.
Проблема формирования эффективной системы аттестации и аккредитации образовательных программ
Качество высшего образования является ключевой целью Болонского процесса. Для России и большинства европейских стран актуальной задачей является формирование механизмов, процедур и технологий, которые предопределят и гарантируют уровень качества, обеспечивающий международное доверие. Болонская декларация, Пражское и Берлинское коммюнике не дают четких рекомендаций по достижению высокого качества образования. Перечисление задач и механизмов, выделение главных целей и методов помогают сформировать лишь промежуточные приоритеты на среднесрочную перспективу:
· разработка эффективных систем обеспечения качества;
· создание вузовских, национальных и общеевропейских систем обеспечения качества;
· поиск общих критериев и методов аттестации и аккредитации;
· возложение ответственности за обеспечение качества на вуз как основу его подотчетности перед обществом;
· формирование ведущих компонентов национальных систем обеспечения качества с определением обязанностей участвующих органов и учреждений, оценкой программ и вузов, применением внутренней и внешней оценки, участием студентов, публикацией результатов, введением систем аккредитации и сопоставимых процедур, международным партнерством и участием ассоциаций вузов;
· выработка согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов обеспечения необходимого качества;
· проведение исследований в области согласованной системы обеспечения качества;
· предоставление национальных отчетов по мониторингу качества.
При формировании эффективной системы аттестации и аккредитации необходимо учесть тот факт, что качество высшего образования представляет собой динамичную концепцию в контексте миссии, задач и целей государства, общества и вуза.
Понятие качества включает в себя сбалансированную совокупность характеристик и параметров, находящихся в движении, изменении, и, следовательно, на смену одной концепции качества должна придти другая с соответствующей сменой показателей и механизмов. Миссия высшего образования делегируется высшему учебному заведению, что обязывает каждый конкретный вуз вырабатывать свои собственные стандарты и критерии качества. В ряде стран в процессе аккредитации не осуществляется прямая оценка вузов и программ. Специфическим предметом аккредитации выступает степень соответствия образования провозглашенной миссии университетов.
Для Европы в настоящее время характерным является внимание к механизму аттестации и аккредитации как необходимому условию обеспечения качества. Растет многообразие аккредитационных процедур, причем с такой скоростью и неупорядоченностью, что есть угроза реального хаоса процесса аккредитации. Многочисленные заседания рабочих групп на тему «разработка норм и показателей для аккредитации институтов и программ», проведение «круглых столов» и обсуждений не внесли ясности в эту проблему. Следует особо подчеркнуть, что идея выработки единых критериев аттестации и аккредитации образовательных программ и учреждений для создания панъевропейской аккредитационной инстанции не встречает поддержки со стороны вузов Европы.
1.2. Социальный блок, ресурсное обеспечение, государственная и региональная экономика
Недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской декларации
Государственные образовательные стандарты, требования к лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных программ и вуза в целом определяют перечень и уровень кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения. Однако все эти требования так или иначе отражают уровень экономического развития страны в целом и российского образования в частности. Анализ на уровне экспертной оценки показывает:
· профессорско-преподавательский состав стареет, отсутствует необходимый приток молодых кадров;
· многие преподаватели вынуждены искать дополнительные заработки (преподавательскую и другую работу), не имея времени на научную, научно-методическую и воспитательную работу;
· многие преподаватели (особенно старшего возраста) не владеют информационными технологиями;
· многие преподаватели не владеют иностранными языками в достаточной степени, что затрудняет их профессиональную мобильность и возможность пользоваться Интернетом и информационными ресурсами европейских вузов;
· велика текучесть административно-управленческого и технического персонала из-за низкого уровня оплаты труда;
· недостаточна заинтересованность преподавателей в разработке современных учебно-методических материалов, электронных учебников, применении и разработке систем дистанционного обучения;
· лабораторная база многих (особенно технических) вузов морально устарела и физически изношена.
Недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте
За последние годы российское образование существенно продвинулось в области информатизации. В вузах на отдельных специальностях (направлениях) уровень обеспечения компьютерной техникой, программными продуктами достигает почти 100 %. Растет количество студентов, имеющих компьютер в личном пользовании. Во многих вузах студентам обеспечен доступ в Интернет и ко внутривузовским сетевым ресурсам, позволяющий вести обучение по дистанционным технологиям.
В то же время для вхождения в общеевропейское образовательное пространство по-прежнему необходимо:
· существенно повысить уровень обеспеченности компьютерной и коммуникационной техникой, а также лицензионным программным обеспечением, что требует дополнительных финансовых вложений;
· в квалификационных требованиях к преподавателям ввести как обязательное условие владение современными информационными технологиями для учебных и научных целей;
· считать обязательным наличие в вузах образовательных порталов, позволяющих сделать общедоступными учебные планы, программы дисциплин, конспекты лекций, учебно-методические материалы, электронные учебники;
· предусмотреть материально-техническое обеспечение (развитие дистанционного обучения, наличие медиатек) для активизации самостоятельной работы студентов, что позволит постепенно снижать аудиторную загрузку студентов и преподавателей;
· внедрять в вузах административно-информационные системы управления (системы «деканат», «кафедра», «расписание», «финансы» и т. д.), предусматривать затраты на их разработку и поддержание.