Упражнения для развития подвижности губ.
История развития ребенка
1. Какая беременность по счету ? ____________________________________
2. Какие по счету роды ? ___________________________________________
3. Течение беременности ( ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, без патологии и др. ) _______________________________________________ ______________________________________________________________
4. Возраст матери к моменту родов _________________________________
5. Течение родов ( быстрые, затяжные, преждевременные, обезвоженные, родовая травма, асфиксия плода, стимуляция, резус-конфликт, вес при рождении и др. ) _______________________________________________ ______________________________________________________________
6. Раннее физическое развитие ( вовремя ли начал держать голову, сидеть, ходить, отставание в физическом развитии, без патологии ) ____________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заболевания ребенка ( травмы, ушибы головного мозга, частые ОРЗ, хронические заболевания ) ______________________________________ ______________________________________________________________
8. Раннее речевое развитие ( когда появилось гуление, лепет, первые слова, понятная фраза ) _______________________________________________ ______________________________________________________________
9. Было ли прерывание речевого развития ( в каком возрасте, причины, длительность ) _________________________________________________
10. Есть ли нарушения речи у членов семьи ( какие? ) ___________________ ______________________________________________________________
11. Обращались ли к специалистам ( диагноз ) _________________________ ______________________________________________________________
Чем Вы можете помочь логопеду ? ( печатать, изготовить ксерокопии, рисовать и др. )
Благодарю за оказанную помощь.
Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________
Число, месяц, год рождения ребенка __________________________________
Имя, отчество матери _______________________________________________
Имя, отчество отца _________________________________________________
История развития ребенка
1. Какая беременность по счету ?____________________________________
2. Какие по счету роды ? ___________________________________________
3. Течение беременности ( ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, без патологии и др. ) _______________________________________________ ______________________________________________________________
4. Возраст матери к моменту родов _________________________________
5. Течение родов ( быстрые, затяжные, преждевременные, обезвоженные, родовая травма, асфиксия плода, стимуляция, резус-конфликт, вес при рождении и др. ) _______________________________________________ ______________________________________________________________
6. Раннее физическое развитие ( вовремя ли начал держать голову, сидеть, ходить, отставание в физическом развитии, без патологии ) ____________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заболевания ребенка ( травмы, ушибы головного мозга, частые ОРЗ, хронические заболевания ) ______________________________________ ______________________________________________________________
8. Раннее речевое развитие ( когда появилось гуление, лепет, первые слова, понятная фраза ) _______________________________________________ ______________________________________________________________
9. Было ли прерывание речевого развития ( в каком возрасте, причины, длительность ) _________________________________________________
10. Есть ли нарушения речи у членов семьи ( какие? ) ___________________ ______________________________________________________________
11. Обращались ли к специалистам ( диагноз ) _________________________ ______________________________________________________________
Чем Вы можете помочь логопеду ? ( печатать, изготовить ксерокопии, рисовать и др. )
Благодарю за оказанную помощь.
Гимнастика губ и языка.
1. «Рыба». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5. 2. «Лягушка». Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5. 3. «Хоботок». Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5. 4. «Заборчик». Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5. 5. «Бублик». Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5. 6. «Лопата». Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5. 7. «Иголочка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5. 8. «Чистим зубы». Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 9. «Качели». Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 10. «Вкусное варенье». Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. 11. «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз. 12. «Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5. 13. «Индюшата». Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна. 14. «Маляр». Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна. 15. «Дятел». Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна. 16. «Лошадка». Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна. 17. «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка. 18. «Гармошка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке. Развитие речевого дыхания. Для всех упражнений: Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются.Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5. 1. «Мыльные пузыри». 2. «Сдуй листочек». Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони. 3. «Забей гол в ворота». На столе построить «ворота» из кубиков. Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота. | Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам; Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. Подражаю я слону, Губы хоботом тяну. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы. Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать. Язык лопатой положи И под счет его держи. Раз, два, три, четыре, пять, Язык надо расслаблять. Язык иголочкой потом. И потянем острием. Чищу зубы, посмотри, Не болели чтоб они. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз. Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу. Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать. Язык широкий положи И под счет его держи. Получилась пиала – Округленная она. В рот ее мы занесем И края к зубам прижмем. Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ. Красить потолок пора. Пригласили маляра. Кисть ведем вперед-назад, Наш маляр работе рад. Целый день я стучу, Червячка поймать хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Д-Д-Д-Д-Д. Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. На лесной опушке Вырос гриб-волнушка. На гармошке я играю, Рот пошире открываю. К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. |
Методические рекомендации.
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
4. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Комплексы артикуляционной гимнастики.
1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Журнал движения детей,
занимающихся на логопункте МДОУ №
№ п/п | Фамилия, имя | Группа | Дата рождения | Логопедическое заключение |
Поступил | Выбыл | Состояние речи | Рекомендации |
Журнал учета посещаемости
Логопедических занятий
№ п/п | Группа Фамилия, имя | |
Дата | Группа | Содержание работы |
Организация работы
1. Обследуются все дети старших и подготовительных групп. Результаты заносятся в "Журнал обследования речи детей". По последним нормам единовременно должно заниматься не менее 25 детей, в 1-ю очередь из подготовительных групп. Остальные ставятся в очередь. За учебный год должно пройти 30-35 детей. Для открытия ставки логопункта подаются списки в бухгалтерию РУО не менее 30 детей (количество нуждающихся в логопедической помощи). В течение уч. года обследуются дети средних и младших групп с целью выявления тяжелой патологии, направляются на ПМПК в реч. группы.
2. Данные о детях, зачисленных на занятия, заносятся в "Журнал движения детей". Выпуск и зачисление производятся по мере коррекции речи детей в течение всего уч. года.
3. На детей, посещающих занятия, заводятся речевые карты (ОНР) или речевые карточки (ФНР и ФФНР) и индивидуальные планы работы (по видам патологии).
4. В "Журнал учета посещаемости" вносятся данные о всех видах деятельности учителя-логопеда.
1) Расписание занятий групп МДОУ (дети из которых посещают занятия) - заверяется печатью зав.
2) Протокол обследования речи детей, занимающихся на логопункте (сводная реч. карта) - заверяется печатью.
3) Список детей по подгруппам на 1 и 2 полугодие - ОНР, ФНР, ФФНР и по нарушенным группам звуков.
4) Циклограмма деятельности логопеда на уч. год - заверяется.
5) Расписание логоп. занятий - заверяется.
6) Организационная и подготовительная работа до 15 сентября (дата, содержание работы).
7) Проводимые занятия фиксируются по принципу школьного журнала. На левой странице список детей, месяц, число, отрабатываемый звук. На правой - дата, № подгруппы, тема занятия.
8) На отдельной странице фиксируются консультации для родителей и воспитателей.
5. Перспективный план работы логопеда.
6. Перспективные планы работы с подгруппами.
7. Индивидуальные тетради можно заполнять сразу на неделю.
8. Паспорт кабинета.
9. Отчет о работе заполняется в виде таблицы, на другой стороне пишется список детей с указанием нарушенных звуков и результатом корр. работы, сдается старшему логопеду района, заведующей и вкладывается в паспорт.
Каждый ребенок должен посетить занятия от 3 до 5 раз в неделю, учитывая и занятия в подгруппах. За рабочий день должно пройти не менее 12 детей. Инд.занятие 10-15 минут, подгруппа 25-30.
На заполнение документов 30 минут ежедневно. Конс. для родителей 1 час в неделю, для воспитателей 1 час в неделю.
По сравнению с логопедической группой объем работы, конечно, больше, зато дети не такие "тяжелые".
Детей с ОНР и ЗПР лучше отправлять на ПМПК, если есть возможность.
Паспорт кабинета включает несколько документов, некоторые из них дублируются (они были в журнале).
1. Данные о помещении (назначение, метраж).
2. Данные о логопеде (Ф.И.О., дата рождения, образование, год окончания, категория, стаж по специальности, стаж в данном учреждении).
3. График работы логопеда.
4. Список детей, занимающихся на логопункте (сводная речевая карта).
5. Циклограмма деятельности логопеда.
6. Расписание занятий логопеда.
7. Каталог пособий по разделам.
8. Список методической литературы.
9. Должностная инструкция, инструкция по технике безопасности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМОВ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
1. В верхней части листа пишется название темы.
2. Вырезать и наклеить картинки, изображающие предметы по данной теме.
3. Вырезать и наклеить 1 сюжетную картинку по теме.
4. На обороте листа написать 2-3 загадки и 2-3 стихотворения по теме.
5. После оформления страницы с ребенком проводится устная работа по развитию речи (с использованием подобранных картинок).
Взрослый дает образец речи, ребенок повторяет, затем продолжает.
1) Подбор к слову разных частей речи (прилагательное, глагол, наречие). Например: помидор (какой?) – красный, сочный, спелый, круглый, мягкий; (что делает?) - растет, цветет, спеет, краснеет, лежит.
2) Изменение слов в числе (единственное, множественное). Например: огурец – огурцы.
3) Какими словами можно заменить это слово? (Определение рода существительного - он мой, она моя, оно мое.) Например: облако – оно мое.
4) Составление словосочетаний по вопросам косвенных падежей:
Нет кого (чего)? Видишь кого (что)? Рассказываешь
Даешь кому (чему)? Доволен кем (чем)? о ком (о чем)?
Например: нет коровы, даю корове, вижу корову, доволен коровой, рассказываю о корове.
5) Составление словосочетаний с предлогами НА, У, В, СО, ЗА, С, К, ОТ, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД, НАД и т.д.
Например: на столе, у стола, в столе, со стола, за столом, к столу и т.д.
6) Практическое усвоение пространственных понятий МЕЖДУ, ВОКРУГ, ЧЕРЕЗ.
Например: пирамидка стоит между куклой и машиной; вокруг дома растут цветы, через реку можно перейти по мосту.
7) Образование новых слов:
- с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (кот – котик);
- с помощью суффиксов со значением преувеличения (дом – домище);
- с помощью приставок (убежал, прибежал, забежал, отбежал);
- прилагательных от существительных (дерево – деревянный);
- наречий от прилагательных (высокий – высоко).
8) Подбор антонимов (большой – маленький), синонимов (маленький – крошечный, небольшой), родственных слов (сад – садить, садовник, посадки, садовый, садик).
9) Составление рассказов по картинкам:
- рассказ-описание;
- по опорным словам («Мой кот» - Мурзик, пушистый, голова, лапы, хвост, ласковый, ловит);
- по сюжетной картинке.
В подготовительной группе материал повторяется, уточняется, дополняется.
План индивидуальной работы
План индивидуальной работы
по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи
у ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)
1. Развитие фонематического слуха
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
_________________________________________________
3. Коррекция звукопроизношения
4. Формирование навыков фонематического восприятия
5. Развитие речевого дыхания, голоса
6. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
7. Развитие общей и мелкой моторики
8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
9. Подготовка к обучению грамоте
10. Воспитание самоконтроля за речью
11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕТРАДИ.
1. Обложка тетради должна быть красочно оформлена и подписана (фамилия, имя ребенка, № группы).
2. В нижней части внутренней стороны обложки приклеить конверт для индивидуальных заданий.
3. Переписать в тетрадь упражнения артикуляционной гимнастики, подобрать к ним картинки, оформить.
4. Сделать закладку.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.
1. Задания переписывать в тетрадь.
2.Тетрадь приносить в понедельник, забирать в пятницу.
3. Заниматься дома ежедневно по 10-15 минут, повторяя задания из тетради.
4. Артикуляционные упражнения выполнять каждый день перед зеркалом по 5-10 раз.
5. Слово, фразу, предложение произносить спокойно, на выдохе. Следить за правильным произношением отрабатываемого звука.
6. Задания выполнять полностью и аккуратно.
Протокол обследования речи детей
№ | Фамилия, имя | Звукопроизношение | Фонематический слух | Слоговая структура | Грамматический строй | Примечание | |||||||||||||
Свистящие | Шипящие | Сонорные | Другие | ||||||||||||||||
с | c’ | з | з’ | ц | ш | ж | щ | ч | л | л‘ | р | р‘ | звуки | ||||||
Расписание занятий логопеда __________________
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||||||||
План индивидуальной работы
1-й год обучения | 2-й год обучения | |
1. Развитие общей моторики | ||
2. Развитие мелкой моторики | ||
3. Развитие артикуляционной моторики ___________________________________ | ||
4. Развитие речевого дыхания, голоса ___________________________________ | ||
5. Коррекция звукопроизношения: постановка ______________________ автоматизация ______________________ | ||
6. Развитие фонематического слуха ___________________________________ | ||
7. Формирование навыков фонематического восприятия. | ||
8. Работа над слоговой структурой слова. | ||
9. Уточнение и обогащение словаря (пассивного и активного) _____________ ___________________________________ ___________________________________ | ||
10.Развитие грамматического строя речи ___________________________________ | ||
11. Подготовка к обучению грамоте. | ||
12. Формирование интонационно-выразительной стороны речи. Воспитание самоконтроля за речью. | ||
13. Совершенствование психических процессов. | ||
14. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью. |
Речевая карта
1. Ф. И. ребенка
2. Дата рождения
3. Речевая среда
4. Заключение специалистов
5. Краткий анамнез:
а) внутриутробное развитие
б) роды
в) раннее физическое развитие
г) раннее речевое развитие
6. Состояние общей и мелкой моторики
7. Состояние артикуляционного аппарата:
зубы прикус
язык уздечка
8. Темп речи: норма, быстрый, медленный
9. Плавность речи: норма, с запинками
10. Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый
11. Дыхание: норма, ключичное, затрудненное
12. Звукопроизношение
гласные:глухие: норма, озвончает
свистящие:звонкие: норма, оглушает
шипящие:твердые: норма, смягчает
соноры:мягкие: норма, произн. твердо
в потоке речи:
13. Фонематический слух: норма, нарушен
14. Фонематическое восприятие: норма, нарушено
15. Структура слова и предложения:
лекарство библиотека
сковорода аквариум
телевизор клоун
Птичка свила гнездышко в кустах.
Золотая рыбка плавает в аквариуме.
16. Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен
а) обобщающие понятия:
лук, репа, морковь, капустаназвать посуду
шкаф, стол, стул, диванназвать одежду
б) слова-антонимы
широкийглубокийвысокий
горячий большойтолстый
в) названия детенышей животных
17. Грамматический строй:
а) изменение существительного по падежам
- кого ловит кошка?- кому подаришь книжку?
-(чем подстригают волосы?- с кем любишь играть?
- в чем носят продукты?- из чего ты пьешь?
б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)
шарф дома
книга деревья
в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот
стул воробей цыплята
картина глаз окна
г) согласование сущ. с прилагательным
мяч - какой?книга - ?яблоко - ?
д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)
1 2 3
шар
ёлка
ведро
е) употребление предлогов ____________________________________________
18. Словообразование:
а) уменьшительно-ласкательные формы существительного
мяч кукла кольцо
б) образование качественных прилагательных
стол из дерева шуба из меха
в) образование притяжательных прилагательных (чей?)
хвост волкадупло белкиследы медведя
г) образование слов с помощью приставок _______________________________
____________________________________________________________________
19. Связная речь:
а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)
б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)
в) составление рассказа по серии картинок
г) рассказ – описание
20. Состояние неречевых процессов:
а) внимание__________________________________________________________
б) память____________________________________________________________
в) мышление_________________________________________________________
г) восприятие
21. Заключение логопеда
22. Дата начала занятий
23. Дата выпуска
Результаты коррекционной работы:
Речевая карточка
24. Ф. И. ребенка
25. Дата рождения
26. Речевая среда
27. Из анамнеза
28. Состояние общей и мелкой моторики _______
29. Состояние артикуляционного аппарата
30. Звукопроизношение
31. Произношение звуков в потоке речи (чтение стихотворения)
32. Фонематический слух
33. Фонематическое восприятие
34. Структура слова
35. Грамматический строй
36. Заключение логопеда
37. Дата начала занятий
38. Дата выпуска
16. Результаты коррекционной работы:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Журнал обследования речи детей.
2. Журнал движения детей.
3. Журнал учета логопедической работы.
4. Протокол обследования детей, занимающихся на логопункте.
5. Речевые карты и карточки.
6. Планы индивидуальной работы с детьми.
7. Перспективный план работы логопеда (на год).
8. Тематический план логопедических фронтальных занятий.
9. Индивидуальные тетради детей.
10. Расписание занятий и циклограмма рабочего времени.
11. Паспорт кабинета.
На этапе постановки звуков.
Тема: «Постановка звука …».
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о
механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель»,...).
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная зарядка:
· общие артикуляционные упражнения;
· специальные артикуляционные упражнения;
· упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
· положение губ;
· положение зубов;
· положение языка (кончика, спинки, корня);
· участие голосовых складок;
· характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха:
· опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
· в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
· в словах;
· в предложениях;
· в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Домашнее задание.
10. Итог занятия:
· повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
· анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
· заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый – мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
По дифференциации звуков.
Тема: «Ди