Запомни как пишется суффикс -ость-.

2. Прочитай слова так, как написаны. Выдели суффикс -ость-.

Смелость, радость, хитрость, жалость, слабость, злость, мудрость, строгость.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

       
  Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru   Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru
 

Суффиксы -ив-, - ев-

       
  Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru   Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru
 

Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - -ев-: красивый; волевой, игривый, грушевый.

3. Вставь нужную букву. Обозначь условие выбора (поставь ударение).

Черв_вый, игр_вый, сторож_вой, груш_вый, бо_вой, сирен_вый, правд_вый, дожд_вой, щавел_вый, лен_вый, фальш_вый.

       
  Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru   Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru

Суффиксы -лив-, -чив-

Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква И, как под удареним, так и без него: пугливый, сонливый, заботливый, доверчивый.

4. Прочитай. Подчеркни слова с приставкой -лив-, -чив-. Выдели суффикс.

Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Счастливый, правдивый, плюшевый, дождливый, дождевой, игривый, торопливый, настойчивый, задумчивый, талантливый, заманчивый, шутливый.

Приставка

Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Приставка - это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать – дочитать – перечитать.

Приставка имеет значение

Приставка Значение приставки примеры
пре-, раз-, рас- значение «очень» распрекрасный, разлюбезный, предобрый
раз-, рас- делить на части разбить, распилить
без-, не- отрицание безоблачный, неинтересный
за- начало действия запеть
до- окончание действия допел
при- приближение приехал, прилетел

Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются.

Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Выход - ?ход. Уход, заход, приход.

Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Запомни как пишется суффикс -ость-. - student2.ru Поэтому приставка в слове выход – вы.

1. Прочитай слова. Найди слова с приставками. Приставки выдели.

Добежать, дорога, улетели, добро, объехал, отметил, сосчитал, наигрался, наряд, посуда, сшил, сушка, обласкал, облако, выбросил, пролежал, высоко, пришла, засмеялся, замок, обошёл, обои, провожает, постоял, полка, невод.

Правописание приставок

В приставках до-, о-, об ( обо- ) от- (ото-), по-, под- (подо-) про-, во- всегда пишется гласная буква О: окрик, поезд, добежать, обдумал, отдал.

2.Вставь нужную букву. Выдели приставку.

Д_бежать, д_брый, _думался, _бувь, _т_шёл, п_ехал, п_дписал, пр_писал, п_года, _тлов, _ бработка, об_ шёл,_ бщая , _ смотр, в_шёл, д_машний.



В приставках за-, на-, над- всегда пишется гласная буква А: запись, надпись, налететь.

3. Прочитай слова. Вставь нужную букву. Выдели приставку.

З_солить, з_лотая, з_ходить, з_морозить, н_писать, н_сорог, н_дпись, н_ра, н_дежда, н_летели, н_ливает, н_рисовал, н_сухо, н_бор, н_дсмотрщик, н_сос.

________________________________________________________________________

Если слово образовано при помощи приставки, то способ образования называется приставочным: хотеть – захотеть, бежать – прибежать.

Если слово образовано при помощи приставки и суффикса, то способ образования слова называется приставочно-суффиксальным:

При + море + ск = приморский при + школа + н = пришкольный

Разделительный твёрдый знак

Разделительный Ъ пишется после приставок, заканчивающих на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: сЪел, подЪём, обЪяснение, предЪюбилейный

Весёлая «запоминалка»

Было слово «сели»,

Стало - «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему стало так?

- Кто виновник?

- Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже,

без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение

И подъезд, и объявление.

Выполни задания

1. Прочитай. Подчеркни слова с разделительным Ъ.

Платье, приехал, съёмный, дочерью, подъёмный, вьюга, съедобный, объедки, поесть, въехал, вьюн, наехал, прутья, въезжать, съехал, переехал.

2. Напиши слова в 2 столбика Обозначь условие выбора.

Подъёмный, проехал, приём, подъём, объехал, заехал, приехал, подъехал. объём, обнюхал, появился, объявился, повеял, разъяснил, съёжился, поел.

   
   
   

4.Вставь, где нужно, разделительный Ъ. Обозначь условие выбора.

В_ехал, вы_ехал, под_езды, пере_езды, об_яснил, от_ехать, по_явление, об_явление, раз_яснил, раз_решил, за_явил, с_ёмная, под_езжать, с_еденный, пере_ел, вы_писал, под_ёмник, об_ёмный, под_крутил, вз_ерошенный.

5.Напиши слова в два столбика. Обозначь условие выбора.

Муравьи, подъезды, объём, вьют, въехал, объезд, платье, съезды, бьём, вьюга.

   
   

6. Вставь, где нужно, буквы Ь-разделительный или Ъ-разделительный.

С_ехал, по_еду, в_юга, Кол_я, кол_я, под_ём, по_лёт, пол_ёт, в_юнок, в_езд,

Тат_яна, раз_ярён, раз_езд, раз_местил, об_яснение, об_жаловать, от_езд,

обез_яна, по_явился, об_явил, об_учил, друз_я, раз_ехались, вороб_и, л_ёт, л_дина, лист_я, об_егорил, об_едать, об_едать, пол_ёт, по_едет, под_едет,

об_ём, у_ехал, об_евшийся, в_едливый, пере_ел, об_едение, под_ехал.

Предлоги и приставки

Приставка – это часть слова. Приставки пишутся слитно со словами. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. Предлог - это самостоятельное слово.Предлоги нужны для связи слов в предложении. Предлоги пишутся с другими словами раздельно. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

Весёлая «запоминалка»

Постоял да побежал, из леса, к лугу, на поляну,

нагрубил да обласкал, у кустика, с тропинки, в яму,

Поносил да выбросил от речки, около дороги -

А приставки ты узнал?Отдельно пишутся предлоги.

Учись применять правило.

Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:

1)проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например слово большой;

2)если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.

Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.

От?бежать от?дома

1. Пробуем вставить слово большой в места сомнения.

2. от большой бежать – вставить слово невозможно. Пишем слитно: отбежать.

От большого дома – вставить слово можно, значит, это предлог. Пишем отдельно: от дома.

отбежать от дома

Выполни задания

1. Прочитай. Выдели приставки. Подчеркни пробел между предлогом и словом.

У Жени убежал ручной ёжик.

От остановки отъехал трамвай.

Машина съехала с дороги.

2. Вставь нужные предлоги. Подчеркни пробел между предлогом и приставкой.

… овец вырастает длинная и мягкая шерсть.

… лесу пахнет сыростью.

… болотом сосновый лес.

Идём … лес … земляникой.

3. Раскрой скобки.

Рыбаки далеко (от) плыли (от) берега.

Лиса (до) бралась (до) курятника.

Луна ( за) шла (за) тучи.

Орфографический словарик

☺Абзац, абрикос, автобус, автомобиль, адрес, аллея, апрель, арбуз, артист

☺Берёза, бульон, быстро

☺Ванна, вдруг, весело, ветер, вокруг, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера

☺Герой, город, гражданин, грамм, грамматика, группа

☺Двенадцать, девочка, дежурный, деревня, дорога, до свидания

☺Ещё

☺Жужжание

☺Завтра, завтрак, задача, заяц, здание, здравствуй, земляника

☺Идти (пойти), извините, иней, иногда, интерес, июль, июнь

☺Йогурт, йод

☺Капуста, карандаш, карамель, картина, картофель, касса, квартира, килограмм, кино, кинофильм, класс, комар, компьютер, конечно, коньки, корзина, корова, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кросс, кроссовки

☺Лестница, лимон, лопата

☺Магазин, майонез, мало, мальчик, масса, машина, медведь, метро, месяц, мечта, много, молоко, морковь, мороженое, мороз, Москва, мультфильм

☺Надо, народ, наряд, нельзя, ноябрь

☺Обед, облако, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, октябрь, осина, отец, Отечество, ошибка

☺Пальто, пассажир, пенал, платок, пломбир, пожалуйста, погода, понедельник, помидор, посуда, потом, праздник, прекрасный, природа, пятница

☺Работа, район, ранец, рассказ, ресницы, решать, рисунок, Родина, Россия, в России, россиянин, русский, рябина

☺Сегодня, сейчас, сентябрь, скоро, слева, сначала, собака, соловей, сорока, спасибо, ссора. Среда, столица, столько, суббота, сумма, суффикс

☺Театр, телевизор, телефон, тетрадь , товарищ, тогда, трамвай, троллейбус

☺Ужин, улица, ученик, учитель, учительница

☺Фамилия, февраль ☺Хоккей, хорошо ☺Человек, четверг, чувство

☺Щавель ☺Шёл, шоссе ☺Эскимо ☺Яблоко, ягода, язык, январь

Произноси эти слова правильно

/ / / / / / /

Алфавит начал – начали – начала ожил – ожили - ожила

Здравствуй [ств] / / / / / /

Конечно [шн] понял – поняли – поняла повторить – повторишь – повторил

Сегодня [в] / / / /

Свёкла звонит – звонят – позвонишь –позвонят

/ / / / / /

Щавель-щавеля жалюзи метро – у метро – в метро

/ /

Что [ш] помощь – помощник [ш] – помощница [ш]

/ / /

Чего [в] торт – торты шарф – шарфа - шарфы

От автора-составителя

Данное пособие используется в сочетании с учебником «Русский язык»: учебник для учащихся 1 класса (2 класса) общеобразовательных учреждений(автор: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др.). Справочник-тренажёр поможет ученикам осмыслить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила.

В основе справочника-тренажёра лежит принцип отработки навыка грамотного письма, путём многократной тренировки с помощью довольно объёмного словарного материала на отдельно взятую орфограмму. Теоретический материал и тренинговые задания по теме выстроены в определённом порядке. Для удобства использования в начале каждого раздела даются теоретические сведения. Это позволяет учащимся повторить правило и сразу же закрепить, выполнив ряд практических заданий.

К большинству орфограмм подобраны весёлые «запоминалки». Это рифмовки – специальные дидактические упражнения в стихотворной форме. Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. «Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются задолго до знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваивается детьми орфографические правила.

В справочнике-тренажёре представлены разнообразные виды упражнений, которые помогают закрепить изучаемые в 1-2 классах правила орфографии и грамматики и провести орфографический тренинг.

Это пособие способствует осознанному усвоению правил и появлению автоматизма в их применении. Работа со справочником-тренажёром позволит поддержать стремление к овладению грамотным письмом.

Я считаю, что этот справочник-тренажёр можно использовать с любым учебником по курсу «Русский язык» для 1-2 классов, так как весь подобранный материал соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования по русскому языку.

Пособие может быть использовано как на уроках русского языка, так и для работы дома.

Наши рекомендации