Правила поведения с преподавателями
Взаимоотношения с преподавателем влияют на ваши занятия.
Как правило, всем преподавателям нравятся студенты, искренне интересующиеся предметом и задающие конкретные вопросы. Наилучший способ быть на хорошем счету у преподавателя - это просто быть увлеченным студентом.
Вот несколько рекомендаций, как продемонстрировать свою заинтересованность и любознательность:
Дайте знать преподавателю, что вам понравилось в его курсе.
Улыбайтесь.
Запомните имя преподавателя и пользуйтесь им.
Слушайте, что преподаватель рассказывает о себе.
Беседуйте на темы, которые интересуют преподавателя.
Дайте знать преподавателю, что осознаёте его значительность.
Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Лучше задать вопрос, чем сделать замечание.
Честно старайтесь понять точку зрения преподавателя.
Дайте знать преподавателю, что вы действительно хотите преуспеть в преподаваемом им предмете.
Всегда имейте при себе учебник, когда видите преподавателя.
Выполняйте все задания в течение семестра.
Активно участвуйте в самодеятельности, состязаниях, различных соревнованиях. Главное, чтобы Ваше имя было на устах. Но не просто имя, а с существенной приставкой "студент такого-то курса такого-то факультета "
Как организовать свою самостоятельную работу
Наукой и практикой установлено, что лишь самостоятельная работа позволит студенту усвоить систему знаний, глубоко вникнуть в сущность изучаемых наук, овладеть необходимыми навыками, развить свои способности и дарования. Без хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной работы нет и не может быть настоящего высшего образования и научного познания.
Самостоятельная работа, являясь важнейшим средством образования, должна строиться на основе научной организации умственного труда, которая требует соблюдения следующих положений:
Определить свои возможности, знать свои положительные стороны и недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли и др.
Найти наиболее пригодные для себя методы самостоятельной работы и заботиться об их улучшении.
Начиная работу, установить ее цель (зачем я работаю, чего должен достичь в своей работе).
Наметить план работы и трудиться, придерживаясь этого плана (что и в какой срок должен я выполнить).
Осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе работы.
Уметь создать благоприятную обстановку для своей работы и постоянно совершенствовать ее.
Выполнять требования гигиены труда, создавать гигиенические условия для труда.
Работать ежедневно, систематически, а не от случая к случаю.
Для овладения навыками научной организации умственного труда рекомендуются следующие правила работы:
Работай ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня.
Принимайся за работу быстро, энергично, без промедления. Некоторые студенты затрачивают много времени на „ раскачивание” , втягивание в работу. Поставь своим девизом – быть готовым начать работу без промедления.
Не жди благоприятного настроения, а создавай его усилиями воли. Нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения и вдохновения.
В начале работы всегда посмотри, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то новый материал будет более доступным, лучше понимается и усваивается.
Работай сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, не отвлекайся от нее.
Стремись выработать интерес даже к неинтересной, но нужной работе. Ошибку делают те студенты, которые работают хорошо, с желанием только по любимому предмету, а по другим предметам – кое-как.
Работай с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развить в себе уверенность, что ты можешь и должен это сделать.
Уделяй больше времени трудному материалу, не обходи трудности, старайся преодолевать их самостоятельно.
Пользуйся различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал: записывай, составляй схемы, таблицы, зарисовывай и рассказывай материал себе и своим товарищам.
Стремись видеть практический смысл в усвоенных знаниях, старайся понять, как эти знания помогут в будущей профессиональной деятельности. Не стесняйся об этом спрашивать преподавателей.
Психологам и гигиенистам приходится констатировать, что мало кому присущи самоорганизованность и пунктуальность. Поэтому надо стараться себя дисциплинировать, научиться распределять время и распоряжаться им разумно. Спешка, постоянные опасения туда опоздать, а здесь не успеть, нарастающий, словно снежный ком, список дел, которые надо выполнить, – все это приводит к нервно-психической перегрузке, расстройству регуляторных механизмов организма человека. Как следствие, это приводит к целому „ букету” так называемых психосоматических заболеваний: артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и др. Данные за последнее время показывают, что эти заболевания значительно „ помолодели” , и их можно смело назвать „ студенческими” . Поэтому важно заранее подготовить себя так, чтобы соответствовать требованиям психогигиены труда.
Важно постоянно помнить: если хорошо „ взят старт” , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости „ включения” дополнительных импульсов.
Бойся опоздать, ибо „ догоняющий” студент всегда рискует не успеть и потерпеть неудачу.
Здесь опять нелишне еще раз подчеркнуть: залог успеха – в планировании своего времени. Помни: кто регулярно в течение 10 минут подготавливает свой рабочий день, тот сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Возьми за правило: каждый день выигрывать 1 час времени - "золотой час!" . В течение этого часа тебе никто и ничто не может помешать. Таким образом, ты получаешь время – возможно, самое важное для себя – личное время или время для себя. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Возьми за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление, по меньшей мере, несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий выбирай спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор.
Подготовься и разложи все материалы и принадлежности, необходимые для работы, на столе в строгом порядке. Этот порядок должен быть постоянным, чтобы легко, без суеты можно было пользоваться всем необходимым.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Правильно чередуй труд и отдых: после занятий в университете и обеда 1,5-2 часа на отдых (прогулка, хозяйственные дела и пр.). Вечернюю работу проводи в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхай 10 минут (сделай легкую гимнастику, проветри комнату, пройдись по коридору, не мешая работать другим).
Ежедневной учебной работе следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.
Конкретный план рекомендуется составлять на неделю и на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра.
В конце каждого дня нужно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений и по какой причине они были. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной работы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Рекомендуется вести дневник. Это приучает к анализу, раздумью, правильному изложению мыслей, повышает грамотность и способствует саморазвитию. Кроме этого, необходимо завести ежедневник, куда следует заносить всю полученную информацию организационного плана, которая будет от курса к курсу расти.
Физкультура и спорт повышают работоспособность. Следует регулярно заниматься зарядкой (а утром – обязательно), сопровождая ее водными процедурами, спорт придает свежесть, бодрость и восстанавливает умственную работоспособность.
Избегай переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.
Немецкий психолог Герман Эббингауз в 1885 году вычертил кривую забывания, согласно которой спустя 9 часов после усвоения информации забывается до 70 %, а еще 10 % забываются только спустя месяц! В основе своей, разработки Г. Эббингауза дошли до нашего времени практически без изменений. Поэтому результаты его исследований широко освещены в классических основах современной психологии.
Думается, что практически эта информация особенно может быть особенно полезна для учащихся старших классов и студентов. Именно эта категория наших читателей, прослушав материал на занятии, начинают готовиться к следующему занятию и выполнять домашнее задание только спустя 2-3 дня или во время зачетной недели.
При таком режиме самоподготовки не менее 70 % понятой на уроке информации учащимся гарантированно приходится восстанавливать заново. И начинаются перезвоны друг другу: «А ты помнишь? А ты слышал? А ты понял? А ты сможешь?» и т.д.
Вместо того чтобы разобраться с материалом урока в течение ближайших 9 часов, выполнить домашнее задание, а перед следующим уроком просто тезисно освежить в памяти своевременно усвоенный материал. Сравните: какой из вариантов наиболее продуктивен?
К. Ушинский говорил, что надо ремонтировать дом пока он еще стоит, а не пытаться чинить его, когда он уже развалился. Поэтому если нужно запомнить информацию на несколько дней, то ее обработку целесообразнее остановить на третьем этапе осознанного знания.
Для этого достаточно 2-х – 3-х кратным повторением понятого материала в течение одного дня, перекачать информацию из оперативной памяти в сознательную часть ее долговременного блока. Последний раз информацию желательно повторить перед сном.
При необходимости запоминания информации надолго, количество повторений следует, по меньшей мере, удвоить. Вторую часть повторений следует по продолжительности растянуть не менее чем на неделю. Добиваясь большей надежности запоминания информации, число повторений следует увеличить до недели.
При такой, на первый взгляд, бессмысленной работе, понятый в самом начале материал, незаметно превращается в навык – убеждение, впоследствии человеком уже на рефлекторном, подсознательном уровне. Это происходит потому, что понятая информация завершила замкнутый цикл процесса мыследействия и заняла соответствующее ей место в подсознательной части блока долговременной памяти.
Как читать учебник
Каждый тип текста имеет свою норму чтения. Например, скорость чтения захватывающего рассказа выше, чем текста по биологии.
Тексты отличаются и тем, насколько хорошо они написаны, следовательно, некоторые из них намного труднее читать.
Каждый семестр рассчитывайте время, которое затрачиваете на чтение главы из каждого учебника. Отметьте, сколько страниц в час вы можете прочитать. Имея точную оценка скорости чтения, вы сможете лучше планировать свое учебное время.
Восприятие
Сначала просмотрите главу. Определите разделы, которым автор выделил больше места. Если там есть диаграммы, то это тоже может быть важно. Если вы ограничены во времени, пропустите разделы, которым выделено меньше всего места.
Первое предложение каждого параграфа читайте более внимательно, чем конец параграфа.
Законспектируйте оглавление и первые предложения каждого параграфа прежде, чем читать его целиком. Затем закройте учебник и спросите себя, что вы теперь знаете о предмете, который до этого был вам незнаком.
В каждом предложении сосредоточьте внимание на существительных и основных утверждениях. Найдите сочетания существительное-глагол и сосредоточьтесь на этом. Например, рассмотрим следующий текст:
Традиционно воспитание условного рефлекса есть дрессировка с целью связать между собой два стимула. Один из этих стимулов вызывает рефлексивную реакцию. Второй стимул сначала нейтрален, но после того, как его свяжут с первым, он начинает уже сам вызывать такую же реакцию.
Прежде, чем читать каждое слово, представьте текст схематически:
Воспитание условного рефлекса = дрессировка = связать два стимула
1-й стимул вызывает реакцию
2-й стимул = сначала нейтрален, но после объединения с первым --> вызывает реакцию.
Прежде, чем читать и перечитывать текст, сделайте запись в такой форме, чтобы были переписаны важные фрагменты текста. Имея такие записи, вы не должны волноваться о тексте в целом.
Пометки и подчеркивание
Сначала прочитайте раздел, затем сделайте пометки и подчеркните нужный текст.
Обведите в кружок и/или квадрат специальные термины и поясняющий текст.
На полях последовательно пронумеруйте основные идеи.
Подчеркните текст, который вы включили бы в краткий конспект, пригодный для занятий по данному предмету.
Подчеркните все определения и термины.
Пометьте те примеры, которые демонстрируют основные идеи.
Кратко запишите замечания, вопросы и выводы на свободном месте рядом с текстом.
Как конспектировать текст
Сначала прочтите раздел текста.
Затем вернитесь в начало этого раздела и конспектируйте.
Соблазнительно конспектировать в процессе чтения, но этот метод неэффективен, так как скорее всего вы запишете слишком много информации.
Анализируйте то, что читаете.
Определите, какие идеи являются основными, а какие - вспомогательными.
Перескажите прочитанное.
Затем занесите это в свой конспект.
Не списывайте текст прямо из учебника.
Изложение текста своими словами заставит вас осмысливать прочитанное.
Семь советов для чтения сложного материала
Прочтите заглавие и первый абзац.
После этого решите, есть ли у вас достаточная база для того, чтобы начать чтение.
Посмотрите, как организован материал. Если вы нуждаетесь в дополнительной подготовке, обратитесь к другому источнику.
Просмотрите основные идеи.
Просмотрите заголовки и подзаголовки. Выделите вводящие предложения. Утилизируйте рисунки, схемы и диаграммы.
Найдите слова.
Найдите слова, значения которых, важные вам для понимания материала, вы не можете выделить из контекста.
Проверьте свое восприятие.
Периодически останавливайтесь и спрашивайте себя: "Что я выучил?" Увяжите это с тем, что вы уже знаете.
Перечитайте.
Если вы не восприняли идею, вернитесь и перечитайте. Перескажите сложные идеи своими словами.
Дочитайте до конца.
Не расхолаживайтесь и не прекращайте чтения. Идеи могут стать понятнее в процессе дальнейшего чтения. Когда закончите чтение, просмотрите прочитанное и перечитайте идеи, которые не усвоили.
Записывайте в процессе чтения.
Подчеркивайте, конспектируйте и/или записывайте выводы, это поможет вам сконцентрироваться на чтении.
Метод чтения ПС3П
Просмотри! Спроси! Прочитай! Перескажи! Повтори!
Прежде, чем читать, Просмотрите раздел:
заглавие, заголовки и подзаголовки;
подписи к рисункам, схемам, графикам и картам;
вопросы и рекомендации преподавателя;
вводный и заключительный абзацы;
выводы.
Спрашивайте в процессе просмотра:
Преобразуйте заглавие, заголовки и подзаголовки в вопросы.
Прочтите вопросы в конце разделов.
Спросите себя: "Что говорил преподаватель об этой теме, когда мы ее проходили?"
Спросите себя: "Что я уже знаю по этой теме?"
При Прочтении:
Ищите ответы на вопросы, которые у вас возникли.
Ответьте на вопросы в начале или конце раздела.
Перечитайте подписи к рисункам, графикам и т.п.
Обратите внимание на слова и фразы, выделенные подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом.
Изучите графический материал.
Снижайте скорость на сложных выражениях.
Прервитесь и перечитайте то, что непонятно.
Читайте за раз один параграф и пересказывайте его после прочтения.
Пересказывайте параграф после прочтения:
Задавайте себе вслух вопросы о только что прочитанном и/или своими словами подводите итоги тому, что прочитали.
Конспектируйте текст, но своими словами.
Подчеркивайте важные фрагменты в прочитанном тексте.
Используйте тот метод пересказа, который наиболее подходит для вашего индивидуального стиля обучения, но помните, что чем больше усилий вы приложите, тем больше вероятность того, что вы запомните прочитанное, другими словами
УТРОЕННЫЙ ЭФФЕКТ: смотри, говори, слушай.
УЧЕТВЕРЕННЫЙ ЭФФЕКТ: смотри, говори, слушай, пиши!!!
Как читать статьи
О чем говорит заголовок?
Что он говорит вам о содержании?
Что вы уже знаете по этой тематике?
Каких сведений по этому поводу вы ожидаете от статьи--особое внимание обратите на то, когда статья была написана и кто автор (см. следующие вопросы)?
Когда была написана статья?
Знаете ли вы что-нибудь об истории литературы на эту тему?
Если да, чего вы ожидаете от статьи?
Кто написал это? Что, по вашему мнению, он или она скажут здесь?
Какова репутация автора?
Каковы ее/его предубеждения?
Знакомы ли вы с другими произведениями автора на эту тему?
Читайте статью, отмечая информацию, критичную для вас.
Когда текст дает вам критичную информацию, отметьте и запишите:
В чем точно состоит предмет обсуждения?
Как это соответствует названию?
Каковы основные моменты--тезисы?
Какое подтверждение дает автор своим тезисам?
Какова фактическая информация, которую вы хотите запомнить?
Есть ли там настолько хорошее описание чего-либо, известного или неизвестного вам, что вы хотите запомнить это место? Если да, то пометьте это. Если это для исследований, сделайте исследовательскую запись.
Приводит ли автор какой-нибудь важный источник, который вы хотите сохранить для будущей ссылки?
Если да, пометьте его. Если это для исследований, сделайте библиографическую запись.
Как только закончите чтение, отметьте следующее:
Что вы узнали?
Как это соотносится с тем, что вы уже знали?
Вы нашли свои собственные аргументы?
Учитывая то, что вы знаете по теме обсуждения, считаете ли вы, что основные утверждения правильны, несмотря на недостаточную аргументацию?
Возможно, вы задумаетесь над информацией, которая вызвала у вас сомнения, несмотря на то, что в статье она была хорошо аргументирована?
Как статья соотносится с другими прочитанными вами источниками--таким образом, как она связана с исторической литературой?