Раздел: ОБМЕН И ФУНКЦИИ ЛИПИДОВ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО БИОХИМИИ
Часть II
Учебное пособие
Ярославль, 2013
УДК 612.015
ББК 28.9
Задания для самоподготовки и контроля знаний по биохимии. Часть II Учебное пособие (под редакцией профессора П.П.Потапова). Ярославль, 2013.- ____ с.
Авторы:
Потапов Павел Петрович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой биологической и общей химии ЯГМА,
Ершиков Сергей Михайлович, канд. мед наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,
Стельмах Анна Юрьевна, канд. биол. наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА
Телушкин Павел константинович,докт. биол. наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,
Шидловская Татьяна Евгеньевна, канд. биол. наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,
Ганин Юрий Анатольевич, канд. мед. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА,
Мазепина Лариса Сергеевна, канд. фарм. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА
Медведева Наталия Борисовна, канд. биол. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА,
Рецензенты:
Маслюков Петр Михайлович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии с биофизикой ЯГМА
Михайлов Вадим Петрович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой патологической физиологии ЯГМА
Аннотация: В учебном пособии представлены вопросы и задания в тестовой форме, используемые при текущем и рубежном контроле знаний студентов 2-го курса лечебного и педиатрического факультетов по темам, изучаемым в весеннем семестре по дисциплине «Биохимия». В конце пособия приведены эталоны ответов на задания в тестовой форме. Пособие может быть использовано при самостоятельной работе в процессе подготовки к занятиям и при самопроверке знаний.
Разрешено к печати Центральным координационно-методическим советом ЯГМА, протокол №_____ от « 21 » мая 2013 года
©ГБОУ ВПО ЯГМА, 2013
© П.П. Потапов, С.М. Ершиков, А.Ю. Стельмах, П.К. Телушкин, Т.Е. Шидловская, Ю.А. Ганин, Л.С. Мазепина, Н.Б. Медведева, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..
Структура пособия …………………………………….…………………………
Раздел «Обмен и функции липидов» …………………………………………..
Тема «Окисление высших жирных кислот и глицерола в тканях. Биосинтез жирных кислот»……………………………………………..……………….......
Тема «Биосинтез кетоновых тел, ТАГ, и фосфолипидов. Метаболизм холестерола»………………………………………………………………………
Итоговая контрольная «Обмен и функции липидов……………..…..……..
Раздел «Обмен аминокислот и других азотсодержащих соединений ….....
Тема «Общие пути обмена аминокислот» …….…………………………….…
Тема «Образование и обезвреживание аммиака….……………………………
Тема «Частные пути обмена аминокислот»……………………………………
Тема «Обмен хромопротеинов»……………………………………….………..
Тема «Обмен нуклеотидов»…………………………………………………….
Итоговое занятие «Обмен аминокислот и других азотсодержащих соединений…………………………………………………………………….....
Раздел «Регуляция обмена веществ. Гормоны»……………………………….
Тема «Общие принципы регуляции метаболизма. Передача гормонального сигнала в клетку. Иерархия регуляторных систем организма. Гормоны гипоталамуса и гипофизаю Половые гормоны»…….….………………...........
Тема «Биологическая роль адреналина, глюкагона, йодтиронинов, глюкокортикоидов, минералкортикоидов, гормонов, регулирующих обмен кальция и гормонов задней доли гипофиза»…………….……………………..
Итоговая контрольная «Регуляция обмена веществ. Гормоны»…………..
Раздел«Биохимия тканей. Биохимические исследования в клинике»..........
Тема Биохимия крови…………………………………......................................
Тема Биохимия печени…………………………………....................................
Тема Биохимия почек. Биохимия мочи………………………………….........
Итоговое занятие «Биохимия тканей. Биохимические исследования в клинике …………………………………………………………………………
Эталоны ответов на задания в тестовой форме……………………….
Литература……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель изучения дисциплины «БИОХИМИЯ» в медицинском вузе состоит в том, чтобы овладеть знаниями о молекулярных механизмахфизиологических функций организма человека, об их нарушениях при патологических состояниях, об основных закономерностях метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека к изменениям внешней и внутренней среды; а также в том, чтобы научиться понимать и обосновывать биохимические механизмы, лежащие в основе диагностики, предупреждения и лечения заболеваний,
Изучение биохимии направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
- способность и готовность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способность и готовность определять молекулярные механизмы, лежащие в основе проблем профессиональной деятельности, использовать для их решения биохимические знания при диагностике, лечении и предупреждении заболеваний, определять молекулярные механизмы, лежащие в основе развития патологических процессов (ПК -2);
- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК- 3);
- способность и готовность к интерпретации результатов биохимических анализов при постановке диагноза и лечении заболеваний на основании знаний о биохимических основах процессов жизнедеятельности как взрослого, так и детского организма (ПК-20).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Ø правила работы и техники безопасности в биохимических, лабораториях;
Ø молекулярные механизмы процессов, происходящих в организме и возможные причины их нарушений;
Ø строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения;
Ø механизмы передачи и реализации генетической информации при синтезе ДНК, РНК, белков;
Ø принципы и значение современных методов диагностики наследственных заболеваний;
Ø роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ и в передаче гормональных сигналов внутрь клеток;
Ø механизмы извлечения и использования энергии организмом;
Ø биологические функции витаминов и их производных;
Ø биологические функции гормонов, регулирующих обмен веществ;
Уметь:
Ø анализировать состояние организма человека, используя знания о биохимических процессах, лежащих в основе жизнедеятельности;
Ø прогнозировать возможности развития заболеваний, их течения, используя знания о биохимических механизмах их развития;
Ø прогнозировать влияние заболеваний на процессы обмена веществ;
Ø интерпретировать результаты биохимических анализов биологических жидкостей (крови, мочи);
Владеть:
Ø методами предупреждения заболеваний, с использованием знаний о молекулярных механизмах их развития;
Ø навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических методов обследования пациентов;
Ø теоретическими навыками, объясняющими молекулярные механизмы развития и лечения заболеваний и на этой основе применять передовые технологии обследования и лечения больного.
СТРУКТУРА ПОСОБИЯ
В сборнике представлены вопросы, используемые при текущем и рубежном контроле знаний студентов по темам, изучаемым в весеннем семестре по дисциплине «Биохимия». В конце сборника имеются эталоны ответов по тестовым заданиям закрытого типа. Фактически это учебное пособие содержит информацию о том, что должен усвоить студент при изучении биохимии в весеннем семестре.
Для заданий открытого типа, используемых при текущем контроле, указана «стоимость» правильного ответа в баллах. Все вопросы закрытого типа оцениваются в 1 балл. Обычно при текущем контроле используются билеты, содержащие 2 задания открытого типа и 2-3 задания закрытого типа. При рубежном контроле на итоговых занятиях используются билеты, содержащие 2-5 вопросов открытого типа и 15-30 вопросов закрытого типа (тестов). Вопросы в сборнике сформулированы так, как они сформулированы в контрольных работах. Однако последовательность ответов (правильных и неправильных) в заданиях закрытого типа (тестах) изменена.
Сборник может быть использован в процессе подготовки к занятиям и при самопроверке знаний.
Сборник соответствует рабочей программе на 2013-2014 учебный год. В последующие годы возможны незначительные изменения содержания контрольных заданий и последовательности изучения различных тем курса биохимии.
Вопросы открытого типа
1.(4) Напишите реакцию активации пальмитиновой кислоты и реакцию образования ацил-карнитина. Укажите локализацию процесса в клетке. Какова дальнейшая судьба ацил-карнитина?
2.(4) Напишите последовательность реакций b-окисления бутирил-КоА до ацетил_КоА. Назовите коферменты, локализацию процесса. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении бутирил-КоА до СО2 и Н2О.
3.(4) Напишите последовательность реакций b-окисления капронил-КоА до ацетил-КоА Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы капроновой кислоты (С5Н 11СООН) до СО2 и Н2О.
4. (4) Напишите реакции превращения глицерола в фосфодиоксиацетон (диоксиацетонфосфат). Укажите возможные пути использования этого метаболита в различных тканях.
5. (4) Напишите реакции, связанные с переносом ацетил-КоА из митохондрий в цитоплазму, укажите их внутриклеточную локализацию.
6. (4) Напишите реакцию образования малонил- SАПБ из ацетил-КоА, укажите ферменты, коферменты, внутриклеточную локализацию процесса и регуляторные молекулы.
7. (4) Напишите реакции образования ацетоацетил- SАПБ из ацетил-КоА и малонил-КоА, укажите внутриклеточную локализацию процесса. В каких тканях синтез высших жирных кислот осуществляется наиболее интенсивно?
8. (4) Напишите реакции образования бутирил-SАПБ из ацетоацетил-SАПБ, укажите внутриклеточную локализацию процесса. Какие реакции являются источником восстановленной формы НАДФ для синтеза высших жирных кислот?
9.(4). Представьте в виде схемы катаболизм бутирата (С3Н7СООН) до СО2 и Н2О. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль бутирата до СО2 и Н2О.
10.(4) Представьте в виде схемы связь между b-окислением высших жирных кислот, циклом Кребса и дыхательной цепью. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль пальмитата до СО2 и Н2О.
11. (4) Представьте в виде схемы включение глицерола в цикл Кребса. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль глицерола до СО2 и Н2О.
12. (4) Представьте в виде схемы механизм транспорта жирных кислот через мембрану митохондрий. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы стеариновой кислоты до СО2 и Н2О.
13. (4) Представьте в виде схемы процесс гидролиза триацилглицеролов в жировой ткани, укажите фермент. Назовите гормоны: 1. увеличивающие активность этого фермента, 2. уменьшающие его активность. Какова дальнейшая судьба образующихся метаболитов?
14. (4) Перечислите пути использования жирных кислот в различных тканях. Назовите гормоны, способствующие: 1) ускорению липолиза; 2) замедлению липолиза. Укажите регуляторный фермент этого процесса.
15. (4) Рассчитайте (и обоснуйте расчет): сколько молекул ацетил-КоА, АТФ и НАДФН необходимо для синтеза 1 молекулы пальмитиновой кислоты, укажите источники НАДФН. – возможно размножение: стеариновой, капроновой (С6) кислоты.
16. (4) Укажите особенности строения синтетазы высших жирных кислот. Какая жирная кислота является основным продуктом катализируемых реакций? Как изменяется активность фермента: 1. под действием инсулина; 2. при увеличении уровня ацил-КоА в цитоплазме.
17.(4) Укажите реакции – источники НАДФН для синтеза высших жирных кислот. Напишите одну из этих реакций, назовите фермент и его локализацию в клетке.
Выберите один правильный ответ:
1. Основной функцией свободных жирных кислот является:
А. транспортная
Б. структурная
В. защитная
Г. термоизоляционная
Д. энергетическая
2. В активации жирных кислот участвует:
А. восстановленная липоевая кислота
Б. HS-глутатион
В. митохондриях
Г. эндоплазматическом ретикулуме
Д. цитоплазме
5. В транспорте высших жирных кислот через мембрану в матрикс митохондрий участвует:
А. карнозин
Б. креатин
В. карнитин
Г. креатинин
Д. креатинфосфат
6. Количество молекул АТФ, образующихся при окислении одной молекулы насыщенной жирной кислоты, содержащей 12 атомов углерода, до СО2 и Н2О составляет:
А. 75
Б. 95.
В. 85.
Г. 115
Д. 105.
7. Количество молекул АТФ, образующихся при окислении одной молекулы насыщенной жирной кислоты, содержащей 14 атомов углерода, до СО2 и Н2О составляет:
А. 86
Б. 112
В. 104
Г. 126
Д. 92
8. Начальной стадией распада глицерола до до СО2 и Н2О является:
А. фосфорилирование
Б. окисление
В. восстановление
Г. ацетилирование
Д. сульфирование
9. ω-3 высшей жирной кислотой является:
А. линолевая
Б. олеиновая
В. арахидоновая
Г. линоленовая
Д. пальмитолеиновая
10. Мобилизация жира из депо – это:
А. гидролиз триацилглицеролов (ТАГ) в миокарде с последующим окислением высших жирных кислот (ВЖК) и глицерола
Б. ресинтез ТАГ в стенке кишечника из ВЖК и моноацилглицеролов
В. синтез ТАГ в печени из ВЖК и глицерола
Г. синтез ТАГ в скелетных мышцах из ВЖК и глицерола
Д. гидролиз ТАГ в жировой ткани с выходом ВЖК и глицерола в кровь
11. Высшие жирные кислоты транспортируются кровью в:
А. связанном с альбумином состоянии
Б. составе липопротеинов низкой плотности
В. составе липопротеинов очень низкой плотности
Г. глюкагона
Д. липотропного гормона
13. Ферменты, участвующие в синтезе высших жирных кислот, локализуются в клетке:
А. в матриксе митохондрий
Б. в цитоплазме
В. в лизосомах
Г. в микросомах
Д. в межмембранном пространстве митохондрий
14. В роли восстановителя в реакциях синтеза жирных кислот выступает:
А. НАДН
Б. ФАДН2
В. НАДФН
Г. ФМНН2
Д. восстановленный глутатион
15. Ингибитором ацетил-КоА-карбоксилазы, лимитирующей скорость синтеза высших жирных кислот, является:
А. пальмитоил-КоА
Б. ацетил-КоА
В. НАДФН
Г. цитрат
Д. АТФ
16. Ацетил-КоА, используемый для синтеза высших жирных кислот, образуется в цитоплазме клеток при участии фермента:
А. цитратсинтазы
Б. цитратлиазы
В. малик-энзима
Г. изоцитратдегидрогеназы
Д. тиолазы
17. Одним из этапов транспорта ацетил-КоА из митохондрий в цитоплазму является образование:
А. малата
Б. цитрата
В. α-кетоглутарата
Г. оксалоацетата
Д. сукцината
18. Простетическая группа ацилпереносящего белка, участвующего в синтезе высших жирных кислот, содержит:
А. липоевую кислоту
Б. пантотеновую кислоту
В. HS-глутатион
Г. биотин
Д. фолиевую кислоту
19. Активность ацил-КоА –карбоксилазы повышается под действием гормона:
А. адреналина
Б. гормона роста
В. глюкагона
Г. инсулина
Д. липотропного гормона
20. Активность пальмитоил-КоА-синтетазы (синтетазы высших жирных кислот) повышается под действием гормона:
А. липотропного гормона
Б. гормона роста
В. адреналина
Г. глюкагона
Д. инсулина
21. Коферментом ацетил-КоА – карбоксилазы является:
А. НАДФН
Б. тиаминдифосват
В. биотин
Г. тетрагидрофолиевая кислота
Д. НАДН
22. Кофермент ацетил-КоА-карбоксилазы является производным витамина:
А. РР
Б. В2
В. В1
Г. Н
Д. В9
23. Вновь синтезированные в печени высшие жирные кислоты в дальнейшем:
А. поступают в кровь
Б. окисляются до СО2 и Н2О
В. используются в синтезе глюкозы
В. норадреналина
Г. альдостерона
Д. адреналина
30. Активность триацилглицерол-липазы жировой ткани увеличивается:
А. после приема пищи
Б. при голодании
В. при совершении физической работы
Г. в состоянии стресса
Д. в перерывах между приемами пищи
31. Интенсивность липолиза в жировой ткани увеличивается:
А. в состоянии стресса
Б. при голодании
В. при совершении физической работы
Г. в перерывах между приемами пищи
Д. после приема пищи
32. Процесс мобилизации жира тканевых депо (жировой ткани) ускоряется:
А. при переохлаждении
Б. при совершении физической работы
В. после приема пищи, богатой жирами
А. РР
Б. В6
В. пантотеновой кислоты
Г. фолиевой кислоты
Д. В2
36. Ацетил-КоА используется в тканях для синтеза:
А. пирувата
Б. линоленовой кислоты
В. пальмитиновой кислоты
Г. пальмитоолеиновой кислоты
Д. глицерола
37. Незаменимыми жирными кислотами являются:
А. олеиновая
Б. линолевая
В. линоленовая
Г. арахидоновая
Д. пальмитиновая
38. Источниками НАДФН для синтеза жирных кислот являются реакции:
А. лактатдегидрогеназная
Б. цитоплазматическая НАДФ-малатдегидрогеназная
В. цитрат
Г. малат
Д. НАД
40. Реакции синтеза высших жирных кислот наиболее интенсивно осуществляются в:
А. скелетных мышцах
Б. жировой ткани
Вопросы открытого типа
1. (4) Напишите реакции образования b-гидрокси-b-метилглутарил-КоА. Укажите внутриклеточную локализацию реакций и пути использования этого продукта в различных тканях.
2. (4) Напишите реакции синтеза ацетоацетата из ацетил-КоА.. Где синтезируются и какую функцию в организме выполняют кетоновые тела?
3. (4) Напишите реакции, приводящие к включению ацетоацетата в цикл Кребса, назовите ферменты. Перечислите ткани, способные утилизировать кетоновые тела.
4. (4) Напишите реакции синтеза фосфатидной кислоты, укажите внутриклеточную локализацию реакций и возможные пути использования фосфатидной кислоты.
5. (4) Напишите реакции образования фосфоглицерола из разных предшественников, назовите ферменты, укажите тканевую специфичность процессов.
6. (4) Напишите реакции синтеза фосфолипида из диацилглицерола и этаноламина. Укажите возможные пути использования полученного соединения.
7. (4) Напишите реакции синтеза фосфолипида из диацилглицерола и холина. Укажите возможные пути использования полученного соединения.
8. (4) Напишите реакции образования трипальмитоил-глицерола из фосфатидной кислоты и пальмитата, укажите тканевую локализацию процесса. В каких тканях и при каких условиях синтез триацилглицеролов осуществляется наиболее интенсивно?
9. (4) Напишите реакцию восстановления β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА. Назовите фермент и особенности регуляции его активности. Назовите образующийся продукт, укажите путь его дальнейшего использования.
10. (4) Напишите реакции образования изопентенилпирофосфата из β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА. Сколько молекул изопентенилпирофосфата необходимо для синтеза 1 молекулы холестерола?
11. (4) Напишите формулу соединения, являющегося источником метильной группы в синтезе фосфатидилхолина из фосфатидилэтаноламина. Объясните значение терминов: “жировая инфильтрация печени”(стеатоз); “липотропный эффект”; “липотропные факторы”. Перечислите липотропные факторы.
12. (4) Представьте в виде схемы включение b-гидроксибутирата в цикл трикарбоновых кислот. Рассчитайте (и объясните расчет) количество АТФ, образующихся в клетке при окислении этого соединения до СО2 и Н2О.
13. (4) Напишите формулы кетоновых тел, укажите исходный субстрат и место их синтеза. Укажите концентрацию кетоновых тел в крови у здорового человека. Приведите примеры состояний, сопровождающихся усилением кетогенеза.
14. (4) Представьте в виде схемы включение ацетоацетата в цикл трикарбоновых кислот. Рассчитайте (и объясните расчет) количество АТФ, образующихся в клетке при окислении этого соединения до СО2 и Н2О.
15. (4) Представьте в виде схемы синтез холестерола. Укажите внутриклеточную локализацию процесса. Рассчитайте (и объясните расчет) сколько молекул ацетил-КоА необходимо для синтеза одной молекулы холестерола.
16. (4) Как пополняется и как используется фонд холестерола в организме человека? Охарактеризуйте пути выведения холестерола из организма.
Выберите один правильный ответ:
1. Синтез кетоновых тел происходит в:
А. скелетных мышцах
Б. сердечной мышце
В. печени
Г. мозге
Д. почках
2. Количество молекул АТФ, образующееся при окислении одной молекулы ацетоацетата до СО2 и Н2О составляет:
А. 46.
Б. 24.
В. 34.
Г. 44.
Д. 14.
3. Общим предшественником для синтеза фосфатидилхолина и сфингомиелина является:
А. ацетилхолин
Б. ЦДФ-холин
В. фосфатидная кислота
Г.глицерол-3-фосфат
Д. фосфатидилэтаноламин
4. Общим метаболитом при образовании триацилглицеролов и фосфолипидов является:
А. сфингозин
Б. фосфатидная кислота
В. лизофосфатид
Г. фосфохолин
Д. ЦДФ-этаноламин
5. Общим промежуточным продуктом при образовании триацилглицеролов и фосфолипидов является:
А. церамид
Б. фосфохолин
В. лизофосфатидат
Г. ЦДФ-холин
Д. диацилглицеролфосфат
6. Донором метильной группы при образовании фосфатидилхолина из фосфатидилэтаноламина является:
А. карнитин
Б. холин-фосфат
В. витамин В12
Г. S-аденозинметионин
Д. фолиевая кислота
7. Основной функцией фосфолипидов в организме является:
А. энергетическая
Б. участие в клеточных контактах
В. защитная
Г. участие в построении клеточных мембран и липопротеинов крови
Д. связывание токсинов
8. Липотропные факторы способствуют:
А. синтезу фосфолипидов в печени
Б. синтезу триацилглицеролов в печени
В. мобилизации жира жировых депо
Г. перевариванию липидов
Д. жировой инфильтрации печени
9. При восстановлении β-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА образуется:
А. глутаминовая кислота
Б. ацетоацетил-КоА
В. мевалоновая кислота
Г. β–гидроксимасляная кислота
Д. арахидоновая кислота
10. Регуляторным ферментом, лимитирующим синтез холестерола, является:
А. ацетоацетил-КоА-синтаза
Б. тиолаза
В. ацетил-КоА–карбоксилаза
Г. b-гидрокси-b-метилглутарил-КоА-редуктаза
Д. b-гидрокси-b-метил-КоА-синтаза
11. Регуляция синтеза холестерола из ацетил-КоА осуществляется на уровне:
А. образования ацетоацетил-КоА из ацетил-КоА
Б. образования β-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА из ацетил-КоА
В. циклизации сквалена с образованием ланостерина
Г. образования сквалена при участии скваленсинтазы
Д. образования мевалоновой кислоты из b-гидрокси-β-метил-глутарил-КоА
12. Одним из конечных продуктов катаболизма холестерола у человека является:
А. ланостерин
Б. сквален
В. скваленоксид
Г.холевая кислота
Д. ацетоацетат
13. Для восстановления 1 молекулы β–гидрокси-β-метилглутарил-КоА в мевалоновую кислоту затрачивается:
А. 1 молекула НАДН2
Б. 1 молекула НАДНФ2
В. 2 молекулы НАДН2
Г. 2 молекулы ФАДН2
Д. 2 молекулы НАДФН2
14. Нормальное значение холато-холестеринового коэффициента составляет:
А. 15
Б. 10.
В. 5
Г. 20.
Д. 25
15. Физиологической норме соответствует уровень холестерола в плазме крови равный:
А. 3.9-6.5 ммоль/л
Б. 3.3-5.5 ммоль/л
В. 2.0-4.2 ммоль/л
Г. 5.5-7.5 ммоль/л
Д. 6.3-8.5 ммоль/л
16. Ежесуточные потери желчных кислот с калом составляют:
А. 0.1-0.2 г
Б. 1.5-2.0 г
В. 0.5-1.0 г
Г. 2.0-3.0 г
Д. 4.0-5.0 г
17. Основным путем выведения холестерола из организма человека является:
А выделение с мочой в виде метаболитов стероидных гормонов
Б. выделение с секретом сальных желез
В. выделение с секретом потовых желез
Г. образование желчных кислот и выделение их калом
Д. экскреция холестерина с желчью и дальнейшее выведение с калом
Выберите все правильные ответы:
18. Кетоновыми телами являются:
А. ацетоацетил-КоА
Б. β-гидроксибутирил-КоА
В. β-гидроксибутират
Г. мевалоновая кислота
Д. ацетоацетат
19. Усиление процессов кетогенеза характерно при:
А. тяжёлой физической работе
Б. голодании
В. сахарном диабете
Г. избытке жиров в рационе
Д. избытке углеводов в рационе
20. Промежуточными метаболитами при синтезе кетоновых тел из ацетил-КоА являются:
А. глутаровая кислота
Б. мевалоновая кислота
В. сукцинил-КоА
Г. β–гидрокси-β-метилглутарил-КоА
Д. ацетоацетил-КоА
21. Какие из утверждений верно характеризуют кетоновые тела:
А. синтезируются из малонил-КоА
Б. образуются в митохондриях печени
В. синтезируются из ацетил-КоА
Г. накапливаются в организме при избыточном поступлении углеводов с пищей
Д. используются как источник энергии в скелетных и сердечной мышцах
22. b-гидрокси-b-метил-глутарил-КоА является промежуточным метаболитом в процессе:
А. синтеза фосфолипидов
Б. синтеза высших жирных кислот
В. окисления кетоновых тел
Г. синтеза кетоновых тел
Д. синтеза холестерина
23. К фосфолипидам относятся:
А. фосфохолин
Б. ганглиозиды
В. глицерофосфатиды
Г. фосфоинозитолы
Д. сфингомиелины
24. К липотропным факторам относятся:
А. насыщенные жирные кислоты
Б. метионин
В. фолиевая кислота
Г. триацилглицеролы
Д. холин
25. К липотропным факторам относятся:
А. В1
Б. холин
В. В12
Г. метионин
Д. В9
26. В синтезе фосфолипидов участвуют:
А. сукцинил-КоА
Б. КоА-производные жирных кислот
В. малонил-КоА
Г. фосфатидная кислота
Д. ЦДФ-холин
27. Фосфатидная кислота (диглицеролфосфат) является промежуточным метаболитом биосинтеза:
А. холестерола
Б. желчных кислот
В. триацилглицеролов
Г. кетоновых тел
Д. фосфолипидов
28. В состав фосфолипидов входят спирты:
А. этаноламин
Б. глицерол
В. сфингозин
Г. инозитол
Д. этанол
29. Фосфатидилхолины и фосфатидилэтаноламины синтезуруются в:
А. печени
Б. сердце
В. коре надпочечников
Г. корковом веществе почек
Д. эритроцитах
30. Общими промежуточными продуктами в синтезе глицерофосфолипидов и триацилглицеролов являются:
А. сфингозин
Б. диацилглицерол
В. холин
Г. фосфатидная кислота
Д. серин
31. b-гидрокси-b-метил-глутарил-КоА является промежуточным метаболитом в процессе:
А. b-окисления жирных кислот
Б. синтеза кетоновых тел
В. окисления кетоновых тел
Г. синтеза высших жирных кислот
Д. синтеза холестерола
32. Промежуточными продуктами в синтезе холестерола являются:
А. малонил-КоА
Б. мевалоновая китслота
В. сукцинил-КоА
Г. β–гидрокси-β-метилглутарил-КоА.
Д. ацетоацетил-КоА
33. Промежуточными продуктами в процессе синтеза холестерина являются:
А. ланостерол
Б. ацетоацетил-КоА
В. мевалоновая кислота
Г. сквален
Д. ЦДФ-холин
34. Холестерин синтезируется в:
А. печени
Б. коже
В. надпочечниках
Г. эритроцитах
Д. жировой ткани
35. Для синтеза одной молекулы холестерина необходимо:
А. 18 молекул АТФ
Б. 18 молекул ацетил-КоА
В. 20 молекул ацетил-КоА
Г. 14 молекул ацетил-КоА
Д. 20 молекул АТФ
36. Холестерол в организме человека:
А. окисляется до СО2 и Н2О
Б. используется для синтеза желчных кислот
В. используется для синтеза стероидных гормонов
Г. входит в состав клеточных мембран
Д. используется для синтеза жирных кислот
37. Холестерол в организме человека:
А. используется для синтеза кетоновых тел
Б. используется для синтеза витамина Д3
В. используется для синтеза стероидных гормонов
Г. окисляется до СО2 и Н2О
Д. входит в состав клеточных мембран
Итоговое занятие “ОБМЕН И ФУНКЦИИ ЛИПИДОВ”
Структура билета
№№ заданий | Тип задания | Оценка выполнения |
1-4 | Ответы на задания открытого типа | до 7 или до 5 баллов за каждое задание |
5-12 | Выбор одного правильного ответа из 5 предложенных | 1 балл за каждый правильный ответ |
13-18 | Выбор всех правильных ответов | 1 балл за полный правильный ответ |
19-20 | Установление соответствия | 1 балл за полный правильный ответ |
Вопросы открытого типа
1. (7) Представьте в виде схемы процесс мобилизации жира из депо, транспорт и использование жирных кислот в тканях. Назовите факторы и условия, способствующие активации этого процесса. Рассчитайте количество молекул АТФ, накапливающихся в клетке при окислении 1 молекулы стеариновой кислоты до СО2 и Н2О. Ответ обоснуйте.
2.(5) Напишите реакцию активации пальмитиновой кислоты и реакцию образования ацил-карнитина. Укажите локализацию процесса в клетке. Какова дальнейшая судьба ацил-карнитина?
3. (5) Представьте в виде схемы механизм транспорта жирных кислот через мембрану митохондрий. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы стеариновой кислоты до СО2 и Н2О.
4.(5) Напишите последовательность реакций b-окисления капронил-КоА до ацетил_КоА. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество молекул АТФ, образующихся при окислении 1 молекулы капроновой кислоты (С5Н 11СООН) до СО2 и Н2О.
5.(5) Представьте в виде схемы катаболизм бутирата (С3Н7СООН) до СО2 и Н2О. Рассчитайте (и обоснуйте расчет) количество моль АТФ, образующихся при окислении 1 моль бутирата до СО2 и Н2О.
6. (5) Напишите реакцию образования малонил- SАПБ из ацетил-КоА, укажите ферменты, коферменты, внутриклеточную локализацию процесса и регуляторные молекулы.
7. (5) Напишите реакции образования бутирил- SАПБ из ацетоацетил- SАПБ, укажите внутриклеточную локализацию процесса. Какие реакции являются источником восстановленной формы НАДФ для синтеза высших жирных кислот?
8. (5) Укажите реакции – источники НАДФН для синтеза высших жирных кислот. Напишите одну из этих реакций, назовите фермент и его локализацию в клетке.
9. (5) Рассчитайте (и обоснуйте расчет): сколько молекул ацетил-КоА, АТФ и НАДФН необходимо для синтеза 1 молекулы пальмитиновой кислоты, укажите источники НАДФН.
10. (5) Напишите формулы кетоновых тел, укажите исходный субстрат и место их синтеза. Укажите концентрацию кетоновых тел в крови у здорового человека. Приведите примеры состояний, сопровождающихся усилением кетогенеза.
11. (5) Напишите реакции синтеза ацетоацетата из ацетил-КоА.. Где синтезируются и какую функцию в организме выполняют кетоновые тела?
12. (5) Представьте в виде схемы включение ацетоацетата в цикл трикарбоновых кислот. Рассчитайте (и объясните расчет) количество АТФ, образующихся в клетке при окислении этого соединения до СО2 и Н2О.
13. (7) Напишите последовательность реакций образования и утилизации (до ацетил-КоА) кетоновых тел. Где происходят эти процессы? Какова роль кетоновых тел? Когда и почему увеличивается концентрация кетоновых тел в крови? Сколько АТФ образуется при окислении 1 молекулы ацетоацетат до СО2 и Н2О.
14. (7) Напишите формулу ТАГ, содержащего три разные высшие жирные кислоты. Перечислите ненасыщенные жирные кислоты, входящие в состав липидов. Какие жирные кислоты являются незаменимыми? Перечислите функции липидов в организме.
15. (7) Напишите последовательность реакций синтеза ТАГ из глицерола и жирных кислот. Укажите локализацию процесса в клетке и тканях и факторы, способствующие липогенезу.
16. (7) Какие продукты распада глюкозы могут быть использованы для синтеза ТАГ? В каких реакциях они образуются? Представьте в виде схемы включение этих соединений в синтез ТАГ. Перечислите факторы, влияющие на скорость липосинтеза.
17. (7) Представьте в виде схемы перенос ацил-КоА из цитоплазмы в митохондрии, укажите локализацию реакций. Представьте в виде схемы перенос ацетил-КоА из митохондрий в цитоплазму, укажите локализацию реакций. Перечислите факторы, способствующие накоплению ТАГ в печени.
18. (7) Напишите формулу фосфоглицеролипида и укажите ее гидрофильную и гидрофобные части. Назовите надмолекулярные структуры, в образовании которых они участвуют, укажите биологическую роль этих структур.
19. (7) Напишите последовательность реакций синтеза фосфолипидов. Укажите локализацию процесса в клетке и тканях и вещества, лимитирующие их образование. Объясните липотропный эффект фосфолипидов.
20. (5) Напишите реакции синтеза фосфолипида из диацилглицерола и холина. Укажите возможные пути использования полученного соединения.
21. (7) Напишите последовательность реакций синтеза холестерола, включая образование мевалоновой кислоты. Назовите ключевой регуляторный фермент и основные промежуточные продукты заключительного этапа биосинтеза. В каких тканях образуется холестерол?
22. (5) Напишите реакцию восстановления β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА. Назовите фермент и особенности регуляции его активности. Назовите образующийся продукт, укажите путь его дальнейшего использования.
23. (5) Представьте в виде схемы син