Недостаток произношения звонких согласных
Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фонемы различного способа и места образования, твердые и мягкие, является воспроизведение их в виде соответственных парных глухих («самок», «шук» вместо замок, жук; «пулка», «терево», «куси» вместо булка, дерево, гуси). Этот недостаток является нередко спутником тугоухости. Поскольку при нем одни фонемы заменяются другими, рассматриваемый недостаток произношения относится к числу фонологических. Он часто тяжело отражается на усвоении письма.
Исправление недостатка следует начинать с фрикативных фонем з и ж как более легких для усвоения. В качестве же исходной следует избрать фонему в, которая обычно произносится правильно, звонко.
Логопед произносит протяжно фонему ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на фонему в (ф___ в———). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании фонем, но и на то, что в момент произнесения второй из них можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию. Наличие вибрации может быть зафиксировано виброскопом в виде вспышки лампочки.
В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.
Затем таким же образом произносится фонема с, которая при включении голоса преобразуется в фонему з
(С————3————).
Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой фонемы ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения фонемы ш (ш ___ж___ ).
За первичной постановкой фонем з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими фонемами (з—с, ж—ш).
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д и г.
Начинать следует с фонемы б, которая должна быть дана в качестве образца в ряде слогов ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос звучит непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани, щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить фонему б с некоторым раздуванием щек, побуждая к такой артикуляции и ребенка. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте. В качестве пособия для контроля над вибрацией голосовых связок можно рекомендовать виброскоп.
Если указанный прием не приведет к цели, то следует воспользоваться другим, связанным с постепенным подходом к требуемой артикуляции. Ребенка побуждают дуть сквозь пассивно сближенные губы. Щеки и губы при этом раздуваются. Для контроля используется зеркало, ко рту подносится полоска бумаги или рука ребенка. В следующий момент к дутью прибавляется голос, в результате чего должен получиться гудящий звук, нечто вроде в, которое, однако, артикулируется не как обычно, а двумя сближенными губами. Достигнув этого, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком, после чего быстрым движением пальца вверх и вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Если ребенок, выполняя требование, продолжает непрерывно тянуть двугубное в, то в результате механического смыкания и размыкания его губ должно получиться многократное произнесение фонемы б (бббб...). Постепенно движения пальца замедляются, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между э и ы (бэбэбэ... или быбыбы,...). После того как достигнуто правильное звучание б при замедленном темпе, можно попробовать получить у ребенка произнесение подобного же ряда слогов самостоятельно, без механической помощи логопеда. Если это удастся, то можно перейти уже и к произнесению отдельного слога ба, следя, чтобы фонема б воспроизводилась в нем отчетливо, с некоторой выдержкой звучания голоса в момент смычки и, при необходимости, с некоторым раздуванием щек. Далее следует закрепление полученной фонемы в слогах, словах и фразах.
Усвоение фонемы б служит базой для постановки д. Прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку у гортани, произнести такие пары слогов: фа—ва, са—за, ша—жа, па—ба. та—да. Если таким путем не удастся вызвать фонему д, то надо попробовать достичь этого путем произнесения слога да вслед за рядом предшествующих слогов с фонемой б (бабабада, бабабада), пользуясь при этом контролем над вибрацией гортани. Нередко в таких случаях фонема д получается как бы по инерции.
В тех случаях, когда и этот прием не позволяет добиться успеха, следует воспользоваться обходным путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-ба-ба... . Затем то же упражнение проделывается при плоско просунутом между губами языке. Должно получиться межгубное д, по звучанию нечто среднее между д и б. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады). Затем можно перейти к межзубному д. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним зубам, и получится межзубное д, которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
При очень редких верхних зубах межзубное д может не получиться из-за утечки воздуха в щели между резцами верхней челюсти. В таких случаях от межзубного д следует переходить прямо к зазубному.
Наличие фонемы д служит предпосылкой постановки третьей звонкой взрывной фонемы—г, которая нередко получается по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па—ба, та—да, ка—га.
Можно попытаться получить фонему г, произнося ряд слогов (бадага, бадага или дадага, дадага).
Все упражнения проделываются с контролем над вибрацией гортани путем прикосновения к ней кисти руки.
Если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки фонемы г от д с помощью шпателя (см. выше).
Добившись воспроизведения звонких взрывных согласных, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих (п—б, т—д, к—г).