Технология проблемно – диалогического обучения.

§ Автор Е. Л. Мельникова.

§ Предлагается педагогам для проектирования урока изучения нового.

§ Варианты структур урока изучения нового:

Вариант № 1 Этапы урока Вариант № 2 Этапы урока
Самоопределение к деятельности. Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний. Актуализация знаний.
Постановка учебной проблемы. Проблемное изучение нового (при применении подводящего к знанию без проблемы диалога).
Поиск решения учебной проблемы.
Первичное закрепление. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Включение нового в систему знаний и повторение. Включение нового в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности. Рефлексия деятельности.

§ Подробная информация о данной технологии предлагается педагогам на сайте: http://pdo-mel.ru.

§ Следует обратить внимание. Этапы постановки учебной проблемы и поиска решения учебной проблемы проектируются с применением проблемные методов, а этап воспроизведения нового – с использованием продуктивных заданий (таблицу 2).

Таблица 2.

Название этапа урока Время начала этапа и продолжительность Задача этапа Применяемые проблемные методы
Самоопределение к деятельности   1-я минута урока 2-3 минуты Включение в учебную деятельность.  
Актуализация знаний 3-я минута урока 4-5 минут Мотивация к учебной деятельности.    
Постановка учебной проблемы 8-я минута урока 4-5 минут Учитель помогает школьникам сформулировать тему урока или вопрос для исследования. 1) Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Необходимо использовать алгоритм: - создание проблемной ситуации; - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; - побуждение к формулированию учебной проблемы. 2) Подводящий к теме диалог. 3) Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Поиск решения учебной проблемы 13-я минута урока 10 минут Учитель организует деятельность по «открытию» нового знания. 1) Побуждающий к гипотезам и проверке диалог. Необходимо использовать алгоритм: - побуждение к выдвижению гипотез; - побуждение к проверке гипотез. 2) Подводящий к знанию от проблемы диалог.
Первичное закрепление 23-я минута урока 4-5 минут Усвоение нового способа действий.  
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 28-я минута урока 4-5 минут Индивидуальная рефлексия достижения планируемого результата. Создание ситуации успеха.  
Включение нового в систему знаний. 33-я минута урока 4 минуты Включение нового в систему знаний.  
Повторение. 37-я минута урока 4-5 минут Повторение и закрепление ранее изученного.  
Рефлексия деятельности. 42-я минута урока 2-3 минуты Самооценка результатов деятельности. Соотнесение результатов деятельности и поставленной цели.  


Этап воспроизведения нового обязательно должен присутствовать на уроке. Не следует путать воспроизведение с первичным закреплением или с применением нового на практике. Данный этап не зафиксирован в таблице, так как в зависимости от выбранного типа продуктивных заданий может быть реализован в разных частях урока.

Типология продуктивных заданий

для организации этапа воспроизведения нового.

1) Выражение формулировкой.

Формулирование темы урока.

На проблемном уроке тема может быть озвучена не только до, но и после открытия знания. Формулирование темы учащимися после введения нового материала необходимо и оправдано лишь в двух случаях:

1. Учебная проблема появляется как вопрос.

2. Применение подводящего без проблемы диалога.

Формулирование вопросов.

Материал урока может быть выражен не только в утвердительной, но и в вопросительной форме. Для этого достаточно предложить ребятам задать вопросы по сегодняшней теме.

2) Создание опорного сигнала.

Опора – это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде. Разновидностей опорного сигнала много: символ, схема, таблица, опорные слова.

Задания на опорный сигнал лучше выполнять прямо в классе перед практической частью урока.

3) Создание художественного образа.

Конкретные формы – метафора, стихотворение, загадка. Художественные задания даются на дом и по желанию

Варианты организации данного этапа:

- воспроизведение нового может состояться в процессе поиска решения (создание опорного сигнала);

- воспроизведение нового может состояться до первичного закрепления (создание опорного сигнала);

- воспроизведение нового может состояться в конце урока (формулирование вопросов);

- воспроизведение нового может состояться для школьников дома и в начале следующего урока (создание художественного образа);

- воспроизведение нового может состояться после поиска решения, если этап постановки учебной проблемы завершился формулированием вопроса (формулирование темы урока).

В «Перспективной начальной школе» выделяются уроки следующих типов[6]:

— первичного предъявления новых знаний или УУД — «открытия» нового знания, нового вида учебного действия (личностного, регулятивного, коммуникативного, по­знавательного);

— формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями;

— применения, обобщения и систематизации предметных ЗУНов, УУД;

— повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;

— контрольный (применения предметных ЗУНов, сформированности УУД, умений решать практические задачи);

— коррекционный (индивидуальная работа над ошибками);

— комбинированный.

К другим формам проведения учебных занятий в системе «Перспективная началь­ная школа» относятся:

— урок в библиотеке, Интернет-клубе, компьютерном классе, предметном каби­нете школы (формирование умений детей работать с новыми источниками инфор­мации);

— учебные экскурсии в краеведческий, исторический, художественный музеи, по историческим местам города (формирование первоначальных навыков получения новой информации за пределами учебного заведения);

— учебный поход в лес, поле, парк, заповедник, на ферму и т.д. (нравственно-эти­ческая ориентация, формирование умений школьников работать с дополнительными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира);

— лабораторный практикум (формирование навыков получения новых знаний по­средством проведения опытов и экспериментов с использованием простейшего ла­бораторного оборудования);

— урок решения практических задач — изучение окружающего мира средствами математики;

— заседание школьного клуба (нравственно-этическая ориентация, формирова­ние умений делового общения).

На сайте издательства «Просвещение» (http://1-4.prosv.ru/) учителям начальных классов, реализующим образовательные модели «Школа России» (http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45832) и «Перспектива» (http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=32824), предлагаются для моделирования современного урока варианты технологических карт урока.

Структура технологической карты[7]:

· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

· планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

· межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

· этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС НОО;

· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· на практике реализовать межпредметные связи;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

· контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Технологические карты разработаны учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» под научным руководством специалистов Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

· значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

· появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

· школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов школьников, соответствующих требованиям ФГОС НОО[8].

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

· на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

· на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

· на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

· на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) результатам. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология[9] не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) результатов, но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Оформление сценария современного урока.

В шапке к сценарию уроку указываем:

- ФИО автора;

- реализуемую образовательную модель;
- предмет;

- автора (-ов) учебника;
- класс;
- тему урока;
- тип урока;

- тип вводимого знания (если урок «открытия» нового знания и др.).

Вместо цели урока и задач расписываем планируемые результаты:

личностные:

-

метапредметные:

регулятивные познавательные коммуникативные
- - - - - -

предметные

-

Если оформляем сценарий урока в таблицу, можно за основу взять следующую матрицу:

№ п/п Название этапа урока Описание деятельности учителя Описание деятельности обучающихся Формируемые УУД
личностные регулятивные познавательные коммуникативные
               
                   

Задачи лучше расписывать на конкретных этапах урока.

Наши рекомендации