И содержанию выпускной квалификационной работы
ВКР студента должна характеризоваться:
-четкой целевой направленностью;
-логической последовательностью материала;
-краткостью и точностью формулировок;
-конкретностью изложения результатов работы;
-доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;
-грамотным изложением и оформлением.
5.1. Выпускная квалификационная работа оформляется на основании ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
5.2. Выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
5.3. Титульный лист оформляется следующим образом (см. приложение):
- в верхней части посередине указывается ведомственная принадлежность и полное наименование ОУ в соответствии с лицензией;
- с левой стороны делается отметка о результатах защиты ВКР; справа – подпись председателя ГЭК. (в курсовой только отметка о результатах защиты).
- в центральной части листа указывается вид работы, тема; без слова «Тема»! 16 шрифт
- ниже, с правой стороны указываются фамилия, имя и отчество студента полностью в родительном падеже; номер учебной группы студента, выполнившего ВКР; специальность и её код по классификатору специальностей среднего профессионального образования; фамилия и инициалы руководителя курсовой работы; 14 шрифт
- в нижней части листа посередине указываются город и год написания работы.
5.4. В содержании последовательно излагаются названия пунктов ВКР. Их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику ВКР. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый. Нумерация производится арабскими цифрами.
5.5. Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, цель, задачи исследования, словарь основных понятий).
Во введении раскрываются:
- обоснование актуальности направления (значимость выделенной проблемы и обоснование ее состоянием медицины);
- сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе.
5.6. В основной части ВКР необходимо представить историю и теорию исследуемого вопроса, дать критический анализ литературы, показать позицию автора, изложить методику работы. Для написания обзора по теме исследования рекомендуется использовать не менее 10 источников.
5.7. Текст выпускной квалификационной работы должен демонстрировать:
- знание автора основной литературы по исследуемому вопросу;
- умение выделить проблему и определить методы её решения;
- умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- уровень исследовательских навыков (сбор и анализ собранного материала);
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения;
- творческий подход к работе
5.8. В ВКР должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Ключевые понятия для ВКР должны трактоваться однозначно.
Основная часть ВКР состоит из пунктов (параграфов), каждый из которых начинается с новой страницы.
В основной части обязательны ссылки на литературные источники при цитировании или передаче информации в косвенной форме. Номер источника указывается в квадратных скобках в соответствии со списком литературы, представленным в ВКР, например, [5].
5.9. Текст. По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 через полтора интервала. Цвет шрифта – черный. Размер шрифта (кегль) – не менее 12. Обычная практика – кегль 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно – Times New Roman.
Размеры полей: правое – 10-15 мм, верхнее 20 мм, нижнее – 20-25 мм, левое – 30 мм.
5.10. Рисунки. По ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью.
5.11. По ГОСТу можно ограничиться только номером (т.е. оставить, например, подпись: Рисунок 2).
Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Рисунок А.3).
5.11. Таблицы. По ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются.
5.12.Заключение содержит итоги работы, выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы.
Заключение должно быть кратким и обстоятельным; не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Заключение должно давать ответ на вопросы: зачем предпринято студентом данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор?
5.13. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов.
По ГОСТ 7.32-2001 список литературы должен называться «Список использованных источников». В список включаются все использованные автором ВКР литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.). В списке применяется общая нумерация литературных источников. При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты.
В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).
Наэлектронные ресурсы существует специальный стандарт – ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
5.14. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: Приложение с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: Приложение1, Приложение2 и т.д.
Содержание приложений определяется автором ВКР самостоятельно в зависимости от темы ВКР. В основной части работы делаются ссылки на соответствующее приложение: в круглых скобках пишется слово приложение и указывается его номер. Например: (приложение1).
5.15.Страницы нумеруются (на титульном листе номер страницы не ставится, хотя этот лист входит в общую нумерацию страниц), поэтому нумерация основного текста работы начинается с 2 страницы.
В процессе работы над темой выпускной квалификационной работы студент должен:
-всесторонне изучить определенную проблему, её теоретические и практические аспекты;
-проанализировать литературу по теме;
-собрать и обобщить в рамках темы сестринскую практику;
- выработать собственное суждение по соответствующей проблеме.
-по возможности сформулировать свои рекомендации по совершенствованию данной проблемы.
Вовведениидается:
-краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы;
-обосновывается актуальность проблемы исследования.
Основная часть выпускной квалификационной работы студента включает в себя несколько пунктов плана и может содержать:
- теоретическое обоснование и описание практической работы;
-обзор источников и литературы по исследуемой проблеме;
-ход рассуждений и доказательства основных положений;
-анализ существующей медицинской практики.
Основная часть состоит из двух глав, каждая из которых может делиться на параграфы. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.
Первая главаосновной части – теоретическая, содержит литературный обзор и посвящена раскрытию теоретических положений избранной теме ВКР. На основе изучения публикаций излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента.
Вторая главаосновной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. Результаты анализа служат базой для разработки и обоснования в ВКР конкретных рекомендаций по совершенствованию исследуемой проблемы.
Правомочность предлагаемых рекомендаций должна быть подкреплена убедительными фактами (цифры, примеры, таблицы и т.п.), доказывающими, что данная проблема, по мнению студента, может решаться именно так, а не иначе.
Параграфы посвящаются более узким вопросам темы и должны заканчиваться конкретными выводами и предложениями по проблеме. Структурное деление параграфов не допускается.
Объем заключения примерно равен объему введения и составляет для ВКР студентов 2- 4 страницы.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении автор исследования суммирует и последовательно излагает результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивает их практическую значимость в сфере медицинской практики его применения, а также предлагает основные направления для дальнейшего исследования в этой области знания.
Выводы и предложения могут формулироваться в виде кратких тезисов с нумерацией отдельных пунктов, они должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных результатов, свидетельствовать об умении выпускника концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости.
При выполнении ВКР необходимо составление глоссария (толкового словаря понятий, терминов). В глоссарий включаются основные профессиональные термины, факты, персоналии, важнейшие даты.
При подготовке глоссария могут быть использованы словари, энциклопедии, справочники, документы медицинского характера.
Глоссарий ВКР должен содержать 10 – 15 основных понятий и терминов, используемых в контексте исследуемой проблемы.
Список сокращений составляется при необходимости и включает в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в тексте работы сокращенных наименований организаций, документов, понятий, слов и т.д.
Например:
РФ - Российская Федерация;
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ВКР – выпускная квалификационная работа.
Список используемых источников является обязательным атрибутом ВКР и должен включать библиографические описания законодательных и нормативных материалов, монографий и других научных трудов, статьей из журналов и иных периодических изданий, используемых студентом при написании ВКР. В библиографическом списке выпускных квалификационных работ студентов следует привести не менее 10 наименований опубликованных источников.
Для лучшего понимания и иллюстрации основного текста выпускной квалификационной работы в нее, при необходимости включают приложения
(но не более 3 – 5), которые носят вспомогательный характер и не зачитываются в общий объем выпускной квалификационной работы.
Унифицированные требования к оформлению выпускных
Квалификационных работ
№ п\п | Объект | Параметр | Соответству- ет : + ; не соответствует - |
1. | Титульный лист | Указано наименование ОУ | |
Слева отметка о результатах защиты | |||
В центре листа : «Тема» соответствует заявленной | |||
Справа ФИО студента, группа, специальность ФИО руководителя | |||
Размер шрифта | |||
Цвет | черный | ||
Название шрифта | Times new Roman | ||
Междустрочный интервал | Полуторный | ||
Абзац | 1,5 см. | ||
Поля (мм) | Левое – 30, правое – 10-15, верхнее – 20, нижнее -20- 25 | ||
Общий объем без приложений | 40 –60стр. машинописного текста 15-30 (для курсовой) | ||
Объем введения | 2 – 4 стр. машинописного текста | ||
Объем основной части | 20 – 50 стр. машинописного текста 10-25 (для курсовой) | ||
Объем заключения | 2 – 4 стр. машинописного текста | ||
Нумерация страниц | сквозная, в нижней части листа, по середине. На титульном листе номер страницы не проставляется | ||
Последовательность приведения структурных частей работы | Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения | ||
Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца заглавными буквами. Точка в конце наименования не ставится. | ||
Структура основной части | 2 главы соразмерные по объему | ||
Наличие глоссария | 10 – 15 понятий | ||
Список сокращений | По необходимости | ||
Состав списка использованных источников | Не менее 10 библиографических описаний документальных и литературных источников | ||
Наличие приложений | Обязательно | ||
Оформление содержания | Содержание включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссарий, список использованных источников, список сокращений, приложений с указанием страниц начала каждой части |
6. Требования к оформлению работы
Важное требование, предъявляемое к выпускной квалификационной работе, её грамотное написание, тщательное редактирование и правильное оформление. Выпускная квалификационная работа, выполняется с элементами научного исследования, поэтому к ней предъявляются те же требования по оформлению, что и к любым научно- исследовательским работам
6.1. Клише безличных конструкций, которые можно использовать при написании реферата и теоретической части курсовой работы и ВКР
Когда приводится мнение авторов первоисточников (а не мнение студента) |
Автор выражает / полагает / считает … Автор данного пособия считает, что … Автор отмечает, что … Автор пишет, что … Автор подчеркивает … Автор предлагает … Автор статьи, (имя), справедливо указывает, что … |
Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой…
Большое разнообразие … делает данную книгу …
В данной статье можно найти …
В данном пособии рассматривается …
В заключение следует отметить, что …
Возвращаясь к вопросу о…
В подобной трактовке … выступает не просто как …
В этом случае …
Все это можно было бы использовать в …
Вышеизложенное позволяет говорить о …
Гипотеза заключается в том, что…
Данная книга / статья рассматривает …
Данная работа является …
Данная статья содержит …
Данное пособие предназначено для …
Данный материал является очень …
Дискуссионным можно считать мнение/ утверждение N о том, что…
Для автора даннойкниги очень важным является то, что …
Думается, что такой подход важен для …
Его можно рассматривать как …
Если рассматривать … в подобной трактовке …
Здесь говорится о том, что …
Известно, что …
Информация, содержащаяся в данной статье / книге / монографии, …
Как показал анализ приведенных выше примеров, далее логично остановиться на вопросе…
Как было сказано / отмечено выше, …
Книга может быть очень полезной …
Книга состоит из … глав …
Коммуникативный подход к обучению иностранному языку предполагает …
Можно согласиться с …, потому что, …
Мы получили, следовательно, …
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что …
Наиболее важным источником … является …
Не менее важным является …
Нельзя не согласиться с автором указанной статьи …
Несмотря на это, данный …
Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: …
Обобщая сказанное, подчеркнем, что сред факторов, определяющих актуальность и ценность рассматриваемого …
Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых …
Однако, прежде следует отметить …
Однако, эта концепция …
Одним из достоинств данной статьи / книги / монографии является то, что …
… описаны в данной статье с целью …
Особое внимание уделено …
Очевидно, также, что …
Очень подробное и последовательное описание …
Первый раздел данной книги посвящен …
Подобное использование … , без сомнения, повышает эффективность обучения …
Практическая направленность данной статьи …
Приведенное описание показывает / доказывает, что …
Прочитав … можно прийти к выводу, что …
… рассматривается как …
Рассмотрим, в каком соотношении находятся …
Следует подчеркнуть, что…
Следует отметить, что…
Следовательно …
Со всей определенностью можно утверждать, что …
Согласно …
Согласно концепции коммуникативного обучения, …
Структура книги отражает …
Таким образом, …
Тогда возникают следующие вопросы: …
Хотя данная книга …, здесь …
Хотелось бы по этому поводу высказать свои собственные суждения…
Целесообразным можно считать/ считается…
Что в данном случае понимается под …
Что касается …, то в данной статье / книге / монографии …