Работа социально-психологической службы

В работе на 2016- 2017 учебный год были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: повышать эффективность психологического сопровождения учащихся школы путем усиления профилактических и коррекционных мер работы с участниками образовательного процесса, опираясь на особенности и требования ФГОС нового поколения.

Задачи:

1. Продолжать психологическое сопровождение обучающихся, содействуя их личностной и социально-психологической адаптации, учитывая особенности ФГОС начального и основного образования.

2. Содействовать повышению психолого-педагогической культуры участников образовательного процесса.

3. Повышать эффективность профилактической работы с учащимся «группы риска», особенно учащимся с ОВЗ и учащимся, обучающимся по программам специальных коррекционных школ 7-8-го вида на дому, по преодолению отклонений в развитии, воспитании и социализации данной категории лиц.

4. Содействовать и оказывать психологическую поддержку учащимся, их родителям и педагогам, переходящим на работу по ФГОС ООО.

Поставленные цели и задачи, реализовывались по основным и вспомогательным направлениям работы школьного педагога – психолога: психологическое просвещение и профилактика, психодиагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, а так же сопутствующим направлениям: аналитическая, организационная, научно-методическая работа, профориентация, социально-диспетчерская деятельность. Количественный анализ деятельности за 2016 – 2017 учебный год, отражен в статистической справке (см. Приложение 1), а качественный анализ работы за год и ее результативность приведен ниже.

В рамках просветительского и профилактического направлениявелась работа по организации и проведению лекций, семинаров, комиссий, ПМПк, классных часов, родительских собраний с целью просвещения и профилактики возможного неблагополучия в эмоционально-личностном развитии детей; работа с детьми и семьями «группы риска» и «трудными школьниками» по предупреждению дезадаптации, девиаций поведения; по профилактике вредных привычек школьников.

· За прошедший учебный год по данному направлению было проведено 16 ПМПк, из которых 6 плановых и 10 внеплановых,на которых разбирались учащиеся с проблемами в обучении и воспитании, дети-инвалиды. Итогом этой работы стало составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся. Также было проведено заседания комиссии по работе с «трудными» учащимися, на них рассмотрено обучающихся, всем оказана адресная психологическая и социальная помощь.

· в течение года велась систематическая работа по социально-психологическому сопровождению и коррекции учащихся, находящихся на ВШУ.

· За учебный год регулярно оформлялся уголок психолога по 5 сменным тематикам:

Готовность к обучению в школе» (для родителей)

2. «Жизнь прекрасна!» (профилактика суицидального поведения, популяризация здорового образа жизни)

СПИД#ВИЧ#СТОП»

Апреля - всемирный день распространения информации об аутизме»

Единый телефон доверия»

· В течение года активно велась работа с детьми со статусом «ребенок с ОВЗ» (18 детей), в том числе обучающихся по программам вспомогательной школы 7-8 видов на дому (11 детей). Помимо диагностических обследований, индивидуальных консультаций, семинаров, с января текущего года в деятельность школ введено требование разработки и реализации психолого-педагогической части индивидуального плана реабилитации и абилитации детей-инвалидов. В настоящее время на базе нашей школы проходят обучение и абилитацию/реабилитацию 14 детей соответствующей категории. В отношении их все требования систематически выполняются.

В рамках этой тематики в январе были проведены два практикоориентированных семинара (для родителей и педагогов) по темам: «Как мотивировать ребенка с ОВЗ к выполнению домашнего задания» и «Семья как развивающая среда для ребенка с ОВЗ». Отмечен высокий уровень подготовки и практической значимости мероприятий.

В целях толерантного отношения школьников к людям с ОВЗ в декабре было организовано и проведено внутришкольное мероприятие для 5-6 классов «Урок Доброты»с использованием материалов, рекомендованных министерством образования РФ. Мы расширили рамки предложенного, организовав предновогоднюю акцию «Письмо другу», в которой предлагалось написать письмо индивидуальное или коллективное одному из детей с ОВЗ. Акция имела широкий отклик и абсолютное число одобрительных оценок.

Кроме того, уже второй год подряд в канун Нового года выпускниками организовывается «Встреча друзей», на которую приглашаются дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, и их родители для личного неформального общения, сопровождаемого развлекательной программой, в стенах школы.

Работа по данному направлению оказалась эффективной, все учащиеся благополучно завершили учебный год.

В рамках повышения квалификация (научно-методическое направление) были пройдены кусы на базе БИПКРО по приобретению практического навыка в составлении индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ, актуальность которой определяется введением новых федеральных стандартов для данной категории детей. Собран богатый теоретический и практический материал, успешно выполнен и защищен индивидуальный проект.

· В течение учебного года велась работа с одаренными (способными) учащимися, был проведен мониторинг по данной проблеме, определены группы учащихся по видам способностей.

Всего выявлено 291способный учащийся, из них способности проявлены в художественном творчестве – 76человек, в спорте -71, отличники учебы – 70, победители и призеры олимпиад разного уровня – 44 человека, победители и призеры интеллектуальных конкурсов – 16, научно-практических конференций – 14; 60 человек из названных проявляют способности сразу в нескольких направлениях. Всем учащимся с повышенными способностями оказывается адресное психолого-педагогическое сопровождение в течение года.

· . 66учащихся 9-11 классов (возрастом 15 лет и старше) приняли участие в областном социально-психологическом тестировании обучающихся на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Результаты по школе следующие: высокой и средней степени риска потребления ПАВ не было выявлено среди учащихся школы, низкая степень риска – 79% опрошенных, отсутствие риска - 21% опрошенных, что улучшает результаты прошлого года (1% со средним риском) и является благоприятным показателем для нашего образовательного учреждения.

· В этом учебном году была продолжена просветительская и профилактическая работа с учащимися школы по антисуицидальному поведению. Ситуация была усугублена просочившейся в социальные сети подростковой игры «Синий кит». В результате оперативной слаженной деятельности полиции, администрации школы, СПС службы, классных руководителей, родителей в короткие сроки удалось предотвратить волну детского и подросткового суицида. В рамкам этой работы проводилось анкетирование, классные часы, родительские собрания, велась индивидуальная консультативная и профилактическая работа.

· В текущем году заложена традиция проведения общешкольного «Дня позитива» в форме акции по профилактике суицида среди школьников и пропаганде здорового и позитивного образа жизни. Целевая группа – учащиеся 5-10-х классов, группа организаторов – 11 кл.

Цель:способствовать формированию позитивного мышления (отношения к жизни) у всех участников образовательного процесса и пропагандировать здоровый образ жизни в условиях сплоченности школьного коллектива и вовлеченности каждого в общую деятельность.

· В этом учебном году в школе работала «Школа будущего первоклассника», в рамках которой проводились занятия по психологической подготовке будущих первоклассников к школьному обучению, было проведено 7 тематических занятий с 2-мя группами детей (всего в психологических занятиях принимали участие 58 детей). Кроме занятий была организована индивидуальная диагностика готовности к школе.

Диагностику готовности к школе у школьного психолога прошли 57 будущих первоклассников по лицензированной методике Л.А. Ясюковой. Данная методика позволяет не только установить актуальный уровень высших психических функций, но и проанализировать их структуру, спрогнозировать их дальнейшее развитие и выработать эффективные индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов по их формированию.

Согласно данной комплексной методике, среднего уровня развития высших психических функций достаточно для начала обучения в школе по общеобразовательной программе, но при условии обязательного контроля со стороны родителей. Хороший уровень – у детей, способных учиться самостоятельно по расширенным программам.Высокий уровень – редко встречается и является свидетельством незаурядности ребенка. Если хотя бы половина показателей находится на этом уровне, а остальные на хорошем, то ребенку необходимы индивидуальные усиленные нагрузки. Обучение без напряжения будет снижать темпы развития ребенка и падению успеваемости.

Детей с высоким уровнем не выявлено, но с хорошим – 2 чел. (3,5%), средним – 84%, слабым – 6 чел. (10,5%).

Слабый уровень – недостаточное развитие психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Если большинство рассматриваемых показателей не превышает данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Поступление ребенка в школу рекомендовано отложить на год и активно работать с ребенком.

Каждый случай дополнительно рассмотрен, учтены аргументы всех участников образовательного процесса, разработаны индивидуальные рекомендации по организации образовательного процесса и вынесено решение допустить к обучению всех детей с обязательной повторной диагностикой в начале учебного года.

По результатам диагностики установлен максимальный и минимальный балл у поступающих в 2017 году в школу (из 100 возможных баллов): 70и 33 соответственно.

Мотивационная готовность: учебная - 29%, отметка – 27%, смешанная – 21%, социальная – 10%, позиционная – 10%, игровая – 3%.Это достаточно благоприятная ситуация на момент поступления в школу.

Наименее сформированными являются функции интуитивного понятийного мышления (личный опыт ребенка, определяет возможность самостоятельно разбираться в материале и самообучаться) – 42% имеют слабый уровень и только 9% - хороший; абстрактное мышление (способность оперировать отвлеченными от конкретных значений показателями) – 32% имеют слабый уровень, 16% - хороший; зрительно-моторная координация (умение ориентироваться на плоскости листа, самостоятельно выполнять графические операции) – 30% - слабый, 25% - хороший и высокий; речевое развитие (владение произвольной связной речью) – 25% - слабый, 13%- хороший и высокий уровни.

Наилучшим образом сформированы параметры «общие представления» - 61% на хорошем и высоком уровне, «элементарные математические представления»– 59% соответственно.

На среднем уровне преимущественно у будущих первоклассников развито логическое мышление (визуальное и понятийное) – 68-72%, речевое и образное мышление – по 77%.

Из видов памяти сравнительно лучше развита речевая память – 54% средний, 32% хороший и высокий уровни, что имеет выгодную позицию при классической классно-урочной форме обучения.

Все дети в той или иной степени обладают навыком чтения. На момент начала обучения все дети достигнут возраста 6,5 лет и только 2-ум чел. не исполнится 7 лет.

В целом, наиболее зрелыми являются дети, систематически посещающие дошкольные образовательные заведения. Домашняя подготовка не является системной и достаточной.

Таким образом, совокупность всех выявленных показателей является благоприятной и достаточной для начала обучения в общеобразовательной школе.

По результатам диагностического обследования каждого ребенка была проведена консультация с их родителями (или законными представителями), на которых были предоставлены подробные рекомендации по организации обучения будущего школьника в опоре на имеющиеся сильные и слабые стороны нейропсихического и физиологического развития.

Профиль каждого класса отражен в сводных таблицах и предоставлен учителям с расшифровкой и рекомендациями. С учителями классов проведена консультация.

В обобщенном плане материал обработан и предоставлен в данном анализе.

· По диагностическому направлению велась индивидуальная и групповая работа по выявлению особенностей психического развития школьников, социальной и семейной ситуации развития в форме диагностических групповых срезов или по индивидуальным запросам клиентов. Данные, полученные в результате диагностики, помещены в индивидуальных картах учащихся или в сводных таблицах по классам и параллелям. В папках приведены диаграммы и гистограммы, сводные таблицы данных и сделан анализ диагностики, в котором даны рекомендации по использованию и применению полученных данных родителями, классными руководителями и специалистами СПС школы.

В течение года проведено 126 диагностических работ: 43 групповых, 83 индивидуальных (57 – с будущими первоклассниками).

Результаты диагностики использовались для разработки тематики классных часов, групповых и индивидуальных консультаций учителей, родителей и учащихся, а также для составления плана индивидуальной корреционно-развивающей работы с учащимися. Диагностическое направление отражает следующие результаты работы:

§ Процесс адаптации пятиклассников прошел благополучно, с выраженной динамикой.

Высоким уровнем адаптированности в начале года отмечены 8% учащихся, к концу первого полугодия – 29%; средним – 25% и 62%; низким – 25% и 10% соответственно, дезадаптированных в начале года 10%, к концу первого полугодия – не выявлено.

Ведущей причиной низкой адаптированности явилась неудовлетворенность взаимоотношениями в классе. Силами психолога и классных руководителей осуществлена работа по сплочению классного коллектива и повешен процент успешно прошедших период адаптации.

§ Уровень адаптированности первоклассников находится в пределах нормы: высокий уровень – 39%, средний – 52%, низкий – 7%, дезадаптированных – 2% (1 ребенок). Т.о., полностью адаптированных на момент диагностики выявлено 91%, что значительно больше прошлогоднего результата.

С детьми «группы риска» проведена дополнительная диагностика и коррекционная работа.

§ Социометрическая диагностика проводится по классам ежегодно и выявляет уровень благополучия взаимоотношений в классах, сплоченности коллектива, микрогрупповой состав каждого класса и социальный статус каждого учащегося в классе. Важной особенностью социометрического исследования является то, что по школе низкий процент пренебрегаемых детей. С детьми «группы риска» по социометрическому статусу велась индивидуальная работа, по преодолению проблем негативного статуса. Здесь эффективными оказались индивидуальные консультации и беседы, работа с родителями и классными руководителями.

Выявлено«Пренебрегаемых»:

В 4-х кл. – 5 чел. (10%)

В 5-х кл. – 6 чел. (11%)

В 6 кл. – 1 чел. (3%)

В 7-х кл. – 5 чел. (10%)

В 8 кл. – 4 чел. (17%)

В 9-х кл. – 5 чел. (11%)

§ С учащимися 4-х классов была проведена комплексная диагностика познавательных процессов (методика Л.А. Ясюковой), которая позволяет определить актуальный интеллектуальный уровень каждого, переходящего в среднее звено, выявить сферу наибольших способностей, а также описать профиль класса по этим направлениям.

Наиболее сформированными (высокий и хороший уровни) являются показатели «Общая осведомленность» (50 и 55%) и «Понятийное логическое мышление» (46 и 50%). Следовательно, учащиеся обладают необходимой информацией для того, чтобы представлять то, о чем идет речь на уроках в средней школе, имеют достаточно высокий кругозор, культурный уровень, аналитические способности. Подавляющее большинство способно понять смысл правил и перенести их в новую ситуацию.

Наименее сформированы (слабый уровень) – «Понятийная категоризация» (64 и 65%) и «Абстрактное мышление» (39 и 50%). Данные показатели свидетельствуют об отсутствии укрупнения единицы мышления (отдельные объекты, а не классы) и об оперировании конкретными образами, а не отвлеченными отношениями. Детям с такими показателями будет сложно овладеть математикой, предметами естественно-научного цикла, несколькими иностранными языками. Этим же предметам следует уделить особое внимание в целях развития данных параметров при достаточном уровне развития всех остальных показателей.

Остальные показатели развиты преимущественно на среднем уровне (25-65%)

Общий охват – 48 чел. (86%) из числа обучающихся в 4-х классах.

Из специальных способностей наиболее проявлены на сегодняшний момент гуманитарные(наибольшее количество с высоким и хорошим уровнем, наименьшее количество со слабым), наименее проявлены математическиеи лингвистические способности (здесь больше всего обучающихся со слабым уровнем, меньше всего с хорошим, совсем нет с высоким). Естественно-научные и технические – на среднем уровне.

§ Проведена диагностика по выявлению профессиональных предпочтений и интересов, на основе, которой были разработаны индивидуальные рекомендации учащимся по выбору профиля в соответствии с их склонностями и интересами. Интересы преобладают в сферах:

Среди 5-х классов – физкультура и спорт, природа и естествознание, художественная деятельность;

среди 6-7-х кл. – медицина, спорт, химия, биология и физика, а также сценическое искусство;

среди 8-х. – медицина, физкультура и спорт;

среди 9-х – биология, сценическое искусство, физкультура и спорт, медицина;

Наши рекомендации