Вторая группа задач - проектировать процесс развития профессиональной компетентности воспитателя детского сада через создание маршрута его профессиональной деятельности.
Эта группа задач иллюстрирует готовность старшего воспитателя:
Во-первых, Осуществлять компетентностно-ориентированное целеполагание процесса развития профессиональной компетентности педагогов детского сада - учитывая при формулировании целей специфику работы детского сада (его вид, особенности программно-методического обеспечения, участие ДОУ в опытно-экспериментальной работе, наличие актуальных нерешенных проблем, стоящих перед детским садом, которые определены в соответствующих плановых документах) и возможности, потребности и интересы каждого конкретного воспитателя;
Во-вторых, Формулировать стратегические, тактические и оперативные цели повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада:
- При формулировании долгосрочных целей (до 3 лет) старшему воспитателю обращает внимание на перспективу процесса развития компетентности педагогов, исходя из интересов, возможностей, потребностей воспитателей, выбранной стратегии развития дошкольного учреждения;
- При формулировании среднесрочных целей процесса развития профессиональной компетентности педагогов (на 1 год) старший воспитатель учитывает не только актуальные годовые задачи работы детского сада, но и образовательные запросы дошкольных работников;
- При формулировании оперативных (от квартала до недели) целей процесса повышения профессиональной компетентности педагогов, старший воспитатель отдает приоритет учету потребностей воспитателей в получении оперативной квалифицированной помощи, необходимой для разрешения трудностей и проблем, возникающих у них в реальной педагогической деятельности.
В-третьих, Конструировать содержание процесса развития профессиональной компетентности каждого воспитателя, принимать активное участие в создании индивидуальных маршрутов развития их профессиональной деятельности, на основании результатов диагностики воспитателей:
При оценке решения поставленной задачи старший воспитатель должен обратить внимание, учитывает ли он потребности, возможности, интересы педагогов, дифференцирует ли содержание процесса развития профессиональной компетентности в зависимости от стажа работы педагогов в детском саду, уровня их образования, профессиональных интересов педагогов, особенностей их профессиональной компетентности.
В-четвертых,Выбирать формы и методы повышения профессиональной компетентности воспитателей:
- адекватные целям и содержанию спроектированной работы;
- учитывающие желания и интересы педагогов детского сада;
- отражающие мотивацию педагогов к процессу повышения квалификации (стимулы профессионального развития педагога представлены в приложении № 7)
- создающие для педагога ситуации выбора при освоении содержания;
- удовлетворяющие потребности педагогов в профессиональном и неформальном общении и так далее.
Третья группа задач - организовывать профессионально-педагогического взаимодействие педагога с субъектами образовательного процесса и представителями социального окружения детского сада.
В рамках решения этой группы задач, старший воспитатель иллюстрирует готовность:
Во-первых, определять цель и содержание профессионально-педагогического взаимодействия, учитывая:
- актуальные потребности, возможности, интересы, профессиональные и межличностные отношения воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования;
- основные проблемы и трудности, возникающие у воспитателей в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
- специфику деятельности детского сада.
Во-вторых,организовывать взаимодействие с педагогами учреждения, а именно:
- Выбирать адекватный стиль взаимодействия с педагогическим коллективом, подгруппой педагогов, с каждым воспитателем, исходя из особенностей педагогического коллектива, социально-психологических особенностей каждого специалиста, степени его коммуникативных особенностей и ожиданий;
- Организовывать индивидуальное, групповое и коллективное взаимодействие в процессе реализации индивидуального маршрута развития профессиональной деятельности воспитателя;
- Организовывать сотрудничество педагогов между собой, создавать условия для оказания профессиональной помощи и поддержки друг другу, совместного решения профессиональных проблем и трудностей; Определять четкость механизма взаимодействия педагогов между собой: обмен информацией, частота получения необходимой информации и т.д.
- Использовать различные формы взаимодействия воспитателей между собой(методические объединения, инновационные группы, сайт детского сада, электронные дневники, система поручений, общение посредством потенциала глобальных социально-профессиональных сетей и т.д.);
- Организовывать сотрудничество педагогов с внешними организациями: районными методическими службами, учреждениями дополнительного образования, другими дошкольными образовательными учреждениями, организациями, осуществляющими процесс повышения квалификации педагогов, научно-исследовательскими институтами, ВУЗами, учреждениями здравоохранения и спорта и т.д.
Четвертая группа задач - организация образовательного пространства для воспитателей детского сада.
Результатами решения этой группы задач станет способность старшего воспитателя организовать работу методического кабинета, а именно:
Проектирование пространства кабинета с учетом эргономики и ортобиотики:
Разделение пространства методического кабинета на зоны, удобные для работы не только старшего воспитателя детского сада, но и педагогического коллектива;
Обеспечение доступности и презентабельности материалов методического кабинета для педагогов;
Создание здоровьесберегающей и здоровьетворящей атмосферы в методическом кабинете;
Дифференцирование материалов в соответствии с особенностями педагогов, пользующихся методическим кабинетом: молодые педагоги, педагоги с разным уровнем образования и стажем работы, с различными особенностями профессиональной компетентности и т.д.
Определение четкого режима работы методического кабинета:
Наличие стабильного режим работы методического кабинета, учет при проектировании режима работы возможностей, потребностей, ожиданий педагогов детского сада.
Соответствие направленности содержания информационного банка данных методического кабинетаспецифике работы детского сада (вид, приоритет, программно-методическое обеспечение), потребностям и возможностям, интересам воспитателей детского сада.
Более подробно требования к организации работы методического кабинета представлены в учебном тексте № 2 в приложении № 1.
Пятая группа задач - организация процесса самообразования
Решая эту группу задач, старший воспитатель показывает готовность управлять процессом самообразования, а именно:
- Определять свои достижения в профессиональной деятельности, а также выявлять трудности и проблемы, мешающие качественно решать задачи методического сопровождения воспитателей;
- Осознавать потребность в самообразовании, определять пути дальнейшего самосовершенствования;
- Формулировать основные цели самообразования, в соответствии со своими возможностями, потребностями, ожиданиями и ожиданиями коллег по работе;
- Проектировать траекторию профессионального развития на основе результатов самоэкспертизы;
- Выбирать из многообразия источников самообразования, те, которые соответствуют потенциалу, потребностям и профессиональным интересам.
- Определять возможности использования результатов самообразования в дальнейшей профессиональной деятельности;
- Выявлять удовлетворенность процессом самообразования;
Сложность и вариативность профессиональных задач, решаемых представителем службы методического сопровождения требует его качественной подготовки к процессу. В первую очередь важно обогатить опыт сопровождающего, предоставить ему возможность принять участие в процессе сопровождения не как исполнителю методической помощи, а как заказчику, организовать особую работу по повышению его квалификации.
Возникает вопрос: где можно осуществить такую подготовку. Ответ очевиден – необходимо использовать потенциал методической службы более высокого уровня. Вопросами развития профессиональной компетентности педагогов в первую очередь занимаются городские, муниципальные, краевые методические службы. Такое методическое объединение представляет собой образовательное учреждение, реализующее определенную совокупность образовательных программ.
Рассмотрим работу методической службы на примере Санкт-Петербурга. Основным видом районной методической службы с Санкт-Петербурге выступает информационно - методический центр (ИМЦ). Деятельность этого учреждения с одной стороны сосредоточена на обеспечении процессов развития и самореализации отдельных педагогов образовательных учреждений (общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования детей), с другой стороны призвана совершенствовать работу всей образовательной системы района.
Изучение «Положения о деятельности информационно-методического центра» позволяет выделить основные направления его работы:
Повышение квалификации педагогических кадров: организация и проведение целевых краткосрочных курсов в соответствии с потребностями развития городской и районной образовательной системы и запросами работников образования;
Оказание дифференцированной консультативно-методической помощи всем категориям педагогических работников разных видов образовательных учреждений;
Предоставление организационно-методической помощи методистам и руководителям образовательных учреждений в планировании и организации методической работы;
Обеспечение информированности педагогических работников о различных формах методической работы учреждений района, города, с целью предоставления каждому работнику образования права выбора и определения своего места в системе методической работы;
Организация единого информационного пространства образовательной системы района и города, предоставление возможности педагогам использовать потенциал глобальных профессиональных сетей для активного и оперативного профессионального взаимодействия;
Создание целостного банка педагогической информации включающего в себя нормативно-правовые документы, регламентирующие работы образовательных учреждений, разъяснения и комментарии специалистов по их использованию, описание инновационного опыта образовательных учреждений и конкретных педагогов, перечень образовательных программ повышения квалификации, реализуемые в районе, презентация работы районных методических объединений, творческих групп и т.д.
Важным условием эффективности деятельности методической службы является усиление профессионально-практической направленности ее деятельности, а именно: построение содержания профессионального образования с учетом современных требований, предъявляемых к должностным обязанностям педагогов разных специальностей; определение оптимального количества практических занятий; применение активных методов обучения; самостоятельная разработка слушателями курсовых проектов, направленных на совершенствование их реальной профессиональной деятельности.
Особо следует отметить, что деятельность информационно-методического центра позволяет организовать непрерывный процесс повышения квалификации педагогических кадров путем организации различных форм взаимодействия со слушателями. Так, сотрудники центра:
Организуют тематические семинары, дискуссии, круглые столы, позволяющие повысить теоретические знания педагогов, выявить трудности и проблемы и определить пути их решения;
Проводят практические занятия, деловые игры, решают проблемные ситуации, занимаются педагогическим моделированием и проектированием, что способствует повышению профессиональной компетентности педагогов;
Создают условия для ознакомления педагогов с деятельностью образовательных учреждений района, путем создания информационного банка данных, анализа фото-видеоматериалов, посещения учреждений.
Организуют непрерывное оказание индивидуальной помощи учреждениям в управлении педагогическим процессом, консультирование конкретных педагогов, оказание им своевременной помощи и поддержки.
Итак, районная методическая служба является универсальным образовательным учреждением для организации процесса непрерывного образования дошкольных работников, поэтому ее потенциал можно использовать для создания системы сопровождения старших воспитателей с целью развития их готовности организовывать методическое сопровождение педагогов в детском саду.
Программаподготовки старших воспитателей к организации методического сопровождения педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения может включать следующие задачи:
1. Развитие профессиональной компетентности старших воспитателей организовывать методическую деятельность в детском саду.
2. Обогащение опыта организации методического сопровождения воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
3. Разработка и апробация вариативных проектов организации методического сопровождения воспитателя в условиях конкретного ДОУ.
Общий замысел программы заключается в том, чтобы, организуя процесс сопровождения старших воспитателей в процессе участия в различных мероприятиях, обогатить опыт организации методического сопровождения воспитателя в детском саду (пример образовательной программы представлен в приложении № 8).
Программа включает в себя три взаимосвязанных блока:
Цель первого блоканаправлена на обогащение профессиональной компетентности старших воспитателей реализовывать методическую деятельность в условиях современного детского сада.
Для реализации поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Совместно со слушателями курса выявить специфику работы старшего воспитателя в условиях современного детского сада, определить группы профессиональных трудностей и проблем;
Выделить содержание, пути и формы решения обозначенных трудностей и проблем;
Обоснованием важности и необходимости данной работы могут послужить результаты многочисленных исследований, показывающие, что старшие воспитателя испытывают определенные проблемы при решении основных профессионально-методических задач.
Особое внимание важно уделить организации взаимодействия с участниками образовательной программы, которое должно реализовываться как процесс сопровождения.
Что может быть содержанием взаимодействия организаторов и участников образовательной программы на первом этапе ее освоения?
В содержание работы целесообразно включить информацию:
о специфике методической деятельности в условиях современного детского сада;
об основных направлениях работы старшего воспитателя, опираясь на современные исследования и нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование и развитие дошкольного образования.
Важно обратить внимание старших воспитателей, что главной задачей методической деятельности становится организация работы с педагогами детского сада, показать значение включения каждого воспитателя в реализацию методической работы.
С целью поддержания интереса к программным мероприятиям, содержание работы должно опираться на запросы и потребности участников и включать наиболее проблемные темы, раскрывающие специфику организации методической работы в современном детском саду. Важным критерием при отборе материала является его актуальность и личная значимость для специалиста.
Реализуя первый блок программы важно создать условия для проявления активной позиции всех участников мероприятий на основе осмысления себя, своей деятельности, специфики профессиональных трудностей и проблем. В связи с этим, мероприятия могут быть построены таким образом, чтобы каждый участник смог включиться в обсуждение предложенной темы, высказать свою точку зрения.
При организации взаимодействия важно использовать потенциал самих старших воспитателей. Если старший воспитатель имеет уникальный опыт решения обозначенной профессиональной задачи (например, проектирование педагогического процесса или организация работы с ресурсами методического кабинета), ему предлагается включится в активную работу: провести методические мероприятия, предложить базу детского сада для встречи участников программы. Тем самым старший воспитатель может почувствовать себя в роли сопровождающего. Напротив, при неготовности старшего воспитателя к решению обсуждаемой методической задачи, он становится сопровождаемым, занимая позицию обучающегося. Таким образом, меняя роли от сопровождающего к сопровождаемому каждый старший воспитатель приобретает уникальный опыт организации процесса сопровождения.
Основными формами работы при реализации первого блока программы должны стать: дискуссии, диспуты, где будут обсуждаться современные аспекты организации методической работы в детском саду; семинары-практикумы, направленные на совершенствование методических умений – проектирование педагогического процесса в дошкольном учреждении, организация работы с ресурсами методического кабинета, проведение экспертизы, мониторинга, внутреннего аудита в детском саду, подготовка и проведение педагогических советов и т.д. Можно применять интерактивные техники: деловые игры, решение проблемных ситуаций, проигрывание ситуаций профессиональной деятельности, работа в командах и т.д. (пример игровой техники для слушателей представлен в приложении № 12).
Использование вышеперечисленных методов позволит заинтересовать старших воспитателей предложенным содержанием. Целесообразно использовать потенциал образовательной системы района (города, области, края, региона) и регулярно организовывать выходы участников в дошкольные учреждения, которые предполагают знакомство с учреждением и презентацию старшим воспитателем этого детского сада своей работы. Такие выезды позволят определить специфику организации методической работы в учреждениях разных видов, выявить наиболее типичные трудности и проблемы, возникающие в работе старшего воспитателя в современных условиях, включить всех участников программы в обсуждение возможных путей решения выделенных трудностей.
Логика предложенных в программе мероприятий выстроена исходя из последовательности решения профессиональных задач, стоящих перед старшим воспитателем.
Какие мероприятия целесообразно всего провести в рамках реализации первого блока образовательной программы:
Одну из встреч необходимо посвятить определению специфики организации процесса диагностирования всех субъектов образовательного процесса, при этом акцент важно сделать на диагностике результативности деятельности педагогов детского сада. Участникам программы можно предложить для анализа разные диагностические методики, используемые старшими воспитателями в своей работе: карты экспертной оценки деятельности воспитателей, анкеты, используемые старшими воспитателями, диагностические материалы, представленные в периодической печати. В процессе анализа старшие воспитатели могут разработать критерии оценки качества диагностического материала, позволяющие выбрать те инструменты оценки, которые позволяют получить наиболее полную информацию о педагоге, изучить его профессиональную компетентность, интересы и потребности. Выбранные диагностические материалы можно предложить проверялись в условиях реальной профессиональной деятельности, на основании полученных данных можно предложить слушателям составить личностно-профессиональные характеристики воспитателей.
Важно остановиться на особенностях организации контроля в детском саду. Эта встреча позволит определить наиболее эффективные пути использования различных видов контроля в практике работы детского сада. Акцентировать внимание надо на возможности и необходимости включения в процесс контроля воспитателей и специалистов учреждения.
Целесообразно уделить внимание вопросам проектирования педагогического процесса, рассмотреть специфику оформления плановых документов в связи с появлением новых регламентов дошкольного образования, остановиться на специфике планирования методической деятельности, определить, как подготовить воспитателей к участию в разработке планов и программ.
Несколько мероприятий надо посвятить взаимодействию старшего воспитателя с субъектами образовательного процесса, а именно, познакомиться с различными подходами корганизации работы педагогических советов, проведению семинаров, консультаций, круглых столов и других форм работы с педагогами. Наращивание опыта использования различных техник, методов и приемов будет происходить на практических занятиях, где можно демонстрировать фрагменты взаимодействия с педагогами, специалистами, родителями, анализировать стратегии взаимодействия, моделировать ситуации общения с субъектами образовательного процесса. Можно предложить ситуации, в которых старший воспитатель должен проявить свои коммуникативные способности для достижения цели: дискуссии с определением ролей, ролевые и деловые игры.
В рамках реализации программы необходимо показать и особенности организации образовательного пространства современного дошкольного учреждения. В первую очередь сделать акцент на организации работы методического кабинета: определить основные направления его работы, выделить эргономические параметры, которые должны быть присущи современному кабинету, предложить спроектировать различные варианты методических кабинетов, соответствующих современным требованиям и учитывающих специфику детского сада: его видологию, особенности программно-методического обеспечения, квалификационную характеристику кадров, наличие в штатном расписании педагогов дополнительного образования и специалистов.
Особое внимание важно уделить обсуждению вопросов самообразования старших воспитателей. Можно предложить старшим воспитателям подвести итоги своей работы на определенный период, выделить наиболее существенные трудности и проблемы в организации методической работы. В результате предложить каждому слушателю презентовать план самореализации или «карьерного роста» на конкретный срок, обсудить его в индивидуальном порядке с представителями методической службы, с целью проектирования маршрута развития профессиональной компетентности каждого участника образовательной программы.
При организации семинарских занятий важно обеспечить активность каждого участника, способствовать раскрытию и реализации его возможностей и интересов. Основой для достижения этой цели станет организация работы на мероприятиях в небольших группах, творческих лабораториях по интересам, методических объединениях и т.п.
Обратите внимание на ведущие принципыпостроения взаимодействия со старшими воспитателями в процессе реализации программы:
Принцип диалогичности, подразумевающий проигрывание различных форм диалогового взаимодействия, дифференцированные по содержанию, степени активности и самостоятельности;
Принцип вариативности, учитывающий индивидуальные особенности, потребности, интересы взаимодействующих;
Принцип творческой активности, представляющий возможность каждому реализоваться в личностном и профессиональном планах.
Важнейшим условием достижения поставленных целей является создание комфортной, эмоционально положительной микросреды. Для обеспечения такой атмосферы каждая встреча с участниками программы должна сопровождаться ситуациями эмоционального настроя или ситуациями включения участников в процесс взаимодействия в начале мероприятия и ситуациями выключения или рефлексии в конце встречи.
Ситуации рефлексии предполагают осмысление, обобщение полученной информации, анализ и оценку деятельности старших воспитателей и организаторов мероприятия, создание положительных установок на дальнейшую деятельность.
Литературные источники
1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. – СПб.: Образование, 1992. 44с.
2. Абсалямова А.Г. Управление дошкольным образованием: Программа специализации для студентов дошкольного отделения Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности: - 030900 – дошкольная педагогика и психология. Уфа, Вагант, 2005. – 36с.
3. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: Зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач.- СПб.: СпецЛит, 2000. – 223с.
4. Алферова Л.В. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа // Завуч, 1998. - № 3- с. 124 – 140.
5. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: Изд-во АСТ, 2000. – 393 с.
6. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2003. – 452с.
7. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно-диагностическая функция. М., 2004. 32с.
8. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М., 2000. 80с.
9. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991. С 45.
10. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве //Дошкольное воспитание. – 1997. - №2 с.25-31.
11. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной работы. М., 1998. 76с.
12. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М., 2004.56с.
13. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003. 75с.
14. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф. Дисс…руд.пед.наук. – М., 1998. – 19 с.
15. Бережнова Л.Н. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – с. 122-128.
16. Богданова Р.У. Введение в профессию: методист - специалист по образовательным технология. СПб., 2000. – 44с.
17. Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: Автореф. Дис. Д. пед. наук. — СПб., 2000. — 35с.
18. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующая детским садом. – М., 1985. – 87с.
19. В помощь заведующему детским садом / Под ред. Волковой А.А – М.: Учпедгиз, 1949. – 78 с.
20. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.
21. Васильева Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогического общения в системе повышения квалификации: Автореф.дисс…канд.пед.наук.-Петрозаводск, 1995.-21с.
22. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2003. -89с.
23. Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. М., 1990. – 80 с.
24. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования, 1995. № 2. – с. 17.
25. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – Вып. 6. – М.: Инноватор, 1996. – С.10-38.
26. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – М., 1995. – 123 с.
27. Гогоберидзе А.Г. Образование студента: Задачник по самодиагностике и самоинформированию. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 204с.
28. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М., 2004. – 75 с.
29. Демурова Е.Ю. Из дневника заведующей детским садом. – М.: Учпедгиз, 1958. – 143 с.
30. Демурова Е.Ю., Островская Л.Р. О руководстве детским садом. – М.: Просвещение, 1973. – 19 с.
31. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М., 1997.- 85 с.
32. Детский сад: книга для заведующей / Под ред. О.И. Соловьевой. – М.: Просвещение, 1961. – 324 с.
33. Долженко Ю. Краевой институт – муниципальным методическим службам // Народное образование. 1999.- №7-8.- с.47-55.
34. Дошкольное образование в России // сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов, - М., Издательство АСТ. – 1997.
35. Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2003. – 657 с.
36. Езопова С.А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Автореф. Дисс. руд.пед.наук. – С-Пб., 1999 – 16 с.
37. Езопова С.А., Полякова М.Н., Таратухина М.С. Лицензирование дошкольных образовательных учреждений разных видов: Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 54 с.
38. Жуковский И.В. Методическая служба и профессионализм учителя //Официальные документы в образовании, 1999. - № 19 с. 15 – 20.
39. Жуковский И.В. Формирование адаптивной системы управления методической службой образования в городе: Автореф. Дисс… руд. Пед. Наук. М., 1999. – 17 с.
40. Зверев С.М., Кондратьев Е.Б., Зверева Г.А. Игровые формы повышения квалификации кадров.- М.: Знание, 1989.-78с.
41. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., переработанное и дополненное М.: Новая школа, 1997. – 320 с.
42. Зорина А.И., Сергеева З.А. Детский сад (в помощь организаторам детских садов). – М.: Учпедгиз, 1956. – 32 с.
43. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства. Автореф. Дисс. Канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
44. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя М., 1999.- 64 с.
45. Институт дошкольного образования. – Петербург, 1920. – 18 с.
46. История дошкольной педагогики: Учебное пособие /под ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
47. Как организовать выставку по дошкольному воспитанию для населения. – М. – Л.: Государственное издательство, 1929. – 23 с.
48. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы /Под ред. Оверчук Т.И. М., 2002.
49. Кожокарь В.П. Взаимосвязь подготовки и повышения квалификации организаторов дошкольного образования Автореф. Дисс… руд.пед.наук. М., 1991. – 18 с.
50. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Шипицыной Л.М., Хилько А.А., Галлямовой Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлевой Н.Н.- СПб.: Речь, 2003.
51. Контроль функционирования и развития ДОУ/ Авт.-сост.: Корепанова М.В., Липчанская М.И. М., 2003.
52. Кочнева Л.Н., Буйлова С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей – М.,Владос,2001
53. Крылова Н. Деятельностный портрет методиста //Народное образование, 1999,- №7-8
54. Кутузова И.А. Дошкольная методическая служба Санкт-Петербурга. Исторические вехи и современные реалии // Дошкольное воспитание 2003, - №5 с. 12-17.
55. Кутузова И.А. Методические аспекты повышения качества образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга // Качество дошкольного образования: состояние, рудиров, перспективы. – М., 2002. – с. 193-200.
56. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – Новгород, 1998. – 90 с.
57. Лебедева С.С. Организационно-педагогические проблемы управления детским инновационным учреждением. – С-Пб., 1996. – 44 с.
58. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Оценка качества управления дошкольным образовательным учреждением на муниципальном уровне. СПб., 2003. 35 с.
59. Лебедева, Л.М. Маневцова Управление инновационными ДОУ в условиях социального партнерства. С-Пб.,Детство-Пресс, 2003
60. Маневцова Л.М., Лебедева С.С. Самоанализ деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ. СПб., 2003. 56 с.
61. Маневцова Л.М., Ноткина Н.А., Вдовина Е.С. Подготовка специалиста в области управления дошкольным образованием в условиях многоуровневой системы педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. – С-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. – с. 186 – 191
62. Методическая деятельность: словарь-справочник, /под научной редакцией канд. пед.наук Е.В.Титовой., Л., 1991
63. Методическая работа в школе: организация и управление /под ред. Бабанского Ю.К. М.1991.
64. Методическая работа: опыт научного исследования. М., 2002.
65. Н.С. Голицына Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении – М., 2004
66. Немова Н.В. Управление методической работой в школе //Сентябрь, 1999.
67. Никитин Э. Федеральная система повышения квалификации: проблемы и перспективы развития //Народное образование, 1999,- №7-8
68. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического ВУЗа: Монография / под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2001. – 309с.
69. Овечук Т.И. Основные направления совершенствования качества дошкольного образования в РФ// Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., 2002. – с. 9-15.
70. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 750 с.
71. Панфилова А.П. Игротехничский менеджмент: интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала/учебное пособие.- СПб., 2003.- 536с.
72. Паршукова И.Л. Методист ДОУ как организатор исследования и развития ребенка: Автореф. Дисс… руд. Пед.наук, - С-Пб., 1999. – 16 с.
73. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А.П. Тряпицыной. ― СПб.: Образование, 1995.
74. Пенькова Л.А. О критериях оценки эффективности методической работы в ДОУ//Диагностика и мониторинг в сфере образования. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции – М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 317-321.
75. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Доклады, протоколы, резолюции. – М., 1921.
76. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением: Спецкурс. – М.: АПО, 1994. – 76 с.
77. Поздняк Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Автореф. Дисс…руд.пед.наук. М., 1984. – 16 с.
78. Поздняк Л.В. Спецкурс: Основы управления дошкольным образовательным учреждением. М., 2000.
79. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2000.
80. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – с. 128- 131.
81. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей /под ред. М.М.Поташника. М., 1997.
82. Работа районного дошкольного методкабинета. – Наркомпрос РСФСР – Учпедгиз, 1935 – 64 с.
83. Районная методическая служба (опыт, поиск, находки) /под ред. Кричевского В.Ю. С-Пб., 1998. 57 с.
84. Руссия Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду: Автореф. Дисс… руд.пед.наук. – М., 1985 – 16 с.
85. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция: Монография. ― Волгоград: Перемена, 1994. ―150 с.
86. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. М., 2003.- 40 с.
87. Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004.
88. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом ВУЗе: н