Какова адекватная мотивация учения как деятельности?
8. Каковы особенности познавательных процессов у первоклассников?
9. Обозначьте основные направления развития личности младшего школьника.
Материалы для контроля конечного уровня усвоения:
Задача 1
Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.
Прокомментируйте особенности мотивационной сферы и поведения дошкольников.
Задача 2
Дети младшего школьного возраста воспринимают оценку качества выполнения задания как оценку своих стараний. Так, дети часто говорят, что учатся хорошо, несмотря на наличие плохих оценок. Если преподаватель, комментируя плохую оценку, не распространяет впечатление от выполненной работы на свойства характера, дети не расстраиваются.
Прокомментируйте особенности отношения детей младшего школьного возраста к учебе.
Задача 3
При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.
Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? Почему? Что включает в себя понятие «готовность к школе»? Какие виды готовности Вам известны? Какой вид внимания преобладает у детей при поступлении в школу? Охарактеризуйте память ребенка при поступлении в школу. Укажите особенности мышления ребенка при поступлении в школу.
КПЗ 6.ДЕТСТВО: ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Материалы для контроля исходного уровня усвоения:
Устный опрос
1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития и ведущую деятельность в подростковом возрасте.
2. Каковы психологические симптомы кризиса и признаки благоприятного и неблагоприятного протекания возраста у подростков?
3. Охарактеризуйте особенности протекания полового созревания в подростковом возрасте.
4. Назовите новообразования возраста.
5. Какие виды взрослости характерны для подросткового возраста?
6. Охарактеризуйте ведущую деятельность подросткового периода.
7. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?
8. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?
9. Перечислите процессы определяющие становление самосознания подростка.
Материалы для контроля конечного уровня усвоения:
Задача 1
Николай, 13 лет, учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность. При воспроизведении стихотворения забывает слова, при перемножении неверно ставит запятую. В играх на компьютере внимательно следит за всеми перемещениями и изменениями, быстро реагирует.
Каковы причины неудач подростка? Обоснуйте свой ответ.
Какие изменения в познавательной сфере происходят в подростковом возрасте?
Охарактеризуйте ведущую деятельность и новообразование подросткового возраста.
Почему подростковый возраст называют «нормальной патологией»?
Какие изменения в структуре личности происходят в подростковом возрасте?
Задача 2
Елена вполне благополучная девочка: начитанная, общительная, ответственная, воспитанная – так о ней отзываются окружающие. Единственное, что ее беспокоит, так это отсутствие настоящего друга. Лучше, чтобы это был мальчик. Он мог бы защищать, и вообще, в глазах других девчонок она сразу бы приобрела авторитет. Очень хочется быть не такой, как другие. Размышляя о будущем, Лена решила обязательно прославиться. Вопрос в том, как. Может, стать балериной, известной во всем мире? Или построить политическую карьеру. Вот только балетом заниматься уже как бы поздновато, а поступить в МГИМО вряд ли получится.
Основываясь на структурных компонентах «Я», определите к какой группе (старших или младших подростков) можно отнести героиню данной задачи. Обоснуйте свой ответ. Охарактеризуйте психологические закономерности младшего подросткового возраста.
Охарактеризуйте динамику самооценки на протяжении подросткового периода.
Как правильно следует организовать общение взрослых с подростками?
КПЗ 7.ДЕТСТВО: ЮНОСТЬ
Материалы для контроля исходного уровня усвоения:
Устный опрос
1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития и ведущую деятельность в юношеском возрасте.
2. Каковы психологические симптомы кризиса и признаки благоприятного и неблагоприятного протекания возраста у юношей?
3. Назовите новообразования возраста.
4. Какие изменения претерпевает система ценностных взглядов, какими причинами они обусловлены?
5. В чем отличие процессов становления самосознания в подростковом возрасте и юности?
6. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?
Материалы для контроля конечного уровня усвоения:
Задача 1
Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.
Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? Укажите динамику самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие – с характером?
Задача 2
Олег Н., 16 лет, рассказал, что в последнее время он много думает о любви, о девушках, что ему хочется с ними встречаться, говорить с ними, просто быть вместе, быть их другом, и тогда он чувствует себя хорошо. Но бывает так, что хорошие переживания вытесняются другими мыслями и желаниями, от которых становится скверно на душе. Такая перемена чувств и настроения повторяется часто. «Что со мной происходит?»
Что происходит с юношей? Обоснуйте свой ответ.
Задача 3
Юра К., 16 лет отказывается общаться с родителями, не разговаривает с ними. Обвиняет их в том, что они говорят одно, а думают и делают совсем другое.
Какие возрастные особенности определили подобную реакцию юноши?
РАЗДЕЛ 3
ЗРЕЛОСТЬ. СТАРОСТЬ
КПЗ 8.ЗРЕЛОСТЬ. СТАРОСТЬ
Материалы для контроля исходного уровня усвоения:
Устный опрос
1. Перечислите и кратко охарактеризуйте периоды зрелости.
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте периоды старости.
3. Назовите ведущий тип деятельности в зрелости и старости.
4. Охарактеризуйте новообразования зрелости.
5. Охарактеризуйте новообразования старости.
6. Назовите факторы и проявления физического старения и упадка психической активности.
7. Какие изменения происходят в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-мотивационной сферах в периоде старости,
8. Охарактеризуйте типологию представителей периода старости.
Материалы для контроля конечного уровня усвоения:
Тест
Закончите предложение:
1. Ведущим видом деятельности в зрелом возрасте является…
2. В зрелом возрасте выделяют три периода: …
3. Период рефлексии, подведение первых итогов, переоценка ценностей, стремление к переменам – это характеристики периода …
4. Стабилизация основных психологических структур, ценностных ориентаций происходит в периоде …