Технология проблемно – диалогического обучения.
§ Автор Е. Л. Мельникова.
§ Предлагается педагогам для проектирования урока изучения нового.
§ Варианты структур урока изучения нового:
Вариант № 1 Этапы урока | Вариант № 2 Этапы урока |
Самоопределение к деятельности. | Самоопределение к деятельности. |
Актуализация знаний. | Актуализация знаний. |
Постановка учебной проблемы. | Проблемное изучение нового (при применении подводящего к знанию без проблемы диалога). |
Поиск решения учебной проблемы. | |
Первичное закрепление. | Первичное закрепление. |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. |
Включение нового в систему знаний и повторение. | Включение нового в систему знаний и повторение. |
Рефлексия деятельности. | Рефлексия деятельности. |
§ Подробная информация о данной технологии предлагается педагогам на сайте: http://pdo-mel.ru.
§ Следует обратить внимание. Этапы постановки учебной проблемы и поиска решения учебной проблемы проектируются с применением проблемные методов, а этап воспроизведения нового – с использованием продуктивных заданий (таблицу 2).
Таблица 2.
Название этапа урока | Время начала этапа и продолжительность | Задача этапа | Применяемые проблемные методы |
Самоопределение к деятельности | 1-я минута урока 2-3 минуты | Включение в учебную деятельность. | |
Актуализация знаний | 3-я минута урока 4-5 минут | Мотивация к учебной деятельности. | |
Постановка учебной проблемы | 8-я минута урока 4-5 минут | Учитель помогает школьникам сформулировать тему урока или вопрос для исследования. | 1) Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Необходимо использовать алгоритм: - создание проблемной ситуации; - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; - побуждение к формулированию учебной проблемы. 2) Подводящий к теме диалог. 3) Сообщение темы с мотивирующим приемом. |
Поиск решения учебной проблемы | 13-я минута урока 10 минут | Учитель организует деятельность по «открытию» нового знания. | 1) Побуждающий к гипотезам и проверке диалог. Необходимо использовать алгоритм: - побуждение к выдвижению гипотез; - побуждение к проверке гипотез. 2) Подводящий к знанию от проблемы диалог. |
Первичное закрепление | 23-я минута урока 4-5 минут | Усвоение нового способа действий. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | 28-я минута урока 4-5 минут | Индивидуальная рефлексия достижения планируемого результата. Создание ситуации успеха. | |
Включение нового в систему знаний. | 33-я минута урока 4 минуты | Включение нового в систему знаний. | |
Повторение. | 37-я минута урока 4-5 минут | Повторение и закрепление ранее изученного. | |
Рефлексия деятельности. | 42-я минута урока 2-3 минуты | Самооценка результатов деятельности. Соотнесение результатов деятельности и поставленной цели. |
Этап воспроизведения нового обязательно должен присутствовать на уроке. Не следует путать воспроизведение с первичным закреплением или с применением нового на практике. Данный этап не зафиксирован в таблице, так как в зависимости от выбранного типа продуктивных заданий может быть реализован в разных частях урока.
Типология продуктивных заданий
для организации этапа воспроизведения нового.
1) Выражение формулировкой.
Формулирование темы урока.
На проблемном уроке тема может быть озвучена не только до, но и после открытия знания. Формулирование темы учащимися после введения нового материала необходимо и оправдано лишь в двух случаях:
1. Учебная проблема появляется как вопрос.
2. Применение подводящего без проблемы диалога.
Формулирование вопросов.
Материал урока может быть выражен не только в утвердительной, но и в вопросительной форме. Для этого достаточно предложить ребятам задать вопросы по сегодняшней теме.
2) Создание опорного сигнала.
Опора – это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде. Разновидностей опорного сигнала много: символ, схема, таблица, опорные слова.
Задания на опорный сигнал лучше выполнять прямо в классе перед практической частью урока.
3) Создание художественного образа.
Конкретные формы – метафора, стихотворение, загадка. Художественные задания даются на дом и по желанию
Варианты организации данного этапа:
- воспроизведение нового может состояться в процессе поиска решения (создание опорного сигнала);
- воспроизведение нового может состояться до первичного закрепления (создание опорного сигнала);
- воспроизведение нового может состояться в конце урока (формулирование вопросов);
- воспроизведение нового может состояться для школьников дома и в начале следующего урока (создание художественного образа);
- воспроизведение нового может состояться после поиска решения, если этап постановки учебной проблемы завершился формулированием вопроса (формулирование темы урока).
В «Перспективной начальной школе» выделяются уроки следующих типов[6]:
— первичного предъявления новых знаний или УУД — «открытия» нового знания, нового вида учебного действия (личностного, регулятивного, коммуникативного, познавательного);
— формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями;
— применения, обобщения и систематизации предметных ЗУНов, УУД;
— повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;
— контрольный (применения предметных ЗУНов, сформированности УУД, умений решать практические задачи);
— коррекционный (индивидуальная работа над ошибками);
— комбинированный.
К другим формам проведения учебных занятий в системе «Перспективная начальная школа» относятся:
— урок в библиотеке, Интернет-клубе, компьютерном классе, предметном кабинете школы (формирование умений детей работать с новыми источниками информации);
— учебные экскурсии в краеведческий, исторический, художественный музеи, по историческим местам города (формирование первоначальных навыков получения новой информации за пределами учебного заведения);
— учебный поход в лес, поле, парк, заповедник, на ферму и т.д. (нравственно-этическая ориентация, формирование умений школьников работать с дополнительными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира);
— лабораторный практикум (формирование навыков получения новых знаний посредством проведения опытов и экспериментов с использованием простейшего лабораторного оборудования);
— урок решения практических задач — изучение окружающего мира средствами математики;
— заседание школьного клуба (нравственно-этическая ориентация, формирование умений делового общения).
На сайте издательства «Просвещение» (http://1-4.prosv.ru/) учителям начальных классов, реализующим образовательные модели «Школа России» (http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45832) и «Перспектива» (http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=32824), предлагаются для моделирования современного урока варианты технологических карт урока.
Структура технологической карты[7]:
· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
· планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
· межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
· этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты ФГОС НОО;
· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· на практике реализовать межпредметные связи;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
· контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Технологические карты разработаны учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» под научным руководством специалистов Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
· значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
· появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
· школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов школьников, соответствующих требованиям ФГОС НОО[8].
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
· на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
· на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
· на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
· на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) результатам. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология[9] не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) результатов, но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Оформление сценария современного урока.
В шапке к сценарию уроку указываем:
- ФИО автора;
- реализуемую образовательную модель;
- предмет;
- автора (-ов) учебника;
- класс;
- тему урока;
- тип урока;
- тип вводимого знания (если урок «открытия» нового знания и др.).
Вместо цели урока и задач расписываем планируемые результаты:
личностные:
-
метапредметные:
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
- - | - - | - - |
предметные
-
Если оформляем сценарий урока в таблицу, можно за основу взять следующую матрицу:
№ п/п | Название этапа урока | Описание деятельности учителя | Описание деятельности обучающихся | Формируемые УУД | |||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||||||
Задачи лучше расписывать на конкретных этапах урока.