Класс «Путешествия по Стране Слов»

Класс «Секреты орфографии»

3класс «Занимательное словообразование»

Класс «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности обучающихся уровня начального общего образования на занятиях основывается на следующих принципах:

· занимательность;

· научность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· доступность;

· связь теории с практикой;

· индивидуальный подход к обучающимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

· анализ и просмотр текстов;

· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

· игровая;

· теоретическая;

· практическая.

Основные методы и технологии

· технология разноуровневого обучения;

· развивающее обучение;

· технология обучения в сотрудничестве;

· коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места курса в учебном плане

Программа курса составлена для обучающихся уровня начального общего образования на 4 года (1 – 4 класс), всего 101 час. В 1 классе – 16 часов, 2 класс – 17 часов, 3 – 4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью не более 45 мин.

Планируемые результаты изучения курса

Предметные

обучающиеся научатся:

- называть отличительные признаки основных языковых единиц;

- овладеют основными терминами и понятиями, связанными с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- различать слова, словосочетания, предложения, текст;

- называть основные орфографические и пунктуационные правила;

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

получат возможность научиться:

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Личностные результаты

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

получат возможность научиться:

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Содержание программы

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

Учебно - тематический план (16 часов)

1. Фонетика и орфоэпия – 10 ч (Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различие

ударных и безударных гласных. Слог как минимальная звуковая единица.

Деление слов на слоги.)

2. Орфография – 6 ч (Различение звуков и букв. Алфавит и его использование.)

Календарно - тематическое планирование, 1 класс (16 часов)

Тема занятия Форма и содержание занятия Дата
  В мире безмолвия и неведомых звуков.   Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».  
  В Страну Слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».  
3-4 К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».  
Выбор друзей в Стране Слов. Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.  
Чудесные превращения слов Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.  
8-9 В гости к Алфавиту Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».  
К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».  
Встреча с Радугой Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».  
В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»  
В глубь веков на Машине времени Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.  
В Королевстве Ошибок Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций  
  В Страну Слогов. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декламирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».  
  Необычный урок. Защита проекта «Моя Азбука»  

Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

- отличать звук от буквы

- правильно называть буквы алфавита

- правильно указывать признаки гласных и согласных звуков

- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками.

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения

для эффективного решения коммуникативных задач.

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве

- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Наши рекомендации