Основы модульного обучения».

Тема 3.1.Принципы организации модульного обучения. Классификация учебных действий

Лекция ( 1 час)

Принципы организации модульного обучения: модульность, когнитивная визуализация, индивидуальный темп, самостоятельность, самоконтроль, самомотивация, самоуправление, паритетность, инструментальность, рейтинговый контроль, вариативность, нормирование, обратная связь, опора на ошибки, проблемность, системность. Классификация учебных действий в модульном обучении. Базовый алгоритм модульного обучения (восприятие учебной информации, обработка учебной информации, тренировка, контроль). Сравнительный анализ технологии модульного обучения и традиционной классно-урочной фронтальной технологией обучения. Роли участников образовательного процесса в модульном обучении.

Тема 3.2.Цикл управления самостоятельными учебными действиями в модульном обучении

Лекция (1 час)

Полный учебный цикл: самоанализ начального уровня компетентности, определение потребностей в образовательных услугах, постановка личных учебных целей, подготовка индивидуального образовательного маршрута, восприятие учебной информации, обработка учебной информации, тренировка, непрерывный мониторинг самостоятельных учебных действий, контроль учебных достижений, анализ данных мониторинга и контроля, коррекция учебной деятельности. Техника эффективного чтения.

Тема 3.3.Информационно-методическое и программное обеспечение технологии модульного обучения

Лекция (2 часа)

Структура обучающего модуля: информационный блок, исполнительский блок, контролирующий блок, система управления. Классификация цифровых образовательных ресурсов и программных педагогических средств. УМК на печатной основе. Структурные единицы электронных образовательных ресурсов для модульного обучения: учебный элемент, модульная единица, обучающий модуль, модульная программа. Базовая структура интерактивного образовательного гиперпространства: модуль управления, построенный на основе системы когнитивных логических схем понятий и учебных элементов, алгоритмы учебных действий, совмещенные с рейтинговыми таблицами, интерактивный глоссарий, варианты моделей «интерактивное меню», интерактивные информационные когнитивные карты знаний, интерактивные тестовые инструментальные среды для создания адаптивных тренировочных и контрольных тестовых заданий открытого и закрытого типа,

Тема 3.4.Опорные карты знаний по информатике (структурированные конспекты) как эффективное средство для формирования у учащихся системности знаний

Лекция (2 часа)

Принципы когнитивной визуализации. Основная задача когнитивной графики. Приемы графического кодирования и преобразования текстовой информации: пространственная (структурная) запись смысла текста, применение для целей визуализации текста документа чертежей, рисунков, принципиальных и блок-схем, средств деловой графики, временных диаграмм, циклограмм, замена фраз текста различными символами, запись логических цепочек, раскрывающих причинно-следственные связи в объектах или системах, применение цвета для выделения ядра учебной информации и для целей наглядной демонстрации динамических процессов, блочное (модульное) представление информации на карте знаний. Алгоритм графического кодирования текстовой информации: структурирование, синтез, визуализация, когнитивная графика, компьютерное оформление в среде Power Point. Демонстрация пакета опорных карт знаний (структурированных конспектов) для курса информатики 7 – 11 кл. (более 300 слайдов). Приемы проектирования интерактивных карт знаний с помощью программы Power Point. Приемы создания карт ссылок на поле фотографии или растрового графического изображения

Практика (6 часов)

§ Графическое кодирование учебного текста по информатике – подготовка эскиза когнитивной карты знаний

§ Компьютерное оформление когнитивной карты знаний средствами векторной графики в среде Power Point

§ Подготовка кратких аннотаций для всех учебных элементов, представленных на когнитивной карте знаний

§ Проектирование интерактивной карты знаний с помощью программы Power Point (построение модели учебного гиперпространства)

Тема 3.5.Учебный мозговой штурм на уроках информатики

Лекция (2 часа)

История создания метода мозгового штурма. Методика мозгового штурма. Понятие противоречия. Особенности этапа генерирования идей. Этап анализа и выработки решений. Классический вариант организации мозгового штурма. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма. Использование методики мозгового штурма при работе с детьми. Рекомендации по организации мозгового штурма. Типовые ошибки при освоении учебного мозгового штурма. Общие способы стимулирования творческой активности. Целесообразность использования УМШ на уроках информатики. Где брать задачи для УМШ? Отличия УМШ от обычных учебных занятий в группе. Использование УМШ для наработки критических идей. Функции учителя во время учебного мозгового штурма. Типы мышления у людей. О творческих учебных задачах (изобретательская задача, исследовательская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием). Требования к условию открытой учебной задачи.

Тема 3.6.Мониторинг и системный анализ учебного процесса в модульном обучении

Лекция (2 часа)

Понятие мониторинга и самомониторинга учебного процесса. Лестница компетентности. Алгоритм самоуправления учебными действиями. Классификатор самостоятельных учебных действий. Методика системного анализа структуры учебных действий и учебных достижений. Системный анализ учебной деятельности на уровне группы. Инструментальные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса, встраиваемые в обучающий модуль. Печатные средства мониторинга и системного анализа: КЛА – контрольный лист-анкета, МТК – маршрутная карта, ТК – операционная карта, КЛ – контрольный лист, МСА – матрица системного анализа. Интерактивные средства мониторинга и системного анализа учебного процесса: АУД – алгоритм учебных действий, МСАу – индивидуальная матрица системного анализа, МСАгр – групповая матрица системного анализа. Рефлексивный анализ учебного процесса. Бланк «Цикл успеха». Бланк анкеты рефлексивного анализа результатов учебного курса.

Практика (4 часа)

Проектирование учетных форм и рейтинговых таблиц для реализации функций мониторинга и системного анализа учебного процесса в модульном обучении на основе использования программы MS Excel.

4. «Алгоритмы проектирования УМК и образовательного интерактивного гиперпространства для модульного обучения. Метод проектов».

Тема 4.1.Возможности авторской инструментальной среды педагогического назначения «Конструктор Учебных Кейсов» для создания интерактивных учебных ресурсов для модульного обучения

Лекция (2 часа)

Тезисы для учебного занятия:

• Инструментальная среда не привязана к определенной предметной области и обеспечивает возможность проектирования системных интерактивных учебных материалов по любому школьному предмету.

• В инструментальной среде предусмотрено несколько десятков шаблонов, фреймов, бланков, интерактивных учебных моделей и учетных форм, наполняя которые учебной информацией, можно быстро создавать цифровые образовательные ресурсы

• В инструментальную среду встроены интерактивные формы для мониторинга и системного анализа учебного процесса

• При проектировании учебных ресурсов с помощью инструментальной среды обеспечивается системный подход к организации учебного процесса с элементами модульного обучения

• В инструментальной среде предусмотрены три способа управления учебными ресурсами:

1. Универсальный визуальный интерфейс – интерактивный структурированный конспект (PowerPoint)

2. Системная матрица учебных действий и ресурсов (в формате Excel или PowerPoint)

3. Алгоритмы учебных действий с функциями мониторинга (пошаговые инструкции - Excel)

• В инструментальной среде предусмотрено использование всех видов учебных ресурсов, обеспечивающих полный учебный цикл и формирование у учащихся системы знаний и умений в режиме самообучения и самоуправления учебными действиями

• Инструментальная среда обеспечивает возможность организации коллективного совместного творчества преподавателей и учащихся старших классов (студентов ВУЗов). Это реализация метода проектов в образовании.

• Инструментальная среда имеет открытую гибкую модульную структуру и обеспечивает возможность изменения интерфейсов, модификации всех компонентов системы, расширения функций, проектирования различных вариантов образовательных маршрутов и пр.

• Инструментальная среда обеспечивает возможность подключения к проекту любых профессиональных образовательных ресурсов из различных образовательных коллекций, если эти учебные материалы представлены в виде файлов.

• Инструментальная среда представляет собой файловую структуру модуля, обеспеченную внешними гиперссылками. В составе модуля предусмотрена возможность размещения до 33 модульных единиц

• Модульная единица – это фрагмент учебной информации в составе модуля, представленный когнитивной опорной схемой. Графическое кодирование учебного материала – это необходимый этап в цикле проектирования интерактивных системных ресурсов.

• В инструментальной среде реализованы принципы системности и модульности, которые обеспечивают возможность создания полноценного интерактивного учебно-методического продукта, совместимого с современной концепцией самообучения и саморазвития

• Использование информационного продукта, подготовленного с помощью инструментальной среды радикально меняет роли участников учебного процесса. Учитель перестает быть источником информации, а берет на себя функции руководителя, консультанта, методиста, организатора учебных действий. Учащиеся (студенты, слушатели курсов) от пассивного восприятия учебной информации переходят к активным учебным действиям на основе самоуправления, самообучения, саморазвития в процессе этой деятельности

Тема 4.2.Критерии оценки качества учебных материалов и обучающих программ.

Лекция (2 часа)

Требования к учебным проектам. Методика системного анализа качества учебного проекта с помощью рейтинговой таблицы. Принципы организации учебного проекта: системности, структурирования, квантования и модульности, вариативности, обратной связи, нормирования, интерактивности, инструментальности. Сенсорные каналы в составе учебного проекта: вербальная информация, графическая информация, объекты мультимедиа.

Организация учебной среды: гиперссылки, всплывающие подсказки, встроенная контекстная помощь. Размещение информации на экране компьютера: принцип пропорции и порядок, акцентирование, принципы равновесия и единства, использование цвета. Состав и структура учебного проекта: информационный блок, блок усвоения понятий, блок формирования умений, блок контроля, блок управления, пояснительная записка в формате Word, презентация учебного проекта в формате Power Point.

Тема 4.3.Подготовка технического задания. Структурирование и графическое кодирование учебной информации

Лекция (1 час)

Техническое задание – это подготовка пакета исходных ресурсов перед началом проектирования компонентов обучающего модуля. Это наиболее сложная и ответственная часть проектных работ, требующая высокой квалификации разработчика. На стадии подготовки технического задания необходимо выполнить следующие действия по отношению к исходной учебной информации:

• Поиск учебной информации по теме проекта. Подготовка каталога информационных ресурсов (БК) по результатам поиска

• Выделение из информационных массивов понятий, терминов, ключевых слов. Подготовка терминологического словаря (СЛ)

• Выделение из информационных массивов необходимых процедурных знаний – алгоритмов выполнения практических действий

• Структурирование понятий и учебных элементов. Оформление графа понятий (ДП)

• Структурирование умений. Оформление графа умений (ДУ)

• Структурирование учебных материалов. Оформление графа, отражающего структуру обучающего модуля (ДМ)

• Подготовка структурированного учебно-методического пособия (МП) по теме обучающего модуля на основе ДМ

• Графическое кодирование учебной информации МП. Подготовка иерархической структуры информационных когнитивных карт (СК).

Практика (4 часа)

Выбор темы для выпускной квалификационной работы. Поиск исходной информации. Подготовка технического задания по алгоритму.

Тема 4.4.Алгоритм проектирования модульной единицы

Лекция (1 час)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ЗНАНИЙ (когнитивного графического кода)

Наши рекомендации